Что такое педагогическая технология?

Что понимается под педагогической технологией? Приведем не­сколько определений.

Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Технология — это культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека.

Технология — это интеллектуальная переработка технически значимых качеств и способностей.

Технология — это совокупность знаний о методах осуществления каких-либо процессов.

Технология — это организованное, целенаправленное, преднаме­ренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс.

Технология — это содержательная техника реализации учебного процесса.

Технология — это средство гарантированного достижения целей обучения.

Технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

Технология — это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике.

Технология — это минимум педагогических экспромтов в практи­ческом преподавании.

В одном из документов ЮНЕСКО дается следующее определение педагогической технологии — это систематический метод оценива­ния всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета челове­ческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Мы остановились на таком рабочем определении.


Технологияэто радикальное обновление инструментальных и методологических средств педагогики и методики при условии со­хранения преемственности в развитии педагогической науки и школьной практики.

Масштабы создания новой технологии могут быть разными: от урока и системы уроков до крупномасштабной акции пересмотра ме­тодической системы обучения, содержания обучения, учебного про­цесса, проектировании профессиональной школы нового типа.

Фактически вся история отечественной и мировой педагогики — это история аксиом, на основе которых были выстроены школьные системы, за многие десятилетия функционирования которых и педа­гоги, и ученики, и родители, и общественность свыклись с вышеупо­мянутыми аксиомами и уже никто не задает и не собирается задавать вопросы о явной неуравновешенности свято соблюдаемых аксиомати­ческих положений и о необходимости обоснования этих положений. Тем более несуразно звучат слова о научном обосновании такого типа положений, как будто педагогика имеет такие же методы исследова­ния и обоснования, как математика или естествознание. Также мож­но вспомнить слова К.Д. Ушинского, что педагогика больше искусст­во, чем наука.

Вот перечень для примера аксиоматических несуразностей, кото­рые по сей день мы как бы не замечаем:

45-минутный урок, его канонизация на протяжении многих десятилетий и для семилетних детей, и для семнадцатилетних не подвергается критике и обсуждению при молчаливом неучастии фи­зиологов и гигиенистов.

тематическое планирование, которое стало главным способом управления учительством и которое подавляющее большинство педа-» гогов, конечно, не соблюдало, но огромная армия инспекторов еще совсем недавно тщательно фиксировала все нарушения, сверяя пра­вую страницу школьного журнала и тематическое планирование на данный год. О каком педагогическом творчестве тут могла идти речь?

А если к этому добавить отсутствие в школьной практике диагности­руемых целей обучения, отсутствие нормы — нормы учебной нагрузки. Например, шахтеры спрашивают: почему у нас шестичасовой рабочий день, а наши дети трудятся по двенадцать часов — восемь в школе, четыре-пять дома. Действительно, почему? Отсутствие нормы функци­ональной грамотности, нормы математической культуры, необходимой современному образованному человеку, нормы географического круго­зора учащегося, (мы, конечно, не имеем в виду те знаменитые 5500 понятий, которые втиснуты в нынешние учебники географии, хотя, по суждению многих психологов, за школьные годы нормальный ребенок в состоянии усвоить не более 10000 понятий), то школьное образование представится некой совокупностью дидактических аксиом, которые все выполняют, не задумываясь над разумностью их и целесообразностью.

Итак, первый вывод: педагогика пользуется аксиоматикой давно и не всегда в гуманных целях.


Последние годы мы являемся свидетелями глобального процесса стандартизации нашего образовательного пространства. Процесса сложного, неожиданного для исполнителей. Процесс стандартизации начался без должной методологической подготовки, без осознания роли и функций педагогической технологии при переходе учебных заведений к работе в условиях образовательного стандарта.

Это привело к ситуации, когда педагог оказался неподготовлен­ным в данной области педагогических знаний, в большинстве своем не видит различия между методикой и технологией. Если методика в большинстве случаев это совокупность рекомендаций по организа­ции и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличает два принципиальных момента: 1) технология — это гаран-тированность конечного результата; 2) технология — это проект бу­дущего учебного процесса. Итак, педагогическая технология — это иерархизированная и упорядоченная система процедур, неукосни­тельное выполнение которых гарантирует достижение определенного планируемого результата, в рамках нашей темы — это государствен­ный образовательный стандарт.

Итак, второй вывод: педагогическая технология — это набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного планируе­мого результата.

Важно заметить, что выход на технологический уровень проекти­рования учебного процесса и реализации этого проекта делает педа­гога высокопрофессиональным, больше раскрепощает его личность, учитывает значительное усиление роли обучаемого и открывает но­вые горизонты развития творчества педагога — автора проекта. А это уже новая роль и функция педагога.

В учебной практике последних лет достаточно четко обозначились две тенденции: усиление технологичности понимается как повыше­ние эффективности учебного процесса, это одна тенденция, другая — под технологичностью понимается, в основном, степень устойчиво­сти к воспроизведению.

Приход технологии на смену традиционной методике должен безус­ловно способствовать повышению эффективности учебного процесса.

Итак, третий вывод: главным в проекте профессионального обра­зовательного процесса, во-первых, является структура и содержание учебно-познавательной деятельности учащегося; во-вторых, методо­логия технологического целеобразования (целеполагания), как цен­тральная проблема технологизации.

Проф. Монахов В.М. под педагогической технологией понимает некую «технологическую оболочку», в которой комфортно и педаго­гу, и ученику. Основные характеристики «технологической оболоч­ки» должны быть устойчивыми и не зависеть от субъективности авто­ра и исполнителя. Он считает, что любая педагогическая технология выражает определенный концептуальный подход к образованию, по­этому желательно для сравнения разных технологий разработать по


возможности универсальный методологический подход к проектиро­ванию и экспертизе педагогической технологии. Другими словами, выдвигается следующая гипотеза: наступило время, когда на смену традиционному беллетристическому языку и стилю описания педаго­гических открытий и изобретений должна прийти некая аксиомати­ка, т. е. методология проектирования педагогической технологии в виде неких принципов, правил, логики и целесообразности професси­ональной деятельности педагога. Тогда и восприятие, и оценка любой технологии примет цивилизованный и рациональный характер.

Чтобы новая технология имела право функционировать в образо­вательном пространстве, она должна удовлетворять всем положени­ям ниже приведенной независимой аксиоматики.

Система аксиом состоит из аксиом трех групп.

Первая группа — это аксиомы включения педагогической техно­логии в единое образовательное пространство России.

Вторая группа — это аксиомы моделирования учебного процесса.

Третья группа — это аксиомы нормализации учебного процесса.

В каждую аксиоматическую группу входят по три аксиомы.

Первая группа аксиом включения:

А1: Аксиома востребованности педагогической технологии в рос­сийском образовательном пространстве.

А2: Аксиома адекватности педагогической технологии системе ПЕДАГОГ, т. е. ее готовности к профессиональному тиражированию.

A3: Аксиома универсальности педагогической технологии по от­ношению к предметным методическим системам.

Вторая группа аксиом моделирования учебного процесса:

А4: Аксиома параметризации учебного процесса, когда выбран­ные параметры образуют модель учебного процесса, которая и стано­вится основой педагогической технологии.

1-й параметр представляет информацию о цели и направленно­сти учебно-воспитательного процесса в виде системы микроцелей. «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ».

2-й параметр представляет управленческую информацию о фак­те достижения микроцели или о факте недостижения микроцели. «ДИАГНОСТИКА».

3-й параметр формирует содержательную и количественную ин­формацию об объеме, характере, особенностях самостоятельной дея­тельности учащихся, достаточную для гарантированного успешного прохождения диагностики. «ДОЗИРОВАНИЕ».

4-й параметр — это информация о переводе методического за­мысла педагога в целостную и логически наглядную модель учебного процесса. «ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА». Этот параметр несет в се­бе многоаспектную информацию об учебном процессе. Работа с этим параметром становится верхом технологического и педагогического мастерства педагога. Этот параметр не просто фотография логиче-i кой структуры учебного процесса, а специально формируемое рабо­чее поле, где все представляется в технологическом виде и может


быть существенно улучшено и оптимизировано по определенным технологическим процедурам. Профессиональная деятельность пе­дагога здесь — настоящая технология в действии.

5-й параметр предоставляет информацию о педагогическом бра­ке, т. е. числе учащихся, не прошедших диагностику, и о содержании методического пути коррекции. «КОРРЕКЦИЯ».

А5: Аксиома целостности и цикличности модели учебного про­цесса.

Основным объектом технологизации учебного процесса должна быть учебная тема любого предмета. Причем объем учебной темы был канонизирован: минимальный объем — 6—8 уроков, максимальный объем — 22—24 урока. Именно в проекте учебной темы целостно задается будущий учебный процесс с помощью пяти параметров и именно такая учебная тема обеспечивает цикличность технологиза­ции и проектирование в виде одних и тех же универсальных техноло­гических процедур, позволяющих проектировать учебный процесс по любым учебным предметам.

А6: Аксиома технологизации информационной модели учебно­го процесса. Технологизация информационной модели учебного процесса связана с созданием технологической карты проекта учебного процесса в границах одной учебной темы — ТК, в которой представлены все пять параметров учебного процесса. Технология вооружает педагога системой технологических процедур для про­ектирования всех пяти соответствующих компонентов технологи­ческой карты. Сама технологическая карта выступает паспортом проекта учебного процесса по учебной теме. Дальнейшая конкре­тизация такого проекта учебного процесса осуществляется в виде информационных карт урока — ИКУ. Например, в технологиче­ской карте указано 17 уроков, следовательно, конструируется 17 информационных карт урока.

Третья группа аксиом нормализации проекта учебного процес­са, основного продукта функционирования педагогической техно­логии:

А7: Аксиома технологизации профессиональной деятельности педагога. Эта аксиома касается, в первую очередь, следующих инно­вационных компонентов его профессиональной деятельности:

Умение выражать педагогический замысел проекта учебного про­цесса на весь учебный год в виде последовательности микроцелей, сконструированных педагогом на основании своего методического опыта, содержания учебной программы и требований государствен­ного образовательного стандарта, последовательное выполнение ко­торых приводит класс к безусловной реализации стандарта. Эта сис­тема микроцелей может быть представлена в более наглядном виде, как лестница, ступеньками которой являются микроцели, ведущая к стандарту. Другими словами — это технологическая процедура пере­вода требований стандарта на язык микроцелей, где микроцель — это ступенька познания и развития учащихся.


Второй компонент требует от педагога — автора проекта высокого уровня мастерства и творчества, так как связан со сложнейшим мето­дическим действом — переструктурированием традиционных учеб­ных тем. Действительно, система микроцелей на весь учебный год как бы «растворяет» границы между учебными темами, и педагог получает возможность, исходя из своего опыта и технологических процедур, установить свою авторскую структуру.

Третий компонент — это профессиональное умение проектиро­вать технологическую карту ТК. Фактически — это верх педагогиче­ского мастерства, когда свое видение будущего учебного процесса, свой замысел педагог представляет в канонической форме технологи­ческой карты. Надо заметить, что это профессиональное умение до­статочно сложное, многокомпонентное, интегративное по своей сущ­ности, требует от педагога хорошо развитой рефлексии.

Четвертый компонент профессиональной деятельности педагога — это профессиональное умение конструировать информационную карту урока, ибо совокупность ИКУ для данной учебной темы является конк­ретизированным проектом будущего учебного процесса.

Пятый инновационный компонент — это профессиональное уме­ние сравнивать два педагогических объекта: проект учебного процес­са в виде ТК и системы ИКУ и результаты реального учебного процес­са в данном классе, причем сравнение необходимо проводить по опре­деленным параметрам и технологическим процедурам. В основе сравнительной процедуры лежит специальный мониторинг, фикси­рующий динамику учебно-воспитательной деятельности в данном классе и результаты диагностики.

А8: Аксиома нормирования проекта учебного процесса. После того, как проект учебного процесса готов в виде технологической карты, необходимо произвести расчеты:

— учебного времени Т,

— объема дидактической информации V,

— интенсивности освоения дидактической информации,

— времени, выделяемого на методические программы развития учащихся в границах данной учебной темы.

А9: Аксиома формирования рабочего поля, в котором нормально функционирует педагогическая технология, гарантируя конечный результат при нормальных и комфортных условиях обучения.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять всем требо-ван.1ям этой аксиомы и по учебной нагрузке учащихся, и по общей нагруз­ке: внутри информационных карт урока необходимо тщательно соблю­дать нормы основных видов учебно-познавательной деятельности уча­щихся в рамках своих возрастных групп. Это же относится и к соблюдению психолого-педагогических и физиолого-гигиенических нормативов.

Соблюдение приведенных выше дидактических аксиом делает проектирование и внедрение педагогической технологии в образова­тельное пространство России цивилизованным, корректным, методо­логически подготовленным и обоснованным.


§



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: