Объект науки – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания.
Предмет науки – наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой.
В настоящее время нет однозначного ответа на вопрос: что является объектом и предметом педагогики как науки. Существует несколько версий, точек зрения.
Версия первая, ее разделяют такие ученые-педагоги как Подласый И.П., Лихачев Б.Ю. и др. Объектом изучения в педагогике является человек, а предметом – воспитание как сознательно и целенаправленно организуемый процесс.
Версия вторая. Сластенин В.А., Краевский В.В. и др. Объект педагогики - сфера образования,
предмет – образование как целостный педагогический процесс, специально организуемый в социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.)
Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
|
|
На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогической деятельности) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
Задачи педагогики:
· Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания;
· Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса;
· Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей;
· Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления;
· Разработка содержания и методики самообразования людей;
· Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства;
· Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.
Функции педагогики:
1. аналитическая – теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей педагогического процесса (обучения, воспитания).
2. прогностическая – обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования, развития системы образования, эффективного управления образовательной политикой.