Тема лекции № 2 «Предмет и задачи педагогики как науки».
Педагогику обычно считают наукой об обучении и воспитании подрастающих поколений и взрослых людей с помощью целенаправленной и специально организованной системы образования.
Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании детей. Это нашло выражение и в названии ее самой: слово педагогика происходит от греческого «пайдогогос», что означает «детоводство». Постепенно сфера применения педагогики расширялась, в результате она превратилась в систему наук, включающую в себя многочисленные отрасли.
Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. – М., 1966. С. – 281.
Место педагогики в системе наук человекознания.
Педагогика не может не опираться на результаты исследований других наук, из которых она берет для себя то, что необходимо для углубленного и всестороннего изучения ею явлений в сфере образования.
|
|
|
Психология позволяет более точно понять сущность психики, личности и группы и опираясь на это разрабатывать наиболее эффективные технологии обучения и воспитания.
Философия и социология (как науки о наиболее общих законах развития окружающей действительности и общества) позволяют педагогике учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогическую деятельность.
Физиология позволяет учитывать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека, показывать их роль и значение в обучении, воспитании и развитии людей.
Экономические науки дают возможность педагогике принимать во внимание и учитывать закономерности развития производственных отношений, а также четко представлять те экономические процессы, в условиях которых происходит обучение и воспитание людей.
Политология раскрывает для педагогики проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на содержание обучения и воспитания людей.
Этнология позволяет педагогике правильно учитывать национальные и другие особенности людей, которые всегда являются представителями определенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специфический национальный опыт обучения и воспитания.
Исторические науки показывают педагогам историческое своеобразие человека и общества, воспитания и образования и т.д. в различные периоды развития общества.
Особое значение сегодня играет связь с медициной, в частности с санологией (учение о противодействии организма болезни) и с валеологией (наука о здоровье). Интересна в этой связи концепция Ю.М. Орлова "Воспитание в свете саногенного мышления", в которой речь идет о методах обучения и воспитания, не вредящих здоровью детей.