double arrow

Социально-бытовые навыки в патронатной семье

Программа патронатного воспитания направлена mi создание для ребенка в семье наиболее благоприятных условий существова­ния, Поскольку биологический возраст ребенка не всегда соразме­рен с уровнем его зрелости и способности к социальной адаптации, дети, которые демонстрируют достаточный уровень зрелости и чув­ства ответственности, а также внушают доверие, могут получить преимущества в виде занятий, соответствующих их возрасту: такие занятия не являются обязательной составляющей жизни ребенка в патронатной семье, а разрешаются именно в качестве поощрения.

Сексуальное поведение, соответствующее возрасту ребенка. С философской, религиозной и педагогической точек зрения про­грамма патронатного воспитания поощряет и поддерживает воз­держанность у детей, соответственно агентство не одобряет распро­странение презервативов, противозачаточных таблеток или других противозачаточных средств, чтобы не давать детям повода считать, что добрачные сексуальные отношения могут иметь место. Мы по­лагаем, что дети, находящиеся в патронатной семье, должны при­держиваться воздержанного поведения в сексуальном отношении. Если же противозачаточные таблетки предписывает принимать пе­диатр, то их следует рассматривать как лечебное средство и при­нимать в соответствии с предписанием.

Пользование косметикой. Девушки в подростковом возрасте обычно интересуются косметикой. Любое использование макияжа должно быть умеренным и в соответствии с принятыми нормами для детей этого возраста. Мальчикам не следует разрешать делать макияж.

Прокалывание различных частей тела. Девочкам, помещенным в патронатную семью, разрешается носить серьги, если у них были ранее проколоты мочки ушей. Местное руководство рассматривает вопрос о ношении серег и мальчиками. При этом необходимо учи­тывать местные требования и реакцию окружающих и принимать решения, исходя из интересов ребенка. Дети, которые хотят проко­лоть уши, должны иметь на это письменное разрешение от родите­лей или опекуна. Прокалывание всех других частей тела запрещено для детей, находящихся в патронатной семье.

Развлечения и досуг. Дети, помещенные в патронатную семью,


принимают участие в обычных развлекательных мероприятиях вместе с другими членами семьи. Патропатные родители отмечают в воспитательном плане ребенка тип развлечений, их оздоровитель­ный эффект и степень контроля во время этих мероприятий. Раз­влечения вне дома включают в себя спортивные состязания, поход в кинотеатр или магазины, катание на коньках и т. д. Участие ребен­ка в развлекательных мероприятиях требует определенной степени контроля со стороны взрослых, за исключением тех случаев, когда его поведение не вызывает сомнений.

Ученики старших классов обычно Проявляют интерес к проти­воположному полу и любят устраивать школьные праздники. Что­бы принимать участие в этих праздниках, ребенок должен достичь ill сети ад цати летне го возраста и продемонстрировать способность самостоятельно принимать правильные решения. Дети, желающие пойти на праздник, должны спросить у сотрудника, могут ли они сделать это в качестве поощрения, разрешение на участие должно быть записано в воспитательном плане ребенка,

Просмотр кино- и видеофильмов. Отбор фильмов для просмот­ра осуществляется с разрешения патронатных родителей.

Одежда и личные вещи. При помещении ребенка в патронатную семью у него имеется минимальный набор одежды. Если это не так, необходимо оповестить инспектора Программы, курирующего дан­ного ребенка. Инспектор известит родителей или опекуна о необхо­димости обеспечить ребенка нужной одеждой и проследит за полу­чением одежды от вышеуказанных лиц или агентства. Сотрудники программы патронатного воспитания следят за тем, чтобы опека­емые дети не были лишены необходимой одежды из-за нежелания родителей, опекунов или агентства приобрести ее для них.

Учитывая тот факт, что в период пребывания в патронатной се­мье ребенку понадобится новая одежда, разработана специальная программа компенсации затрат патронатным родителям. Им вы­плачивается дотация на покупку одежды из районного бюджета.

Сотрудники Программы патронатного воспитания разделяют мнение о том. что внешний вид ребенка и его самооценка тесно связаны. Внешний вид человека имеет большое значение, так что выбор одежды должен соответствовать моменту. Любая одежда или прическа, свидетельствующая о принадлежности к какому-ли-оо объединению или подрывающая отношения с окружающими в школе, церкви или патронатной семье, должны быть запрещены, полосы должны быть чистыми и ухоженными. В период пребыва­ния в патронатной семье детям не разрешается сбривать или кра­сить волосы.





Одежда должна быть чистой и не вызывающей. Запрещается носить очень короткие юбки, верхнюю часть купального костюма без майки или блузки (не находясь на пляже), блузки с глубоким вырезом, юбки с глубоким разрезом, одежду, не закрывающую пу­пок или нижнее белье без верхней одежды. На одежде не долж­но быть рисунков или надписей, рекламирующих алкоголь, табак, наркотики; содержащих нецензурные слоьа; знаков отличия пре­ступных банд, расистских лозунгов или других знаков, могущих вызвать недовольство патронатпых родителей.

В свободное время дети могут носить спортивную одежду, под­ходящую для занятий соответствующими видами спорта.

Дети могут привезти в натропатную семью часть своих личных вещей, к примеру игрушки, книги, радиоприемник, плеер, велоси­пед и т.д. Детям не разрешается привозить с собой мебель, теле­визор, домашних животных, автомобиль, мотоцикл, огнестрельное оружие, ножи, табачные изделия, наркотики, непристойные или порнографические материалы. Им также запрещено иметь плака­ты, значки, кассеты, диски и т.д.. рекламирующие алкоголь, та­бачные изделия, наркотики, содержащие нецензурные слова, знаки отличия преступных банд, расистские лозунги и другие знаки, мо­гущие вызвать недовольство патронатпых родителей. Ни агентство, ни патронатные родители не несут ответственности за потерю или поломку личных вещей. Дорогие вещи следует оставлять дома, пока ребенок не достигнет возраста, в котором он сумеет ценить и беречь свои вещи. Следует научить детей не продавать, не занимать и не давать взаймы другим детям свою одежду и личные вещи.

Принципы осуществления досмотра. Важно, чтобы персонал и патронатные родители уважали право ребенка на личную жизнь, однако следует учитывать, что могут иметь место ситуации, ко­гда это право нужно рассматривать как вторичное по отношению к безопасности ребенка, других людей и жилища. Эти случаи обыч­но связаны с риском хранения ребенком опасных и недозволенных законом предметов или предметов, которые не должны храниться в доме или находиться в распоряжении ребенка. Кроме того, могут иметь место и другие ситуации, когда патронатным родителям или кому-либо из персонала необходимо осмотреть комнату ребенка, его вещи или его лично. Процесс осмотра должен быть продуманным: не следует заниматься инвентаризацией вещей ребенка, находящих­ся в доме, а также заставлять его распаковывать вещи в присут­ствии патронатных родителей или персонала. Согласно принципам и методам программы, осмотр вещей ребенка сводится к просьбе показать содержимое карманов без применения каких-либо более


строгих мер, применяющихся обычно при обысках. Посколью смотр связан с вторжением в личную жизнь ребенка важно ч' эта процедура проводилась только в целях его личной безопасн и безопасности окружающих его людей. Ни в коем случае патрс ныс родители не должны использовать досмотр для того ч-напугать или смутить ребенка.

Процедура досмотра. Если патронатные родители имеют с вания подозревать, что в доме или у ребенка спрятаны onai или недозволенные предметы, необходимо провести досмотр их изъятия. Разрешение на проведение досмотра запрашивэ у представителя администрации или дежурного администра детского дома. Факт проведения досмотра и его результаты с занием обнаруженных незаконно хранящихся вещей должны (отмечены в личном деле ребенка. При обнаружении незаконно нящихся вещей должен быть составлен соответствующий акт. смотр комнаты ребенка и его личных вещей не обязательно до/ происходить в присутствии обоих патронатных родителей, од это рекомендуется для того, чтобы обеспечить сохранность ве и предотвратить возможные обвинения в адрес патронатных р телей. Со стороны патронатных родителей было бы рациона, разрешить ребенку присутствовать при досмотре его комнач личных вещей, если, по их мнению, это не нарушает распор дня ребенка.

Об обнаружении нелегальных предметов (наркотики, нелег но хранящееся оружие и т. д.) следует сообщить директору детс дома или сотруднику агентства. Директор обязан сообщить о исшедшем в милицию и потребовать забрать эти предметы, а тг принять по отношению к ребенку соответствующие меры. Если сти откажутся изъять нелегальные или представляющие опасп предметы, их необходимо по возможности полностью у ничто» вывести из строя или же удалить из дома, убедившись, что он могут попасть туда снова. Директор детского дома списывает уничтожает предметы, представляющие опасность или не имек значительной ценности для хранения с целью последующего вращения родителям ребенка или опекуну. Ни директор, ни па натные родители, пи сотрудник агентства не несут ответственн за возмещение ущерба, нанесенного при списании или уничтожь указанных предметов. Все предметы, изъятые у ребенка, дол; Ьыть перечислены в соответствующем акте с указанием npoi Денных над ними действий: уничтожены, находятся на времег хранении, отданы родителям или опекуну.

Личный досмотр ребенка. В дополнение к перечисленным п



ципам досмотра родители должны признать личную неприкосно­венность ребенка в тех пределах, насколько это возможно в воз­никшей ситуации. При личном досмотре должны присутствовать двое взрослых, желательно того же пола. Представитель агентства также должен присутствовать при этой процедуре. Предварительно патропатные родители должны объяснить ребенку причину лично­го досмотра и рассказать, как он будет проходить. Патронатные родители должны заручиться поддержкой ребенка при иго разде­вании, за исключением тех случаев, когда они считают, что его по­мощь может препятствовать досмотру или представлять возмож­ный риск для окружающих. С ребенка нужно снимать только ту одежду, которая препятствует визуальному осмотру.

Рассмотрение жалоб детей. Любой ребенок, помещенный в па-тронатную семью, имеет право подать жалобу, если он считает, что его права были нарушены. Ребенок может попросить незаинтересо­ванных представителей персонала помочь в составлении жалобы.

Ответ, составленный в письменной форме, направляется ребен­ку руководителем того сотрудника или программы, на которого подана жалоба. Если ребенок неудовлетворен ответом, он может подать апелляцию в письменной форме на следующий день после получения ответа. Запрос на пересмотр решения подается на имя директора детского дома или сотрудника уполномоченной службы.

3.5. Права и обязанности

•" * участников патронатного воспитания

Патронатное воспитание должно обеспечивать условия, благо­приятные для нормального развития детей. Создание таких усло­вий предусматривает взаимодействие ребенка, семьи и уполномо­ченной службы.

Права и обязанности семьи. Патронатное воспитание основа­но на убеждении в первостепенном значении и неприкосновенно­сти семьи. Семья представляет собой идеальное образование для физического, эмоционального, духовного н социального развития ее членов. Она формирует взаимоотношения, важные на протяже­нии всей последующей жизни. Хотя все семьи и стремятся к этому идеалу, многие из них испытывают трудности в общении друг с другом.

— Члены семьи имеют право и обязаны проживать совместно,
если не возникают проблемы, препятствующие удовлетворению по­
требностей каждого из членов семьи.

— Члены семьи имеют право и обязаны общаться друг с другом.


— Семья имеет право на частную жизнь н соблюдение семейной
тайны.

— Семья имеет право на получение помощи со стороны обще­
ства.

Права и обязанности родителей.

— Родители имеют право и обязаны обеспечивать уход за детьми
и заниматься их воспитанием.

— Родители имеют право и обязаны принимать основные реше­
ния, связанные с жизнью детей.

— Родители имеют право и обязаны делать все возможное в
интересах детей.

— Право родителей — иметь доступ к ребенку, право и обязан­
ность поддерживать отношения с ним.

Дети имеют право на:

— гуманное и безопасное окружение, свободное от насилия, пре­
небрежительного отношения и эксплуатации. Ребенок, знающий
или подозревающий о насилии по отношении к нему или другим
детям, должен сообщить об этом персоналу, наставнику или любо­
му ответственному липу;

— получение надлежащего воспитания, ухода и руководства (со­
вета) обязаны принимать и использовать эти действии в надлежа­
щей мере;

— имеют право и обязаны поддерживать отношения с родителя­
ми, родственниками и другими имеющими к ним отношение взрос­
лыми;

— общение с братьями и сестрами, если последние помещены в
другую семью или соответствующие учреждения;

— частную переписку, возможность отсылать и получать сооб­
щения или осуществлять телефонные разговоры;

— информированное согласие или отказ от лечения или приема
лекарств, если эти процедуры не являются составной частью ос­
новной программы ухода или их права в этой части не ограничены
законом или решением суда;

— знать о последствиях, которые могут иметь место при отказе
от лечения или приема лекарств в случаях, указанных выше;

— имеют право и обязаны принимать участие в соответствую­
щих образовательных программах:

— образование в области здоровья, гигиены и сексуальных от­
ношений:

— имеют право и обязаны принимать решения, связанные с их
религиозными воззрениями и воспитанием;


— имеют право и обязаны принимать участие в решениях, ока­
зывающих влияние на их жизнь и будущее;

— участие в разработке и обсуждении плана их воспитания, ин­
формацию о квалификации персонала и лично о тех. кто занима­
ется их воспитанием:

— свободное общение в пределах границ, установленных инди­
видуальным воспитательным планом, при документированном под­
тверждении в их личном деле любых ограничений, наложенных на
процесс общения;

• - имеют право высказывать свое мнение относительно ухода или воспитания, представлять свои соображения ответственному представителю из персонала; руководитель в каждом районе на­значает представителя, который принимает жалобы по каждой про­грамме или учреждению; дети, направившие жалобу в письменной форме, получают своевременный письменный ответ;

— информацию, касающуюся применении принудительных мер,
в том числе: когда они могут быть применены, кто принимает ре­
шение об их применении и какие действия необходимы для снятия
ограничений:

— привилегии и свободы, соответствующие возрасту ребенка и
степени его зрелости;

— личную одежду, соответствующую возрасту и подходящую по
размеру, а также в определенной мере право выбора себе одежды:

— получение необходимых принадлежностей для ухода за собой
и приобретение навыков личной гигиены;

-• хранение денежных сумм, заработанных или полученных в качестве подарка, которые должны учитываться отдельно от сумм, выделяемых агентством патронатной семье на содержание ребенка;

— не использовать личные деньги для оплаты жилья и питания,
если это не предусмотрено в плане оказания помощи семье, при
письменном согласии родителей или опекуна, а также руководства,
поместившего ребенка в семью;

— приносить личное имущество в патронатную семью, иметь
другие личные вещи и располагать местом для их безопасного хра­
нения;

— неразглашение информации о себе, доступ к этой информа­
ции ограничен для родителей или опекуна, если ребенок несовер­
шеннолетний, а также для уполномоченного персонала, занятого в
Программе патронатного воспитания, кроме случаев, связанных с
нарушением закона;

•- имеют право знать, что записано в их личном деле, однако сотрудники Программы не имеют официального права разглашать


информацию или сообщать детям о сведениях, предоставленных третьей стороной, например содержащихся в отчете психолога;

— неприкосновенность личности и личного имущества.
Права детей включают доступ к таким возможностям, как:

—нормальное развитие личности — спорт, музыка, посещение
клубов и т.д.:

—общественные отношения;

—обучение трудовым навыкам и опыту рабочих отношений;

—деятельность, необходимая для повышения культурного уров­
ня ребенка.

Отношения между" детским домом и патронатными родителя­ми и кандидатами, получившими статус патронатных родителей, заключаются в виде соответствующего соглашения. В -этом согла­шении в письменной форме излагаются цели и условия в отношении патронатных родителей. обяза!ельства детского дома, расписание посещений семьи сотрудником службы, информация о финансовом возмещении расходов на ребенка.

Права а обязанности детского дома как уполномоченной служ­бы патронатного воспитания.

— Определять пути и направления помощи и опеки.

— Устанавливать, соответствует ли его деятельность нуждам
индивидуумов, обращающихся за помощью или получающих ее.

— Участвовать в совместном планировании вместе с семьями,
которым оно оказывает помощь, и другими социальными органи­
зациями, вовлеченными в работу с семьями,

— Оценивать нужды семей, родителей и детей с профессиональ­
ной точки зрения и представлять эту информацию семье.

— Предоставлять помощь в рамках политики, проводимой дет­
ским домом в соответствии с официальными требованиями, дей­
ствующими в регионе, а также с учетом существующих стандартов
в области детского воспитания.

Обязанности родителей. Как лица, непосредственно ухажива­ющие за ребенком, патронатные родители несут ответственность за то, как складывается его жизнь в патронатной семье. Патронатпым родителям для обеспечения детям необходимого ухода, способству­ющего их полноценному росту, развитию и воспитанию, следует:

— поддерживать дом и окружающую обстановку согласно пор-
Мам, принципам и методам функционирования программы патро­
натного воспитания;

— в соответствии с требованиями, изложенными в вышеуказан­
ных документах, обеспечивать круглосуточный уход и контроль за
ребенком:


— участвовать в планировании помещения ребенка в семью, те­
кущей жизни ребенка и окончании процесса патронатного воспита­
ния;

— обеспечивать медицинские и стоматологические осмотры ре­
бенка, а также необходимое лечение;

— участвовать в ежегодно проводимых занятиях, чтобы быть в
курсе текущих требований к подготовке патронатньтх родителей;

— следовать основным указаниям по Боепитанию детей, опреде­
ляемых программой патронатного воспитания;

— обеспечивать ребенку проезд в школу, поликлинику, на раз­
личные мероприятия и т.д.;

— регулярно представлять директору детского дома необходи­
мую документацию;

— принимать детей на ттатронатное воспитание только через дет­
ский дом;

— не брать в семью в качестве иждивенцев лиц в возрасте восем­
надцати лет и старше, если они не имеют отношения к патронатной
семье или опекаемым детям;

— не отиускагь ребенка с посторонними людьми без согласия
директора детского дома:

— уважать права ребенка, как это определено принципами и ме­
тодами функционирования программы патронатного воспитания;

— уважать права родителей и других членов семьи ребенка,
как это определено принципами и методами патронатного воспита­
ния;

— б случае каких-либо неясностей или неточностей в понимании
воспитательного плана получить уточнения у директора детского
дома:

— информировать о всех случаях насилия или пренебрежитель­
ного отношения к ребенку директора детского дома; при отсутствии
директора кон-гак тировать с его полномочным представителем;

— в случае необходимости кратковременного отсутствия по лич­
ным или рабочим делам обеспечить присмотр за ребенком; никогда
не оставлять ребенка с лицами моложе двадцати одного года;

— при отсутствии в течение пяти часов и более оставлять ребен­
ка с разрешения директора под присмотром друзей, членов семьи,
других патронатных родителей или любых лиц старше двадцати
одного года;

— соответствовать своим финансовым обязательствам в отно­
шении ухода зг, ребенком:

— посещать назначенные встречи и конференции, связанные с
патронатным воспитанием.


Обязанности детей:

сотрудничать с патронатными родителями и персоналом
агентства;

— подчиняться правилам, установкам и методам работы агент­
ства;

-— принимать ответственность за собственные действия;

— посещать школу, клубы и другие намеченные планом Про­
граммы учреждения;

— ставить в известность о своих нуждах заинтересованных лиц
и советоваться с ними:

— участвовать в планировании собственного будущего;

— задавать вопросы в случае непонимания политики детского
дома или служб сопровождения.

3.6. Контроль за поведением детей в патронатной семье

Дисциплина. Многие родители подразумевают под дисципли­ной исключительно наказание, хотя более правильно рассматривать дисциплину как часть процесса воспитания. По поведению ребенка можно многое узнать о его состоянии, поэтому родители должны уметь правильно его истолковать и адекватно среагировать, не при­бегая сразу же к наказанию, грубости или жестокости, патронат-ные родители должны показать детям, что их неадекватное поведе­ние всегда будет иметь соответствующие последствия. Программа патронатного воспитания была разработана для того, чтобы обес­печить детям жизнь в нормальной домашней обстановке. Однако, несмотря па большую свободу, которой дети пользуются в семье но сравнению с детским домом, их поведение не должно выходить за разумные пределы, а должно справедливо и внимательно контро­лироваться родителями. Дисциплинируя ребенка, необходимо учи­тывать его личные потребности, способности, возраст, особенности характера и уровень его развития в целом.

Выбирая необходимые дисциплинарные меры, важно помнить, что многие дети попадают в патроватную семью из среды, где к ним относились жестоко. Примерами подходящих дисциплинарных мер могут служить потеря каких-либо привилегий, временная изо­ляция, смена занятий, а также поощрение хорошего поведения. Ис­пользование таких приемов, как лишение привилегий, выключение телевизора, отстранение от участия в увеселительных мероприя­тиях как следствие плохого поведения ребенка, возможно лишь в течение того промежутка времени, который требуется ребенку для осознания и исправления своего поведения. Если в качестве диспи-


плинарной меры используется временная изоляция, то при опреде­лении времени изоляции для детей дошкольного возраста и млад­ших школьников следует руководствоваться следующей формулой: возраст ребенка умножить на одну минуту. Если ребенок продолжа­ет вести себя плохо, то необходимо повторно применить этот при­ем. Однако, оценивая целесообразность применения той или иной дисциплинарной меры, необходимо помнить, что целью их исполь­зования является исключительно улучшение поведения ребенка.

При возникновении необходимости временной изоляции под­ростков, патронатным родителям предлагается самим выбрать нужный промежуток времени. Когда дети удалены в свою ком­нату на длительные промежутки времени, патронатные родители должны периодически проверять их поведение и безопасность. Ес­ли дети намеренно портят имущество или же совершают кражи, то наилучшим выходом будет смена семьи патронатного воспитания. В случае если пропало имущество, оно должно быть возвращено. Сотрудник Программы должен помочь родителям в решении этой проблемы.

Физические наказания или угрозы физического наказания с це­лью воспитания ребенка абсолютно неприемлемы. Поскольку боль­шинство детей подвергались в прошлом насилию, нужно прило­жить все усилия для избежания жестокости в случае наказания. Ни при каких условиях недопустимо бить, шлепать, щипать, трясти, тащить ребенка. Патронатные родители должны осознавать необхо­димость соответствия применяемого наказания степени непослуша­ния. Физические наказания не могут быть использованы ни в какой форме, в том числе не позволяется заставлять ребенка ходить на ко­ленях, делать приседания, находиться в неестественной позе. Нель­зя заставлять ребенка изменять в качестве наказания свою внеш­ность путем ношения определенной одежды или стрижки волос. Продукты инталия, включая легкие закуски (чипсы, шоколадки и проч.) не должны ассоциироваться ни с наградой за хорошее пове­дение, ни с наказанием за проступки. Запрещается поручать нака­занному ребенку бессмысленную работу типа перетаскивания кам­ней из одной кучи в другую, а также уборку туалет. Недопустимо давать ребенку лекарственные препараты с целью наказания. Од­на из характерных черт, присущих патронатным детям, —низкая самооценка. В прошлом они подвергались насилию, жесткой кри­тике и привыкли видеть в своей жизни только плохое. Подчеркивая хорошие способности и положительные качества детей, можно по­мочь им осознать свою значимость и повысить самооценку. Следо­вательно, патронатные родители должны стараться поощрять хо-


рошее поведение и различные достижения своих подопечных, неод­нократно высказывая им похвалу и одобрение. Дисциплинарные меры патронатных родителей должны согласовываться с принци­пами агентства и не калечить ребенка ни физически, ни морально. Делать замечания ребенку позволяется только взрослым членам патронатной семьи. Наказание не должно быть грубым, жестоким, необычным, унизительным или оскорбительным. Нельзя наказы­вать ребенка путем запрещения походок в гости или получения по­чты. Нельзя пугать ребенка тем, что патронатная семья откажется от него, если он будет плохо себя вести. Нужно обязательно объ­яснить ребенку причину, по которой он наказан или лишен чего-либо. Если ребенку запрещено покидать дом d течение более чем 24 часов, то родители должны отметить этот факт в его личном деле. Самое главное для родителей — дать понять ребенку, что они хотят научить его уважать их авторитет, быть послушным и сле­дить за своим поведением. Все эти вопросы должны быть обсуж­дены между патро латными родителями и сотрудниками службы. Если возникают проблемы по поводу применения дисциплинарных мер, следует связаться с сотрудником Программы, ответственным за данного ребенка.

Ограничение физической активности. Необходимо некоторое ограничение физической активности ребенка во избежание получе­ния травмы им самим или окружающими. Необходимо точно сле­довать методам ограничения физической активности, принятым в детском доме. Патронатные родители должны пройти курс обуче­ния этим методам и продемонстрировать усвоение материала преж­де, чем им будет дано право их применять.

Ограничение физической активности может быть применено только в том случае, если другие предпринятые меры безопасно­сти оказались безрезультатными. Каждый такой случай должен быть отражен в личном деле ребенка в соответствии с принятыми нормами. В личное дело необходимо включить соответствующий акт. Когда родители препятствуют совершению маленьким ребен­ком поступков, угрожающих его жизни и здоровью, например игры на проезжей части, прикосновение к горячей плите, или же сдер­живают его приступы гнева, то такие ситуации рассматриваются как своевременное вмешательство, а не как ограничение физиче­ской активности.

Контроль угрожающего поведения ребенка. Любые мысли о самоубийстве или угрозы в отношении других людей, высказан­ные ребенком, должны восприниматься патронатными родителями очень серьезно. Родителям необходимо убедить ребенка в ценности


и уникальности человеческой личности. Важно понять, действи­тельно ли он хочет нанести вред себе или другим, и принимать ме­ры по обеспечению безопасности его самого и окружающих вплоть до окончания критического периода. Каждый случай появления у ребенка агрессивных или суицидальных фантазий должен быть от­ражен в его личном деле путем составления соответствующего акта. Если установлена вероятность нанесения ребенком вреда себе или другим, необходимо срочно связаться с сотрудником Программы, курирующим данного ребенка, и спросить его мнение о риске само­убийства. Если сотрудник или его начальник недоступны, следует срочно обратиться к психиатру для оценки возможности и степени риска самоубийства. Пагронатные родители могут в любой момент потребовать консультации сотрудника Программы, ответственно­го за ребенка, или дежурного представителя агентства для оценки того, насколько рискованно поведение ребенка.

Если ребенок отсутствует без 'разрешении. Если патронатные родители обнаружили, что ребенок отсутствует, не получив па это разрешения, необходимо расспросить других детей о том, где, по их мнению, он может находиться, и начать поиск в местах, где пред­положительно он может быть. Если поиски не увенчались успехом, следует предпринять следующие меры.

— Если ребенку нет тринадцати лет. нужно немедленно сооб­
щить в соответствующие правоохранительные органы, представи­
телю уполномоченной службы.

— При пропаже детей тринадцати лет и старше следует немед­
ленно поставить в известность директора или дежурного в детском
доме. Если ребенок отсутствует в течение трех часов в дневное вре­
мя, патронагные родители должны сделать заявление в правоохра­
нительные органы. (Если патронатные родители считают1, что ре­
бенку угрожает опасность, заявление может быть сделано и по ис­
течении меньшего времени с момента его пропажи.) Если ребенок
исчез ночью и патронатные родители имеют основание предпола­
гать, что он покинул дом с целью побега, то правоохранительные
органы должны быть поставлены в известность незамедлительно,
после чего необходимо предупредить директора детского дома и
сотрудника агентства.

В основе организации работы по контролю за развитием ребен­ка лежит идея комплексного сопровождения от момента поступ­ления его б семью до момента изменения его формы устройства или выпуска в самостоятельную жизнь. Комплексное сопровож­дение включает в себя диагностику состояния ребенка на разных этапах жизни в семье, поиск путей преодоления проблем и труд-


костей, эффективных путей развития и социализации, выработку и регулярный пересмотр плана повседневной жизни, организацию постоянной поддержки и помощи ребенку в решении его проблем. Особенность комплексного сопровождения ребенка — исследование природы возникших у ребенка проблем в семье, школе, в ближай­шем окружении и т. д. Таким же образом идет и поиск источников поддержки ребенка, как в широком социальном окружении, так и в его семье, в кругу родственников и знакомых и т.д. [112. 171].

В связи с этим положением работа реабилитационной службы по комплексному сопровождению ребенка и семьи основывается на достаточно известных принципах, а именно:

— рекомендательный характер решений, так как окончательное
решение вырабатывается консилиумом, в состав которого входят и
патронатные воспитатели, в семье которых живет ребенок, или его
кровные родители, педагоги, близкое окружение;

— решение проблемы с максимальной пользой для ребенка;

— непрерывность сопровождения;

— комплексность, которая предполагает работу команды спе­
циалистов, когда все их усилия направлены на каждого ребенка,
а в результате принимается решение о необходимых действиях но
изменению ситуации:

— независимость решений службы от административного,
управленческого давления {112].

При определении шагов в отношении конкретных детей специа­листы ориентируются только на пользу ребенка и не могут высту­пать против его интересов.

Термин «комплексное сопровождение», а не руководство и кон­троль, подчеркивает определенную самостоятельность патронат-ных воспитателей в воспитании и развитии ребенка при условии, если это развитие осуществляется эффективно.

Отличие этой формы контроля от традиционных «контрольных обследований» опекаемых детей заключается в том. что осуществ­ляется не просто проверка условий жизни и воспитании ребенка, а проверка выполнения плана по защите прав ребенка. Проверка включает в себя оценку состояния здоровья ребенка, его умствен­ного развития, самосознания, отношений в семье, внешнего вида и гигиены ребенка, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания.

Для эффективности этой работы разработаны специальные формы по оценке состояния развития ребенка и эффективности вы­полнения плана по защите прав ребенка для различных возрастных групп детей.


Таким образом, патрсшатные семьи, воспитывающие ребенка-сироту, совершают этот благородный труд не только из сочувствия к детям. Появление приемного ребенка зачастую приводит к оздо­ровлению семьи, способствует решению внутрисемейных проблем. На определенном этапе своего развития для многих семей принять к себе ребенка — значит сделать здоровый выбор, естественный шаг, обновить и укрепить семью. Именно эти семьи в любой стране ста­новятся той общественной силой, опираясь на которую государство может обеспечить право детей-сирот на семейное воспитание.

Реализация плана обеспечивает индивидуальную траекторию социальной адаптации каждого воспитанника. В процессе постин­тернатной адаптации в семейном центре обеспечивается комплекс­ное сопровождение воспитанника, которое включает медицинское, социально-правовое, психологическое, педагогическое сопровожде­ние и осуществляется психологом, социальным педагогом, врачом, администрацией детского дома, воспитателями семейного центра. Содержание комплексного сопровождения характеризует индиви­дуальный план развития каждого воспитанника.

Индивидуальный план развития воспитанника представляет со­бой план работы, который составляется па три, тесть, девять ме­сяцев, в зависимости от уровня адаптированности воспитанника. План работы описывает цели, проблемы, нужды, сильные сторо­ны воспитанника, прогресс (т.е. успехи, продвижение вперед), кри­терии оценки результата и пути достижения выдвинутых задач в каждой области жизнедеятельности воспитанника семейного цен­тра [95, 243].

Процесс адаптации в условиях семейного центра индивидуален. Эта индивидуальность обусловлена психологическими особенностя­ми ребенка, различием субъектного опыта, уровнем физического здоровья и физического развития и проявляется в темпе адапта­ция.

Воспитанники семейного центра имеют возможность прохожде­ния процесса постинтернатной адаптации в индивидуальном темпе, который определяет время нахождения воспитанника в семейном центре.

Результаты диагностики позволяют говорить об эффективности семейного центра как модели постинтернатной адаптации выпуск­ников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, ли­шенных попечения родителей.

В целом следует сказать, что альтернативные интернатным учреждениям модели семейного устройства—профессиональные замещающие семьи (приемная и патронатная, особенно последняя)


в настоящее время и ближайшее десятилетие представляются выхо­дом для России времени проблем социализации и интеграции детей-сирот [67, 79, 91].

Профессиональная семья, с одной стороны, имеет материаль­ную базу для приема сирот (при этом содержание ребенка обходит­ся дешевле для государства), с другой — открыта для помощи спе­циалистов. Семьи готовы участвовать в психологическом отборе, пройти обучение, ориентированы на сотрудничество со службами помощи. Патронат ребенка-си роты может стать и первым этапом на пути к его усыновлению.

Одна из серьезных проблем — неподготовленность специалистов к подобной работе, нередко отсутствие самих служб, недостаточ­ная разработанность технологии социально-психолого-меди ко-пе­дагогического сопровождения семей, неинформированность специ­алистов.

А.Кадушин, проведя фундаментальный обзор сравнительных исследований, касающихся развития ребенка в условиях детского дома и замещающей профессиональной семьи, выявил практически полную согласованность выводов, к которым пришли разные уче­ные: в замещающей семье развитие ребенка происходит успешнее, чем в сиротских учреждениях [301].

В нашей стране, несмотря на двухвековой опыт организации замещающей семейной профессиональной заботы, данная пробле­ма остается малоизвестной и малоизученной. Однако, несмотря на медленные темпы и недостаточное понимание со стороны обще­ственности и чиновников необходимости развития новых форм се­мейного жизнеустройства детей-сирот, регионы России один за дру­гим принимают законы о приемной семье. Разработаны норматив­но-законодательные и методические основы введения патронатного воспитания. Просчитана финансово-экономическая выгода от вве­дения института замещающей семьи вместо интернатного воспита­ния.

Страны Западной Европы, США, Канада и ряд других стран прошли путь введения института замещающей семьи, он никогда не был легким. Но он необходим, если общество чувствует ответствен­ность за создание условии для нормального развития детей, остав­шихся без попечения кровных родителей. Только семейные формы жизнеустройства ребенка-сироты дают возможность преодолеть те невзгоды, которые уже выпали на его долю, и не усугубить его состояние. В этой работе государственные чиновники —а именно они осуществляли процесс перевода от интернатных форм жизне­устройства детей к семейным — и специалисты опирались на обще-


ство. Без участии множества обычных семей такой переход был бы невозможен. Выла проделана большая работа, чтобы на зако­нодательном, управленческом: учрежденческом уровнях закрепить практику передачи детей в замещающие семьи. В этой работе боль­шую роль сыграли средства массовой информации, которые попу­ляризировали институт замещающей семьи и привлекли внимание тысяч людей к проблеме сиротства. И люди откликнулись, стали брать детей в свои семьи.

Надо полагать, что россияне не менее благожелательно отнесут­ся к судьбам детей-сирот, чем люди других стран. Нужно только верить, что наступят такие времена, и они не за горами...

Контрольные вопросы и задания

1.Изложите основные критерии подбора патроиатпых семей.

2. Раскройте основные причины помещения ребенка в патронат.

3. В чем заключаются права и обязатшости пятронатных родителей
и приемных детей?

4. Объясните, в чем состоит комплексное сопровождение патропатшж


Г л а в а 4

МОДЕЛИ ПАТРОНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ*

4.1. Патронатная семья

В эксперимент по созданию моделей патронатного воспитания включились в настоящее время двадцать регионов Российской Фе­дерации. В Калининградской, Пермской. Новгородской областях. в Москве, в Алтайском крае приняты законы, регулирующие па­тронат. В других областях эксперимент проводится нугеи созда­ния экспериментальных площадок, созданных на базе перепрофи­лированных детских домов либо непосредственно в органах опеки и попечительства, и регулируется постановлениями администраций областей» городов [1У, 95, 183-184, У56'|.

Новым принципом патроната стало делегирование полномочий по опеке и попечительству уполномоченным службам, которыми могут выступать учреждения образования, социальной зашиты, здравоохранения, занимающиеся проблемами и защитой прав де­тей. При этом создаются или перепрофилируются учреждения, предоставляющие патронатное воспитание, осуществляющие под­готовку ребенка, нуждающегося в государственной защите, к поме­щению в семью, а также для работы по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми, признанными нуж­дающимися в государственной защите, но находящимися в кровных семьях, а также переданными в семьи патронатных воспитателей.

Представляет значительный интерес опыт создания разных мо­делей патронатного воспитания в регионах России, который накоп­лен за эти десять лет работы по разработке, апробации и внедре­нию профессиональных замещающих семей с использованием опы­та зарубежных, в частности, американских коллег из Фонда Бакпо-ра. Приведем примеры отечественных моделей пагроната, которые успешно развиваются в нашей стране.

Одна из успешно функционирующих моделей патронатного вос­питания— патронагная семья во Владимирской области при Ка-мешковском деаском доме [18-1]. Первоначально в этом детском до­ме были размещены 30 человек из города и района. 23 из которых состояли на учете в детской комнате милиции. За плечами каждо­го из них был большой жизненный опыт, измеряемый не годами, а



Материал главы разработан


iio с Е В. Селсни



проступками их и взрослых, находящихся рядом с ними. На них, независимо от возраста, ложились заботы об удовлетворении своих элементарных потребностей в пише, в жилье, одежде, которые чаще всего решались воровством, мошенничеством, попрошайничеством. Дети с каждым днем теряли чувство защищенности и доверия. В результате такой жизни у дегей складывалось неправильное пред­ставление о функциях семьи, о нормах человеческой морали.

Педагогический коллектив Камешков с кого детского дома в 1998 г. принял решение о создании системы патронатного воспи­тания.

Не секрет, что велик процент «бывших детдомовцев», которые так и не сумели создать полноценные семьи, главным образом в силу отсутствия положительного опыта. Поэтому привить ребенку умения и навыки, необходимые для самостоятельной жизни, всегда было целью воспитательной работы в детском доме. Но в условиях даже самого респектабельного детского дома невозможно создать модель полноценной семьи со всем кругом взаимоотношений и обя­занностей каждого из ее членов.

Изучив зарубежный опыт устройства детей, лишенных попече­ния родителей, в фостеровские семьи, методы и принципы фостс-ровского воспитания, администрация детского дома под руковод­ством областного департамента образования совместно с районным отделом образования подготовила нормативно-правовую балу для открытия эксперимента по патронатному воспитанию.

Проводя разъяснительную работу среди населения района, дет­ский дом опубликовал в местной газете статью о патронатном вос­питании. Многие жители откликнулись на это заявление и обрати­лись в детский дом, изъявив желание взять ребенка в свою семью. Психологами детского дома был произведен отбор семей. Из 22 се­мей, обратившихся в детский дом, было отобрано 10,

Основными критериями при отборе семей служили:

— заинтересованность потенциальных воспитателей в работе с
д ет ь ми- си ротам и;

— опыт работы с детьми данного возрасти; •<-••:

— наличие преимущественно полной семьи;

— устойчивость семейных отношений:

— благоустроенное жилье; •"

— наличие постоянного места работы:

— возрастные ограничения, от 24 до 45 лет;

— состояние физического здоровья воспитателей;

— устойчивый материальный доход.


Пагронатными воспитателями стали педагоги, медицинские ра­ботники, судья, бухгалтер, технолог фабрики, библиотекарь, офи­цер запаса, рабочие.

С введением новой формы — патронатного воспитания — про­изошла реорганизация структуры детского дома. Деятельность детского дома стала осуществляться как функционирование ряда служб; одна из таких служб — служба патронатного воспитания, руководит деятельностью этой службы директор детского дома.

В соответствии с основными направлениями работы службы па­тронатного воспитания членами ее являются заместитель директо­ра по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, психоло­ги детского дома, врач.

Основные направления деятельности этой службы:

— поиск, отбор и подготовка патронатных воспитателей;

— осуществление отбора воспитанников, подлежащих к помеще­
нию в патронатную семью;

— осуществление комплексной диагностики, реабилитации и со­
циальной адаптации ребенка с целью подготовки его к жизни в
патронатной семье;

— проведение коррекционно-развивающей работы с ребенком,
переданным на воспитание в патронатную семью;

— осуществление мер, предусмотренных индивидуальным пла­
ном развития ребенка;

— защита личных и имущественных прав и интересов ребенка;

— осуществление контроля за выполнением патронатным вос­
питателем его обязательств.

После отбора патронатные воспитатели проходят обучение. Службой патронатного воспитания разработана программа подго­товки патронатных воспитателей, в которой предусмотрено рас­смотрение вопросов и проблем, возникающих в замещающих се­мьях, и пути их разрешения.

Параллельно с подготовкой патронатных воспитателей проис­ходит отбор детей, подлежащих помещению в семью патронатных воспитателей. Далее наступает этап знакомства. При помещении детей в семью учитываются пожелания как патронатных воспита­телей, так и детей.

С патронатными воспитагелями были заключены договора, в которых определены права и обязанности каждой из сторон: па-тронатпых воспитателей и администрации детского дома. На осно­вании этих договоров и постановления Главы администрации Ка-мептковского района №283 от 02 сентября 1998 г. «Об организации патронатного воспитания детей на базе Камешковского районного


детского дома* десять воспитанников детского дома были помеще­ны в семьи.

Контроль за адаптацией и развитием детей в патронатных се­мьях осуществляет методическая комиссия, которая была создана приказом директора детского дома; методическая комиссия — коор­динирующий орган службы патронатного воспитания. На заседа­ниях комиссии утверждаются и корректируются индивидуальные планы развития детей, помещенных в патронатные семьи. Главной задачей члены службы патронатного воспитания считают форми­рование у детей социальной компетенции, которая позволит ребен­ку адекватно функционировать в обществе.

Патронатная семья содействует формированию у воспитанни­ков системы ценностных ориентацией, профессиональному и лич­ностному определению, установлению эмоциональных связей с дру­гими людьми, овладению досуговой. общественной, бытовой дея­тельностью. Перед воспитателями патронатных семей ставится ши­рокий спектр задач, результатом решения которых должен быть высокий уровень готовности воспитанника к самостоятельной жиз­ни и деятельности. Он включает социальную готовность, навыки коллективной деятельности, навыки социально-бытовой ориента­ции, навыки организации самостоятельной жизни и т.д.). трудовую готовность (навыки самообслуживания, ориентация в мире профес­сий, профессиональное самоопределение и т.д.). мораль но-во левую (психологическую) готовность (адекватная самооценка, достаточ­ная сформирование с ть волевых качеств), физическую готовность (навыки здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек и

т.д.).

Работа с детьми ведется патронатными воспитателями в тес­ном взаимодействии с командой сопровождения в соответствии с индивидуальными планами развития детей, которые включают та­кие направления, как здоровье, эмоционально-психологические по­требности, поведение, общение, образование (учеба), внешкольные занятия, кровная семья, навыки самостоятельной жизни.

Патронатный воспитанник, проживая и воспитываясь в семье, находится под опекой специалистов службы патронагного воспита­ния, т.е..ребенок имеет возможность своевременно получить необ­ходимую помощь специалистов. В структуре службы сопровожде­ния имеются следующие подразделения.

1. Социально-правовое (администрация, социальный педагог):

— юридическая ответственность за жизнь и здоровье ребенка,
защита его прав, организация жизнедеятельности;

— координация работы всех служб;


— отбор и подготовка патронатных семей;

— плановое обследование детей в патронатных семьях;

— работа с кровной семьей;

— связь с учреждениями образования и другими организация­
ми;

— отслеживание результатов самоопределения выпускников и

др.

2. Реабилитационное (медицинские работники, социальный пе­
дагог, педагоги дополнительного образования, логопед, воспитате­
ли, библиотекарь):

— диагностическая, реабилитационная, коррекционная, просве­
тительская, образовательная работа;

— индивидуальное консультирование воспитанников и воспита­
телей;

— мониторинг общего состояния ребенка (физическое, психиче­
ское состояния, невротические проявления, социальная адаптация,
само восприятие, школьная адаптация).

3. Психокоррекционное (независимые психологи, психолог дет­
ского дома):

— диагностическая, коррекционпая. развивающая работа;

— мониторинг развития ребенка;

— просветительская работа;

— сопровождение ребенка в патронатной семье.

В патронатные семьи 1 октября 2002 г. были помещены еще два­дцать детей в возрасте 12-18 лет. Для детей этого возраста пробле­мы социализации наиболее актуальны, они связаны с возникнове­нием и формированием «чувства взрослости», становлением пси­хосексуальной идентичности, что предполагает расширение сферы самостоятельности, признания со стороны взрослых факта взрос­ления ребенка, предоставление ему прав и обязанностей. Однако условия развития ребенка в детском доме изначально ограничива­ют сферу проявления самостоятельности ребенка и, как правило, «детский статус» воспитанников более удобен для воспитателей.

Программа эксперимента предусматривает прохождение через три этапа: организационный, адаптационный и коррекциопно-раз­вивающий.

Адаптационный период можно назвать одним из самых слож­ных, потому что именно на него приходится решение различного рода проблем психологического и социального характера (психоло-ический барьер общения, принятие на себя взрослыми и детьми соответственно ролей патронатных воспитателей и воспитанников связанных с ними обязательств).


В настоящее время идет третий период — ко ррекционн о-раз ки­вающий. Методическая комиссия, проанализировав первые годы эксперимента, рекомендовала параллельно с практическими и эти­ческими умениями и навыками, получаемыми в семье, обучение ре­бенка-сироты теоретическим систематическим знаниям, что необ­ходимо для его полного и гармоничного развития. При детском до­ме для воспитанников патронатных семей организованы факульта­тивные курсы: «Экономика среди нас», «Подросток и закон», «Об­щение». «Развитие познавательных навыков», «Клуб будущих де­вушек».

Патропатные воспитатели объединились в Клуб поддержки. Це­лью создания клуба было оказание психологической поддержки воспитателям и воспитанникам, обмен опытом и обобщение опыта.

Подводя итоги пятилетней работы службы патронатного воспи­тания в Камешковском детском доме [184], были отмечены положи­тельные результаты у воспитанников патронатных семей:

— улучшение соматического здоровья у всех детей: резко сни­
зился процент простудных заболеваний;

— физическое развитие у всех детей соответствует возрасту;

— самооценка большинства детей стала носить адекватный ха­
рактер, многие дети эмоционально раскрепостились, у двоих детей
появились навыки управления своими эмоциями, исчезли вспышки
гнева, истерики;

•-- явные успехи в образовательной сфере: 8 детей закончили учебный год на t4» и «5». повысилась успеваемость у 13 детей, одна девочка закончила школу на «отлично»;

— у детей разрушается чувство «изолированности», характерное
для детей-сирот;

— 85% детей отметили, что имеют друзей не из числа воспитан­
ников детского дома;

— у 80% детей отношения с друзьями строятся па взаимопони­
мании.

Отмечая отрицательные черты характера своих друзей, ребята видят и положительные качества:

— у 75% патронатных воспитанников возникло чувство доверия
к людям, к членам ыатропатной семьи;

— расширился круг интересов детей (30% занимаются спортом,
40% занимаются в школе искусств и др.).

В конце каждого учебного года проводится анкетирование вос­питанников патронатных семей. Анализ его результатов ноказыва-ет, что:

— все дети патронатных семей признают форму патронатной


семьи полезной, нужной, приоритетной, психологически комфорт­ной;

— 86% выпускников патронатных семей считают, что патронат-
ная семья почти всегда для них пример организации семейной жиз­
ни:

— у 76% значительно изменилось представление о распределе­
нии ролей в семье; это важно, так как у большинства детей из дет­
ского дома опыт ортннзации семейной жизни основан на асоци­
альном образе жизни;

— Ь'8,4% детей, воспитанников патронатных семей, улучшили
показатели в учебе, все дети повысили уровень развития навыков
самостоятельной жизни, вырос эстетический уровень, повысилась
общая культура поведения.

Главный вывод, к которому пришли все патронатные воспита­тели, заключается в том. что патронатная семья —это наиболее эффективная форма создания условий для социальной адаптации воспитанников детского дома, всестороннего развития их личности, наиболее благоприятная с точки зрения психологической защищен­ности и социализации детей, лишенных родительского попечения.

4.2. Семейный центр пост интернат ной адаптации

После выпуска из детского дома новое социальное окружение выпускника сильно отличается от того, к которому ребенок привык. Происходит резкая смена условий жизнедеятельности, выпускник интернатного учреждения находится, как правило, в состоянии пси­хологического стресса.

Выпускнику интернатного учреждения предстоит заново вы­строить и организовать свое жизненное пространство, так как прак­тически отсутствует какая бы то ни было преемственность жизни в учреждении и самостоятельной жизни детей-сирот. Поэтому вы­пускнику детского дома необходима поддержка в начале их само­стоятельной жизни, помощь в преодолении проблем и трудностей социальной адаптации. С этой целью создаются и действуют раз­личные модели постинтернатной адаптации: социальная гостини­ца; школ а-интернат, при которой создается специальный постин­тернатный блок для выпускников; пентр постинтернатной адапта­ции; производственно-адаптационный участок.

Во Владимирской области в рамках эксперимента но патро-натному воспитанию совместно с американским Фондом Бакнера реализуется новая модель постинтернатной адаптации — семейный Центр [95, 181].


Семейный центр можно рассматривать как переходное звено, своеобразный буфер между жизнью в детском доме и самостоя­тельной жизнью, это заинтересованный посредник в процессе адап­тации выпускника детского дома к социуму.

В период пост интернатной адаптации у выпускника должна про­изойти психологическая перестройка для жизни в среде, кардиналь­но отличающейся от жизни в детском доме, выпускнику необходимо перейти:

- от внешней заданности жизни к саморуководству, к необходи­мости делать выбор и нести за него персональную ответственность;

— от пассивного пребывания на гособеспечении и привычки по­
лагаться на помощь окружающих к самостоятельному обеспечению
себя за счет своего труда;

— от жизни «среди своих», часто в атмосфере взаимного от­
чуждении и силового способа самозащиты к созидательному стилю
общения и правовым формам защиты себя;

— от безусловного вынужденного подчинения конкретному вос­
питателю к ориентации на закон, гражданские права и личную от­
ветственность.

Многим выпускникам этот переход оказывается не под силу. Ча­сто выпускники, не привыкшие к самообеспечению и самооргани­зации, выбирают путь, требующий наименьших усилий (воровство, иждивенчество). Выпускники не умеют приспособиться к социаль­ному окружению, они замкнуты, не стремятся учитывать мнение других людей. Им трудно найти работу и удержаться на ней, со­здать семью.

Данный переход будет успешным и безболезненным в том слу­чае;, если осуществляется педагогическое руководство этим процес­сом и если выпускник детского дома в этот период находится в психологически комфортной среде, обеспечивающей стабильность, защищенность, безопасность. Цель создания такой среды и решает семейный центр.

В основе деятельности семейного центра как формы патронат-ного воспитания лежит идея разделения ответственности за ребенка между детским домом и воспитателями семейного центра. Адми­нистрация детского дома берет на себя ответственность за решение социальных проблем, обеспечение потребности в образовании и ме­дицинской помощи воспитанников семейного центра. Воспитатели семейного центра (патронатные родители-воспитатели), семейные пары, работающие по трудовому договору (контракту), берут на себя ответственность за жизнь, развитие, воспитание детей.

Цель работы семейного центра — помощь выпускникам детских


домов б постинтернатной адаптации, подготовке их к самостоятель­ной жизни. Основные задачи работы семейного центра связаны с основными направлениями его деятельности.

Во-первых, центр решает задачу создания социально-педагоги­ческой среды, обеспечивающей психологическую комфортность и социально-правовую поддержку выпускников интернатных учре­ждений. Специфика данной среды в семейных условиях жизнедея­тельности и реализации Программы социальной адаптации каждо­го воспитанника.

Во-вторых., в центре обеспечивается инднвидуальнос комплекс­ное сопровождение процесса постинтернатной адаптации каждого воспитанника. Данное сопровождение осуществляется членами так называемой команды, куда входят администрация детского дома, социальный педагог, врач, психолог, воспитатели семейного центра.

И третья задача — это диагностика и коррекция процесса пост интернат по и адаптации.

Семейный центр — структурное подразделение детского дома. Можно выделить следующие общие черты семейного центра и дет­ского дома.

Во-первых, это субъекты воспитания.

Во-вторых, основная задача обеих форм устройства—создание детям условий развития, воспитания и получения образования, ока­зание помощи в выборе профессии, подготовке к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

В-третьих, функции опекуна (попечителя) воспитанников воз­ложены на учреждение, а директор детского дома — законный представитель ребенка.

В-четвертых, содержание и обучение воспитанников осуществ­ляется на основе полного государственного обеспечения.

В-пятых, работа воспитателя — профессиональный труд.

Выделяют следующие черты отличия семейного центра и дет­ского дома (табл. 15).

Во Владимирской области действуют два семейных центра: для юношей и девушек. В поселке Андреевском в одном из двухэтаж­ных домов две (двух- и трехкомнатную) квартиры занимает семей­ный центр для юношей.

Квартиры объединены в одну большую шести комнатную, созда­ны все необходимые условия для проживания. Юноши занимают три комнаты и живут в двух комнатах по двое, и в одной — три че­ловека. Каждая семья патронатных родителей-воспитателей имеет свою комнату. За время работы семейного центра усилиями патро­натных воспитателей и ребят построены помещения для содержа-


Таблица, l,i. Основные черты отличия семейного центра и детского дома

Семейный центр j Детский дом
Форма семейного воспитания детей-сирот и детей, лишенных родитель­ского попечения Форма общее гвсшюго воспитания детей-сирот и детей, лишенных ро­дительского попетения.
Разграничение обязанностей между детским домом и патронатными вос­питателями Все обязанности опекуна в отноше­нии ребенка иоз.южены па детский дом.
Воспитанники семейного центра имею: осзювиое общее образова­ние, получают начальное, среднее или высшее профессиональное образование. Воспитанники детского дома полу­чают, как правило, основное оощее образованно.
LJpCMH Похождения ВОСПИТаПНПКа В семейном центре может иметь диа­пазон от нескольких месяцев до че­тырех лет и определяется степенью его СОЦИаЛЬНОП адаПТНЦИИ И ГОТОВНО­СТИ к самостоятельной жи:ши. И рем я нахождения воспитанника в деи'ком доме иаинсит от времени по­сту ил с пин в V4pe?^CHni'. устройства на другую форму воспитания и по­лучения образования.
Воспитанники семейного центра на­ходятся и условиях, приближенных к. условиям их самосюнтельпчй жи:з-ни. Воспитанники детского дома нахо­дятся в условиях, далеких от усло­вий их самостоятельной жизни.
Воспитатели семейного центра — се­мейные пэры. Воспитатели детского дома чаше люди, не находящиеся в родствен­ных отношениях.
Воспитатели семейносо центра — мужчины и женщины в равном отношении Среди воспитателей детского дома преобладают лица женского пола.

ния домашних животных и хранения овогаей. Есть приусадебный участок.

Семейный центр рассчитан на одновременное пребывание не бо­лее восьми воспитанников. В нем работают и живут две семейные пары: одна (основные родители-воспитатели) находится в семей­ном центре пять дней, вторая пара (подменные родители-воспита­тели) — два дня.

Все воспитанники семейного центра — выпускники образова­тельных учреждений для дегей-сирот и детей, лишенных роди­тельского попечения. Они имели значительные трудности социаль­ной адаптации, проблемы со здоровьем. Все они испытывали страх перед будущим и не имели многих навыков и качеств, обеспечи­вающих успешность самостоятельной жизни. Сюда попали ребя­та, которые вызывали особую озабоченность у работников детских домов. Об этом говорят характеристики воспитанников семейного


центра и устные характеристики воспитателей: «Он просто про­падет», «Он не сможет жигь самостоятельно». «Мы боимся за ее будущее». «Его поведение вызывает опасения» и т. д.

В ходе диагностики, проведенной при поступлении мальчиков в семейный пентр. было установлено, чго все они имеют высокий уровень тревожности, конфликтности, у них не сформировано жиз­ненное самоопределение, низкий уровень развития самоконтроля.

Семейный центр для девушек располагается в городе Лакин-ске. что обусловлено наличием автомобильного и железнодорожно­го сообщения, это значительно расширяет спектр средних и выс­ших профессиональных образовательных учреждений, в которые могу! поступить воспитанницы семейного центра. Для семейного центра девушек на территории детского дома построен двухэтаж­ный деревянный дом. На первом этаже находится кухня-столовая и комната иагронагных родите лей-во с питателей. На втором —три комнаты девушек, в которых они живут по двое. В доме есть боль­шой подвал, комната для занятий и отдыха, подсобные помещения.

При поступлении в семейный центр девочки характеризовались низким уровнем жизненного и профессионального самоопределе­ния, низкой самооценкой. Различие условий, в которых жили под­ростки в детских домах и в которых оказались в семейном центре, велико. Поэтому так важно, чтобы в этот период рядом с ними находились заботливые, но и требовательные люди.

Учитывая вышесказанное, было важно отобрать и подготовить патронатных родите лей-вое питателей семейного центра. Эти люди брали на себя основную роль в социальной адаптации воспитанни­ков семейных центров. Благодаря их усилиям воспитанники полу­чили тот опыт, которого не имели и от которого во многом зави­села успешность первых самостоятельных шагов. Это опыт жизни в семье, опыт решения житейских проблем, опыт социальных кон­тактов. Это личный опыт «проживания» новых способов взаимо­действия с окружающими и опыт иного ощущения внешнего ми­ра. Это новый, позитивный, эмоционально насыщенный опыт. Па-тронатные воспитатели обеспечивают защищенность, стабильность, безопасность и постоянство жизни, а также единство требований к воспитанникам. Важно, чтобы эти люди были готовы к совместно­му обсуждению проблем, умели принимать помощь, бы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: