Основные вопросы педагогики
Опорный конспект
Тема 2.1. Возникновение и развитие педагогики
Раздел 2. Общие основы педагогики
Литература для самообразования
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения молодежи.- Ростов-на-Дону, 2006
Маркова А.К. Психология профессионализма.- М..1996
Сластенин В.А. Педагогика.- М.: «Академия»,2002
Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- М.: «Академия»,1999
Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1.)
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4.)
- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК5)
- оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (ПК 4.4.)
В результате изучения данной темы студенты должны знать:
- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития.
уметь:
- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития.
Основные понятия темы: педагогика, история педагогики, авторитарная и гуманистическая педагогика, целеполагание, субъекты педагогического процесса
Вопрос | Аспект в педагогике | |||
Для чегонеобходимы воспитание и обучение и какие цели и задачи решают? | Цель воспитания и целеполагания в целостном педагогическом процессе | |||
Кто и радикого осуществляет воспитание и обучение? | Субъекты педагогического процесса (субъекты воспитания: личность, семья, школа, общество, государство) | |||
Чему учитьи какие ценности передавать в целостном педагогическом процессе? | Содержание воспитания и обучения (содержанием в общем виде выступает культурав самом широком понимании) | |||
Как учить? | Методы, средства, формы обучения и воспитания и общие принципиальные подходы к их разработке | |||
Где учить и воспитыватьи какими должны быть существующие в стране педагогические системы и образовательные модели? | Система, виды и формы образования | |||
Кому и как управлятьсистемой образования? | Управление педагогическими системами и образовательными моделями, кадры для выполнения этих задач | |||
Народная педагогика | Традиции, пословицы, поговорки, обряды, песни, потешки, мифы, сказания, предания и т. п. |
Педагогические идеи в русле философских и религиозно-философских произведений | Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Сенека, Квинтилиан, Конфуций, Авиценна, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др. |
Педагогические взгляды и теории в рамках философско-педагогических учений | Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Декарт, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер, Р. Оуэн, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, И. Кант, Г. Гегель, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, В. В. Зеньковский, В. В. Розанов и др. |
Развитие педагогики как самостоятельной научной дисциплины | Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дис-тервег, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, К. Н. Вентцель, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др. |
Все направления педагогики взаимосвязаны и развиваются в современном педагогическом знании.
Авторитарная и гуманистическая педагогика. Авторитарная (традиционная) педагогика — педагогика воздействия, где ученик (воспитанник) является объектом педагогического воздействия, а целью выступают знания, умения и навыки (ЗУНы).
Авторитарная педагогика построена на субъект-объектных отношениях.
Гуманистическая педагогика — педагогика взаимодействия, где оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.
Гуманистически-ориентированный педагогический процесс может быть только процессом педагогического взаимодействия.
Гуманистическая педагогика построена на субъект-субъектных отношениях.
Воспитанник — объект воспитания: у него мало знаний, недостаточен и не всегда достоверен личный опыт, он слаб и беспомощен, нуждается в опеке, поддержке, содержании.
Воспитанник — субъект воспитания: он активно воспринимает или сопротивляется направленным на него воздействиям; каждый человек уникален и неповторим, что требует поиска индивидуальных подходов и способов взаимодействия, многие процессы в развитии человека происходят самопроизвольно. Постепенно он начинает решать самостоятельно вопрос о целеполагании в собственном развитии.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что изучает педагогика?
2. Выделите основные этапы развития педагогики
3. Что такое субъект? Кого мы должны воспитать из ребенка- субъекта или личность? Объясните почему.
Домашнее задание
Обязательное:
- Создать глоссарий по основным понятиям темы
- Подготовиться к семинару «История образования»
По выбору:
Изучить материал книги В.В.Краевского «Методология педагогики», гл.2 «Педагогика- наука о практике», во время чтения текста. Делайте следующие пометки:
* данная информация соответствует тому, что вы знали раньше
(+) – то, что вы читаете, является новой информацией
(-) – то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали раньше
(?) – то, что вы читаете, непонятно, вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу
Индивидуальное:
Изучить материал книги С. Соловейчика «Последняя книга».- гл.54. Подготовить ответ на вопрос: Почему автор называет педагогику наукой об искусстве?