double arrow

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ


В условиях рыночной экономики учреждения начально­го профессионального образования должны считаться с объективны­ми законами рынка, обеспечивать подготовку, распределение, высво­бождение и трудоустройство. Чтобы выжить в рыночных условиях, каждое образовательное учреждение должно:

—проводить набор абитуриентов в соответствии с проектной мощ­ностью и количеством мест;

—готовить учащихся на уровне федерального или международно­го стандарта по профессиям, имеющим спрос на рынке труда;

—экономно использовать все ресурсы в рамках бюджетного фи­нансирования и дополнительных внебюджетных доходов;

—обеспечивать социальную защиту обучающихся и инженерно-педагогического персонала.

Выбор приоритетных направлений деятельности должен осущест­вляться образовательным учреждением. Возможны следующие ори­ентации:

— на потребность рынка и профессиональных намерений молодежи;

— на потребность предприятий в переподготовке и повышении квалификации рабочих;

— на коммерческую деятельность, направленную на возрождение и развитие традиций, художественных промыслов и ремесел;

— только на коммерческую деятельность.

При этом речь может идти о четырех возможных вариантах разра­ботки стратегического плана:

а) Стратегия проникновения на рынок эффективна, когда рынок
не насыщен. Образовательное учреждение стремится максимально
использовать и расширять свой потенциал.

б) Стратегия развития рынка эффективна, если образовательное
учреждение ищет на рынке труда и товаров, расширяет географию
коммерческих связей.

в) Стратегия эффективна, если образовательное учреждение на­
чинает подготовку по новым современным профессиям, поднимает
уровень выпускников, разрабатывает новые товары и услуги и стре­
мится улучшить их качество.


г) Стратегия диверсификации — используется для выпуска новых товаров, ориентированных на новые рычаги.

Выбрав тот или иной вариант, нужно подумать о его осуществле­нии. Нужна своевременная корректировка стратегии. При этом необ­ходимо решить следующие вопросы:

— кого, по каким профессиям и как должно готовить училище;

— какой хозяйственной деятельностью (без ущерба для основ­ной — учебной) оно может заниматься;

— какова внешняя среда училища, определяющая принципы его деятельности (демографическая ситуация в регионе, потребность в подготовке кадров, потребность в производстве товаров потребления и услуг населению), каковы взаимоотношения с базовым предприя­тием и спонсорами;

— соответствуют ли потенциальные возможности училища по­ставленным целям и задачам (каковы его площади, оборудование, кадры, финансовые средства);

— соответствует ли существующая структура и схема управления училищем целям и задачам его деятельности;

— отвечает ли организационно-правовая форма образовательного учреждения современным требованиям и задачам;

— какие товары и услуги населению образовательное учреждение хочет и может оказывать, каково соотношение между основной (учебной) и дополнительной (коммерческой) деятельностью;

— как образовательное учреждение будет конкурировать с парт­нерами на рынке труда (за счет качества подготовки кадров, товара или за счет снижения издержек);

— какова стратегия образовательного учреждения — на диффе­ренциацию услуг или на их концентрацию;

— каковы связи с предприятиями-заказчиками, целесообразна ли в той или иной форме интеграция с ними;

— каковы каналы продвижения товаров и др.

Таким образом, перепрофилирование образовательных учрежде­ний и стратегию их развития можно определить только после тща­тельного изучения наличия и состояния учебно-материальной базы, состава педагогов, демографической ситуации, а также баланса рас­пределения молодежи и трудовых ресурсов на учебу и работу, инте­ресов, мотивов и склонностей учащихся.

Разработка стратегии развития образовательного учреждения за­висит, прежде всего, от внешней среды и потенциала самого образо­вательного учреждения. Под внешней средой имеется в виду рынок труда, формирующийся в зависимости от потребностей производства, социально-демографической ситуации в регионе, а также от наличия образовательных учреждений-конкурентов.

Рыночные возможности образовательного учреждения ограниче­ны его потенциалом, в том числе учебно-материальной базы, педаго­гическим коллективом, учебно-методическим и финансовым обеспе­чением. Потенциал образовательного учреждения может быть скор-


ректирован (увеличен или уменьшен) в зависимости от потребности рынка.

Стратегический план развития образовательного учреждения по­зволяет:

— уточнять направление его деятельности;

— успешно планировать подготовку и переподготовку рабочих, производство и сбыт товаров и услуг;

— рационально распределять имеющиеся ресурсы;

— проводить рациональную политику ценообразования;

— координировать усилия всех подразделений образовательного учреждения, оценивая реальный вклад каждого работника и проводя справедливую политику стимулирования труда;

Процесс стратегического планирования состоит из ряда взаимо­связанных этапов. На первом этапе определяются основные цели и задачи организации образовательного учреждения и его коммерче­ской деятельности; на втором — происходит оценка и выбор соответ­ствующего сегмента рынка (потенциальных покупателей); на треть­ем — разработка технических характеристик и отличительных ка­честв товаров и услуг. На четвертом этапе определяются ожидаемые объемы продаж; на пятом — разрабатывается политика ценообразо­вания. На шестом определяются ответственные исполнители по каж­дой задаче и сроки выполнения работ.

На седьмом этапе намечается порядок контроля за ходом выпол­нения стратегического плана, сравнение планируемых показателей с реальными достижениями за определенный период, а также анализ бюджета, данных сбыта и издержек.

Для разработки, реализации и пересмотра стратегии образова­тельного учреждения необходимо получать адекватную информацию о положении на рынке товаров и услуг. Этому способствуют марке­тинговые исследования.

Чтобы быть эффективными, эти исследования должны носить си­стематический характер и выполняться независимыми консульта­тивными организациями или специалистами. Данные могут посту­пать из различных источников: самого образовательного учрежде­ния, статистических отчетов предприятий и организаций, материалов анкетирования, интервью и из экспертных опросов.

Маркетинговые исследования включают в себя довольно широкий круг вопросов:

— краткосрочное прогнозирование (до 1 года);

— долгосрочное прогнозирование (более 1 года);

— измерение рыночного потенциала;

— анализ сбыта;

— исследование потенциала новой продукции;

— изучение каналов сбыта;

— анализ ценообразования;

— анализ эффективности деятельности образовательного учреж­дения (обратная связь).


С помощью аналитических материалов, полученных при марке­тинговом исследовании, разрабатывается стратегия развития образо­вательного учреждения, представляющая собой детальный комплек­сный план, нацеленный на достижение поставленных задач в течение длительного периода.

Важнейшей составной частью разработки стратегии развития образо­вательного учреждения в условиях рыночной экономики является обосно­вание и выбор организационно-правовой формы его деятельности.

Для выбора оптимального варианта организационно-правовой формы и типа образовательного учреждения рекомендуется следую­щий алгоритм действий:

1. Изучить диагноз и прогноз конкретной ситуации на рынке труда.

2. Изучить соответствующие технико-экономические показатели деятельности образовательного учреждения и его потенциальные возможности (учебно-материальную базу, кадровый потенциал, учебно-программную документацию, финансовые возможности).

3. Изучить альтернативные варианты образовательных учреждений.

4. Выбрать оптимальный вариант.

5. Согласовать с заказчиками и заинтересованными организациями.

6. Разработать проекты учредительных документов (Положение, Устав, Учредительный договор и др., указать в пояснительной запи­ске мотивы выбора организационно-правовой формы образователь­ного учреждения, отметив ее преимущества и недостатки).

7. Наметить план мероприятий по реализации выбранного варианта.

В современных условиях можно построить образовательные уч­реждения, основанные на различных формах собственности: государ­ственной, муниципальной, арендной, акционерной, частной.

С учетом перечисленных факторов можно определить оптималь­ный вариант организационно-правовой формы для реализации целей образовательного учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: