Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим образованием подрастающих поколений и другими направлениями.
Физическое воспитание в семье включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание и т.д.
Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.
Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость.
Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни.
Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей жизни. В семье формируются трудовые действия. Труд выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности.
Методы воспитания детей в семье – это способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.
Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Они очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов.
Общие методы воспитания в семье, которые используются всеми родителями:
• убеждение (объяснение, внушение, совет);
• личный пример;
• поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
• наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы);
Иногда в семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.
Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди них: авторитет родителей, духовный и моральный климат семьи, слово, труд, учение, литература, фольклор, домашний быт, природа, обычаи, традиции, национальные обычаи, общественное мнение, игры и игрушки, радио, телевидение, режим дня, физкультура, спорт, реликвии, праздники, музеи, театры и др.
Выбор и применение методов семейного воспитания опираются на ряд условий.
• знание родителями своих детей, их положительные и отрицательные качества: чем интересуются, что читают, во что играют, какие трудности испытывают, какие у них отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более ценят в людях и др.
• личный опыт родителей, их авторитет, отношения в семье и др.
• если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.
• педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания.