Выводы

К сожалению, разумное начало истории оказалось лишь теоретической идеализацией, ибо действительность предполагала как разумное, так и неразумное, как нечто планируемое, так и стихийное; иррациональное начало в истории зачастую превалировало над рациональным, принося людям беды, страдания и невзгоды.

Поэтому социально-философская мысль и до Гегеля, и особенно после него вновь и вновь обращалась к тайнам общественной жизни, стремясь выяснить ее законы и выработать такие теоретические ориентиры, которые хоть в какой-то мере могли бы смягчить иррациональные моменты истории, дух ее стихийности и слепой воли.

Подводя промежуточный итог сказанному, можно отметить, что в познавательной традиции обществоведения складывается альтернатива рационализма и иррационализма, граница которой вовсе не проходит между религией и философией, религией и наукой, философией и наукой, так как в каждой из этих форм общественного сознания есть свои проявления рационализма, своя теория, тяготеющая к абстрактным построениям, и свой эмпирический слой, свое отвлеченное и конкретное знание. Для правильного понимания соотношения рационального и иррационального, их проявления в той или иной форме сознания, необходимо выявление их связи с реальной действительностью, с тем, что утверждается в самой мысли – естественное или сверхъественное. Даже в самой абстрактной отвлеченной мысли есть своя рациональность, если она касается естественных предметов и процессов, и наоборот, мысль с формальной точки зрения вполне здравая, отвечающая всем правилам формальной логики не несет ничего рационального, если она не касается объективных явлений, а направлена на конструирование сверхреальных сущностей. При этом необходимо учитывать различные степени сочетания абстрактности, конкретности и рациональности. Например, в философии, в целом представляющей собой абстрактную форму познания, выделяют свои уровни абстрактности и конкретности. Общая теория бытия и познания, в какой бы форме она не выражалась (материалистической или идеалистической), всегда представляет собой предельный уровень абстрактности. Конкретные же формы бытия (общество, человек, культура, искусство, наука, политика, право и т.д.), отражаясь в специальных философских теориях, придают последним более конкретный характер. Что же касается логики, то она в настоящее время превратилась в сугубо конкретную науку.

Опираясь на эти рассуждения, можно отметить, что и в социальной философии сложились свои проявления рационального и иррационального. Иррациональное чаще всего связывается с теолого-провиденциалистскими концепциями истории. Рациональное же понимание истории, стремящееся в той или иной форме раскрыть естественные формы бытия, распадается на две самостоятельные парадигмы: абстрактно-рациональное истолкование общественного бытия, идущее от Платона и Аристотеля до Канта и Гегеля, и эмперико-рациональное истолкование социальной действительности, опирающееся на идеалы естественнонаучного познания, идущее от философов XVII-XVIII вв. до современных натуралистических концепций, диапазон которых весьма широк: от рецидивов географического детерминизма до рационального истолкования самой религии через оценку ее нравственных и консолидирующих функций.

Таким образом, социальная теория предстает как весьма пестрый спектр различных воззрений, в которых по-своему сочетаются рациональные и иррациональные мотивы. Но указанной альтернативы недостаточно для определения этой пестроты, ибо здесь приходится учитывать и дополнительные мотивы, а именно: экономические, политические, юридические, нравственные и т.д. интересы людей (исследователей в том числе), что в целом воплощается в их мировоззрении и идеологии, в их конкретно-научных исследованиях, касающихся общественной сферы.

Кратко эти интересы можно выразить в виде следующих альтернатив: частная собственность – общественная собственность, рыночная – плановая экономика, закрытое – открытое общество, централизованное – децентрализованное управление, правовое – тоталитарное государство, консерватизм – либерализм, классовая борьба – классовый мир, реформизм (эволюционизм) – быстрое преобразование общества (революционизм) и т.д. Все эти моменты так или иначе проявляются в социальных теориях, каждая из которых претендует на научный статус, на выражение истины в последней инстанции, но в итоге оказывается, что каждая из них имеет свой исторический ограниченный характер. До недавнего времени казалось, что ближе всего к истинному отражению социального бытия стоит марксистская концепция, но со временем оказалось, что она имеет свои ограничения, т.к. она не столько диалектически адаптирована, столько просто отбрасывала ряд указанных выше альтернатив (классовый мир, реформизм, рыночные отношения, частную собственность и т.д.). Несмотря на это, марксизм стал одной из наиболее популярных теорий общественного развития, ориентированных на естественное объяснение истории, и широко изучается во всем мире. Поэтому как бы ни относились к марксизму в постсоветских странах, он не утратил своего рационального значения и служит той теоретической базой, на которой развиваются современные западные концепции общественного развития, авторы которых либо развивают марксистские идеи, дополняют их, либо стремятся их полностью или частично опровергнуть.

Таким образом, исторический анализ социологического знания позволяет сделать ряд общих выводов, помогающих уточнить смысл социологии как науки.

1. Социология зарождается в недрах социально-философского знания и долгое время существует как составная часть философии, которую можно представить как сочетание трех частей: онтология, гносеология и социология. В этом плане можно было бы говорить о социологии Платона и Аристотеля, как, в равной мере, о социологии Гоббса или Монтескье, Конта или Спенсера, Канта или Гегеля, Маркса или Вебера.

2. Наряду с социально-философскими концепциями в XIX веке начинают складываться специфически социологические теории, социология оформляется как теоретическая система. Формально она начинается с момента введения в научный оборот самого понятия «социология», предложенного Контом в 30-е гг. XIX века. Чаще всего именно с этого момента начинают отсчет истории самой социологии. Но и в этот период она все еще не отпочковалась полностью от философии, поэтому многие классики теоретико-социолоигческой мысли вошли в историю науки как классики философии (Конт, Спенсер, Дюркгейм, Маркс, Вебер, и т.д.). В этот период существует значительный разброс в понимании предмета социологии, что отчетливо прослеживается в творчестве Гумпловича, Тарда, Уорда, Гидденса, Дюркгейма, Парето и т.д.

3. В конце XIX века начинается процесс институционализации социологии и формирование ее эмпирической базы. Это выражается в том, что открываются кафедры и факультеты в вузах, формируется когорта профессиональных социологов, открываются национальные и международные ассоциации социологов, выходят в свет специальные журналы, учебная и научная литература и т.д. С возникновением прикладной социологии вопрос о предмете социологии не упрощается, а усложняется, т.к. все новые и новые фрагменты социальной действительности втягиваются в сферу социологического исследования.

4. В настоящее время социология превратилась в строгую научную дисциплину, имеющую свои, академические и вузовские структуры, а также широкую сеть практических служб, обеспечивающих получение оперативной социологической информации, которая имеет как теоретический, так и практический смысл.

Начало и середина XIX века ознаменовались становлением основ теоретической социологии с преобладанием натуралистических концепций и соответствующим определением предмета социологии. Конец XIX – начало XX века ознаменовались формированием антинатуралистических концепций теоретической социологии со своим видением предмета социологии и специфики социологического познания. В большинстве случаев эти теории развивались в недрах социальной философии и общей методологии, т.е. имели в основном характер философских рассуждений о структуре общества, закономерностях его функционирования и развития или же касались специфики социального познания, что определялось либо объектом исследования, либо спецификой познавательных средств.

Таким образом, в теоретической социологии XIX - начала XX века сформировалось несколько концепций, объясняющих природу развития и функционирования общества, в них также была подготовлена почва для формирования эмпирической социологии, процесс институционализации которой начал складываться в конце XIX века.

Так в самых общих чертах выглядела социология в начале и в классическом периоде своего развития. Отметим главное:

1) произошла структурализация уровней социологического анализа общества;

2) сформировались различные школы, направления, теоретико-методологические подходы в социологии;

3) существенно обновилось само социологическое знание.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: