Преемственность в профессиональной подготовке молодежи

В Философском энциклопедическом словаре преемст­венность рассматривается как необходимый атрибут развития духов­ной культуры общества, выражается в относительной устойчивости основных принципов разрешения фундаментальных проблем онтоло­гии, гносеологии, социологии, этики и эстетики. В педагогике преем­ственность означает связь между различными ступенями (этапами, педагогическими воздействиями) воспитательной системы.

Преемственность процесса воспитания учащихся школ, профтех­училищ и молодых рабочих на производстве можно определить как многоступенчатое воспитательно-образовательное пространство, в котором конкретная ступень охватывает определенный жизненный рубеж человека, формируя у него необходимые личностные и про­фессиональные качества. При этом каждая ступень вытекает из предыдущей, логически вписывается в последующую, образуя таким образом непрерывность воспитательной деятельности. Многоступен­чатость и преемственность непрерывного процесса воспитания обра­щены к человеку, его личности, тесно связаны с содержанием образо­вательно-воспитательных программ, уровнем профессионального об­разования, типом учебного заведения и характером трудовой деятельности индивида.

Преемственность в воспитании рабочего-профессионала предпо­лагает соотношение возможностей учебных курсов. Имеются в виду профессиональные качества, привычки, ценностные ориентиры, ко­торые могут быть сформированы при изучении тех или иных учебных предметов в профессиональном учебном заведении, на производстве. Целенаправленная деятельность преподавателей, мастеров по реали­зации воспитательного потенциала профессионального обучения, возможностей учебных предметов достигается путем создания специ­альных педагогических условий.

Рассмотрим конкретные ступени профессиональной подготовки.


Преемственность в воспитании между общеобразовательной школой и ПТУ. Общеобразовательная школа имеет различные уров­ни преемственности в воспитании молодежи: а) между школьным и дошкольным воспитанием (включая семейное воспитание), б) между школьным и профессиональным воспитанием, в) между школьным и производственным воспитанием.

Предметом нашего рассмотрения является преемственность в вос­питании между школой и ПТУ как наиболее значимого и сложного вида взаимосвязи. Для общеобразовательной школы преемствен­ность означает деятельность, которая придает каждому учебному предмету профессиональную направленность (на основе политехниз­ма), обеспечивает единство трудовой подготовки школьников и тру­довой подготовки учащихся учебных заведений начального профес­сионального образования (как целостного процесса), способствует накоплению опыта успешного решения проблемы профессионально­го самоопределения.

Мировая статистика показывает, что лишь 20% обучающихся в школе способны поступить в ВУЗы, а 80% из них переходят в мир труда. Это дает основание делать вывод о том, что трудовая подготов­ка школьников и начальное профессиональное образование выступа­ют как целостная система.

Стержнем преемственности в воспитании между школой и ПТУ является трудовое воспитание учащейся молодежи, обязательное ус­ловие которого непосредственное участие школьников в общественно полезном и производительном труде. Для обеспечения требования преемственности между школой и профессиональным учебным заве­дением учебный процесс должен стать процессом подготовки школь­ников к труду и на уроках общеобразовательных предметов, в учеб­ных мастерских, на факультативах и кружковых занятиях.

В условиях рыночной экономики трудовое воспитание должно строиться на основе включения учащихся в реальные производствен­ные процессы. В современной школе должны найти применение и развитие такие формы работы по трудовому и производственному воспитанию, как участие в развитии арендного подряда, кооператив­ной и индивидуальной трудовой деятельности, возрождение традици­онных промыслов, ремесла, что создает предпосылки для разносто­роннего развития личности.

В настоящее время общеобразовательная школа в сфере дополни­тельного образования может практически осуществить многие поло­жения преемственности в воспитании молодого поколения. Так, че­рез различные виды дополнительного образования школа может раз­рабатывать и осуществлять комплексные программы подготовки учащихся к трудовой жизни, обеспечивать постепенный переход школьников в мир труда, в систему начального профессионального образования.

Преемственность в воспитании молодого рабочего в профтеху­чилище. Воспитание молодых рабочих в училище в значительной


мере опирается на качества человека, сформированные в общеобра­зовательной школе. В профессиональном училище личностные каче­ства развиваются, дополняются новым содержанием, характерным для конкретной профессии и будущей трудовой деятельности. Для профессионального становления учащихся в настоящее время осо­бенно важно воспитание творческого отношения к труду. Это качест­во может сформироваться в такой деятельности, когда обучаемые самостоятельно, по собственной инициативе вносят усовершенство­вания в технологический процесс, организацию рабочего места, су­ществующую технику. Важны здесь не только экономические выго­ды, но и сам процесс творчества, его проявление как начало форми­рования предприимчивости и целеустремленности в труде.

Преемственность воспитания молодых рабочих в училище осу­ществляется на уроках теоретического и практического обучения, которые должны иметь преимущественно профессиональную на­правленность и прикладное значение. Через учебный предмет фор­мируются у учащихся определенные качества личности, черты ха­рактера, привычки, требуемые профессией, рынком труда, соц­иумом. Воспитанию определенных профессиональных качеств у учащихся способствует политехническое содержание учебно-вос­питательного процесса. Преподавание специальных дисциплин по­зволяет показать связь основ наук с практической жизнью, с рын­ком труда, поддержать интерес к изучаемой специальности (про­фессии), решает проблему повышения конкурентоспособности учащихся на рынке трудовых ресурсов.

Традиционные формы воспитательной работы в профучилище (групповые часы, собрания, кружки, творческие группы, конкурсы, техническая пропаганда, профессиональное просвещение, секции, клубы по интересам, инициативные группы, конкурсы, встречи с представителями предприятий, общественности, экскурсии, викто­рины и др.) должны дополняться другими формами деятельности, адекватными требованиям рыночной экономики. При этом в центре внимания стоит задача — воспитать у учащихся профессиональное поведение — умение работать в бригаде, в коллективе, в условиях бригадного подряда, хозрасчета.

Преемственность в воспитании учащихся между профессио­нальным училищем и предприятием представляет систему педагоги­ческих, психологических и организационных действий, направлен­ных на обеспечение условий для формирования личностных качеств, позволяющих человеку осуществить плановый переход из профучи-лища к профессиональному труду на производстве. Такая преемст­венность предполагает наличие у учащихся определенных качеств и профессиональных знаний, навыков и умений для успешного про­хождения социально-психологической и профессиональной (произ­водственной) адаптации.

Преемственность в воспитательной деятельности между учили­щем и предприятием выражается в совместной работе преподавате-


лей и мастеров, с одной стороны, и представителей трудового коллек­тива, наставников предприятия, с другой. Их совместные усилия дол­жны быть направлены на формирование качеств, необходимых для профессионально-производственных отношений.

На производстве, в трудовом коллективе создаются определенные условия для совершенствования профессионального мастерства по направлениям: продвижение по ступеням мастерства в пределах из­бранной профессии; овладение новой, более сложной профессией в рамках той же профессионально-квалификационной группы; изме­нение социального положения, связанного с переходом в более высо­кую профессиональную группу; переобучение при изменении профи­ля предприятия.

Особенности преемственности в воспитании между ПТУ и пред­приятием заключаются в том, что на этой ступени необходим пере­ход от формирования общих нравственных качеств личности к кон­кретным профессиональным качествам, требуемым данным произ­водством. Большое значение при формировании подобных качеств имеет рациональная организация производственной практики уча­щихся на предприятии, успех которой во многом зависит от взаи­моотношений училища и предприятия. Поскольку учащиеся силь­но отличаются по уровню развития, интересам, необходимо осуще­ствлять индивидуальный подход, подбирать на заводе для каждого такое рабочее место, на котором он смог бы в полной мере раскрыть индивидуальные способности, реализовать свои личные возможно­сти. Во время производственной практики мастера и наставники должны поддерживать постоянные контакты с руководством под­разделений предприятия, присутствовать на производственных совещаниях и обсуждать вопросы воспитания в трудовом кол­лективе.

Необходимый элемент преемственности в воспитании учащихся на производстве — включение выпускников профучилища в систему повышения квалификации кадров на производстве с целью получе­ния ими высших тарифных разрядов и выдвижения на руководящие должности. Выпускников, достигших высокого профессионального уровня, предприятие может рекомендовать как лучших специали­стов для работы в училище в качестве мастеров производственного обучения.

Таким образом, обеспечение преемственности между отдельны­ми звеньями системы непрерывного образования в подготовке к профессиональному труду создает условия для устранения несоот­ветствия между существующими в этой области возможностями отдельных учебных заведений и общественной необходимостью в подготовке высококвалифицированных специалистов. И если по мере технического прогресса будет увеличиваться число подготов­ленных через училища, техникумы и ВУЗы, то школа с неизбежно­стью должна обеспечивать соответствующее число учащихся, осва­ивающих начальные этапы приобщения к труду, включаясь в соот-


нетствующие направления трудовой подготовки и производительного труда.

Более того, преемственность в процессе подготовки рабочего-про­фессионала требует соблюдения такой последовательности, в основе которой заложено единство требований педагогики, экономики, про­изводства и социума в формировании качеств, ценностных ориента­ции, необходимых не только в настоящей, но и будущей профессио­нальной деятельности, особенно умения быстро адаптироваться в из­меняющейся конъюнктуре рынка рабочей силы.

Опираясь на требования соблюдения преемственности, професси­ональная педагогика должна обеспечить выбор цели, содержания, формы и методов воспитания в их оптимальном варианте. Таким образом, преемственность — это иерархическая система воздейст­вий, в которой процесс формирования личностных и профессиональ­ных качеств у человека представлен двумя уровнями: «нижние» уров­ни целей воспитания конкретизируют цели более «высокого» уровня воспитания. Если такая согласованность между разными уровнями целей воспитания отсутствует, то процесс воспитания теряет свою эффективность.

В профессиональной педагогике преемственность может рас­сматриваться также как конкретизация представлений о качествах личности, которые необходимо сформировать на определенном этапе жизни, профессиональной учебы, трудовой деятельности ин­дивида (даже на том или ином курсе обучения). Прежде всего это должны быть высокие моральные, нравственные (общечеловече­ские) качества, профессиональные свойства личности, требуемые для высокой культуры труда, научной организации труда и произ­водства.

В соответствии с изложенным разработка нового содержания вос­питания для профессиональных учебных заведений должна осущест­вляться по следующим основным направлениям.

Первое направление ориентирует на совершенствование профес­сионально-технического содержания подготовки учащихся, которая занимает центральное место в деятельности профессиональных учеб­ных заведений.

Второе направление отражает преобразования в политехниче­ском содержании профессиональной подготовки, необходимость ус­тановления более глубоких органических связей с профессионально-техническим содержанием и на этой основе повышения его фунда­ментальной значимости и представленности в профессиональной деятельности общенаучных, организационно-экономических, право­вых и др. основ производства.

Третье направление в значительной мере новое. Оно ориенти­рует на продвижение общеобразовательного содержания из сред­ней школы на последующие уровни образования. С реализацией этого направления связано сохранение и расширение общекуль­турной подготовки человека, создание мотивационной базы для


перехода на более высокие ступени, возникновение личностных про­цессов непрерывного профессионального образования и, в конечном итоге, развитие личности в целом, а не только в ее трудовых проявле­ниях.

Четвертое направление ориентирует на создание условий форми­рования личности в труде, обеспечивающем реализацию педагогиче­ского потенциала в деятельности созидания одновременно с обучени­ем, открывающим возможность осуществления такой деятельности вплоть до высших уровней ее профессионального воплощения.


ГЛАВА XI
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: