double arrow

ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


Основной задачей педагогов профессиональной школы является профессиональное обучение (теоретическое и практическое) будущих специалистов. Педагог профессиональной школы должен быть подготовлен к тому, чтобы вести это обучение как в профессионально-образовательных учреждениях, так и на про­изводстве.

Таких педагогов готовят в индустриально-педагогических технику­мах и колледжах (среднее профессионально-педагогическое образова­ние* , основная квалификация — мастер производственного обучения), в специальных высших учебных заведениях (Уральский государствен­ный профессионально-педагогический университет и Волжский инже­нерно-педагогический институт), на специализированных факультетах и кафедрах ряда вузов страны (высшее профессионально-педагогиче­ское образование, квалификации — инженер -педагог, агроном-педа­гог, экономист-педагог, дизайнер-педагог и т. д.).

Педагог профессиональной школы, помимо подготовленности к педагогической деятельности, является специалистом в той отрасли народного хозяйства, для которой готовит кадры в профессиональном учебном заведении. Таким образом, система профессионально-педа­гогического образования интегрирует в себе педагогическую и про­фессиональную (специальную, т. е. соответствующую определенной отрасли народного хозяйства) составляющие.

Как известно, педагогическое образование всегда предусматрива­ет интеграцию педагогической и предметной составляющих. Напри­мер, сочетаются математика и методика ее преподавания при подго­товке учителя математики, физика и методика ее преподавания при подготовке учителя физики и т. д.

* Мы употребляем термины «педагог профессиональной школы» и «педагог профес­сионального обучения» как синонимы термина «инженер-педагог».

** Термин «профессионально-педагогическое образование» нами употребляется на­ряду с термином «инженерно-педагогическое образование».


Целью деятельности выпускника системы педагогического обра­зования (например, учителя общеобразовательной школы) является подготовка ребенка к жизни в обществе, обеспечение социализации его личности, участие в выборе жизненного пути. Конкретная пред­метная область (физика, химия и т. д.) являются средством достиже­ния этой цели. Овладение ребенком предметной областью осуществ­ляется на уровне использования соответствующих знаний и умений в повседневной жизни и при выборе профессии.

Более широкая цель системы профессионально-педагогического образования — подготовка специалистов по обучению профессио­нальным знаниям и умениям в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также непосредственно на произ­водстве. Поэтому предметная область здесь не только шире, но и значительно глубже.




Специалист должен знать особенности технологии отрасли и отдельной специальности в ней, иметь практические профессио­нальные навыки, поскольку он готовится к проведению как теоре­тического, так и практического обучения. В соответствии с Основ­ными положениями государственного стандарта начального про­фессионального образования мастер производственного обучения, осуществляющий практическое (производственное) обучение, должен иметь уровень квалификации по рабочей профессии, пре­вышающий планируемый для выпускников учреждений начально­го профессионального образования. В этом принципиальное отли­чие инженера-педагога (специалиста-педагога, профессионально-педагогического работника, педагога профессионального обучения и т. д.) от учителя-предметника.

Широта цели определяет отличие профессионально-педагогического образования не только от педагогического, но и от других видов специ­ального профессионального образования (технического образования, гуманитарного, экономического, сельскохозяйственного и т. д.).

По сравнению со специалистами народного хозяйства (например, строителями, агрономами и т. д.) педагоги профессионального обуче­ния (например, строители-педагоги, агрономы-педагоги и т. д.) дол­жны иметь профессиональные навыки по рабочим профессиям и уметь передать их будущим работникам.

Эта важнейшая функция определяет отличия в содержании те­оретической подготовки. Например, при подготовке профессио­нально-педагогического работника по группе специализаций «Ма­шиностроение» основное внимание уделяется вопросам изготовле­ния, обслуживания, ремонта оборудования. Вопросам, связанным с проектированием оборудования (в отличие от подготовки инже­неров-механиков), уделяется значительно меньшее внимание.



Другим отличием профессионально-педагогического образования от системы традиционного специального профессионального образо­вания, обусловленным целевой установкой, является то, что все предметы специальной подготовки носят педагогическую направлен-


ность, т. е. содержат элементы методики их преподавания. Это определя­ет отличие программ общетехнических и специальных дисциплин в про­фессионально-педагогическом и специальном образовании.

Таким образом, профессионально-педагогическое образование является специфическим интегративным видом образования,принципиально отличающимся от педагогического и традиционно­го профессионального образования.

Интегративность образования означает проявление нового качества, не присущего каждой составляющей в отдельности. Таким качеством профессионально-педагогического образования является то, что специ­алист-педагог в состоянии не только самостоятельно овладевать новой предметной областью в рамках соответствующей отрасли (группы спе­циализаций) , но и создавать методики их преподавания.

Профессионально-педагогическое образование является новым специфическим видом образования. Его возникновение как ветви (разновидности) педагогического образования обусловило то обстоя­тельство, что в Классификаторе специальностей высшего профессио­нального образования профессионально-педагогическому образова­нию соответствует только одна специальность 030500 — Профессио­нальное обучение.

В ее рамках формируются различные специализации, соответст­вующие определенным направлениям различных отраслей народного хозяйства. Объединяет эти специализации в одну специальность только то, что они связаны с профессиональным обучением. Дальней­шее развитие системы профессионально-педагогического образова­ния должно привести к преобразованию специализаций в соответст­вующие специальности.

Содержание профессионально-педагогического образования регла­ментируется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Государственные требования к мини­муму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030500 — Профессиональное обучение (третий уровень высшего про­фессионального образования)», утвержденным Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Стандарт состоит из трех разделов:

1) общая характеристика специальности 030500 — Профессио­нальное обучение;

2) требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 030500 — Профессиональное обучение;

3) обязательный минимум содержания профессиональной образо­вательной программы по специальности 030500 — Профессиональное обучение.

В связи с тем, что специальность 030500 — Профессиональное обучение охватывает специализации, принципиально отличающиеся содержанием, стандарт предусматривает объединение их в 12 групп по отраслевому признаку. Количество специализации в каждой груп-


пе в настоящее время колеблется от 1 (Экономика и управление) до 7 (Машиностроение).

Изменения в Перечень групп специализаций вносятся по предло­жению Учебно-методического объединения по инженерно-педагоги­ческому образованию (УМО по ИПО) Министерством общего и про­фессионального образования Российской Федерации.

Стандарт предусматривает перечень 42 специализаций. Перечень специализаций является открытым, дополнение и корректировка производятся по согласованию с УМО по ИПО.

Стандарт определяет сферу деятельности специалиста следую­щим образом:

профессиональное обучение в учреждениях начального, среднего и дополнительного профессионального образования и на производстве;

научные исследования образовательных процессов и структур;

участие в научных исследованиях по проблемам техники и техно­логии в соответствующей отрасли;

научно-производственная и консультационно-управленческая деятельность в сфере образования и на производстве в соответствии со специализацией;

культурно-просветительская деятельность.

Обеспечение такой широкой профессиональной подготовки в со­вокупности с требованием профессиональной мобильности выпуск­ников является сложной задачей. В настоящее время актуальным является вопрос об увеличении срока обучения с 5 до 5,5 лет.

Структура содержания профессионально-педагогического образо­вания (профессиональной образовательной программы) представле­на на рис. 13. Структура модуля «СД .ОП.00 Специальные отраслевые дисциплины» — на рис. 14.

Структура профессионально-педагогического образования согла­суется со структурой начального профессионального образования, регламентированного стандартом «Модель учебного плана для уч­реждений начального профессионального образования ОСТ 9 ПО 01.03—93».

Соответствие структуры профессионально-педагогического обра­зования структуре начального профессионального образования обес­печивает определенную преемственность содержания и вытекающую отсюда возможность непрерывного профессионального образования, получения высшего профессионального образования с сокращенны­ми сроками обучения. С другой стороны, это является определенной гарантией соответствия квалификации молодого специалиста-педа­гога требованиям системы начального профессионального образова­ния, его быстрой профессиональной адаптации и профессиональному росту. Качество подготовки специалиста-педагога в значительной степени определяет условия развития начального и среднего профес­сионального образования.

Структура циклов и блоков содержания профессионально-педаго­гического образования полностью соответствует структуре специаль-


Циклы

Блоки

Дисциплины


ГСЭ.ОО Цикл общих гума­нитарных и социально-экономичес­ких дисцип­лин (ШОч.) у ЕН.00 Цикл общих матема­тических и ес­тественно- на­учных дисцип­лин (ШОч) / ДПП.00 Цикл дисциплин про­фессиональ­ной подготов­ки (524ч.)
              /
      ОД.ОО Общие дисциплины профессио­нальной под­готовки   СД.ОО Спе­циальные дисципли­ны профес­сиональной подготовки \
    /      
    ОД.ПП.ОО Общие пси-холого-педа-гогические дисциплины   ОД.ПП.ОО Общие отрас­левые дис­циплины (2000 ч.)   СД.ПП.ОО Специальные психолого-педагогичес­кие дисцип­лины (250 ч.)   СД.ОП.ОО Специальные отраслевые дисциплины
           
     
                   

Рис. 13. Структура содержания профессионально-педагогического образования


СДОП.01

Техника v

технология

отрасли


СД.ОП.02

Материало­ведение


СД.ОП.03

Конструи­рование и

:тов и сис-

ва1-... ектов тем


СД.ОП.04

Производ­ственное^ обучение


СД.ОП.05

Специаль­
ные отрас­
левые йис-
циплиньг по
группам
специализа­
ции______


СД.ОП.06

Курсы спе­циализации


СД.ОП.07

Курсы по выбору



Рис. 14. Структура модуля СД.ОП.ОО Специальные отраслевые дисциплины

Блоки ОК.00 Обще-культурный   МБ.00 Меди- кооиологи- чекии   ПП.ОО Пси- холого-педа-гогическии   ПР.00 „Пред­метный  
                       
                 
Модули            
               
Дисциплины  
                           

Рис. 15. Содержание педагогического образования


"■I


ного профессионального образования (технического, гуманитарного, экономического, медицинского и т. д.). Это соответствие вызывает вопрос о возможности осуществления в рамках профессионально-пе­дагогического образования доподготовки специалистов (инженеров, агрономов и т. д.) и получения ими дополнительной квалификации специалист-педагог. Однако в этом случае дело сводится не просто к освоению общих и специальных психолого-педагогических дисцип­лин. Необходимо овладение рядом дисциплин, в частности, знаниями и умениями по специальным отраслевым дисциплинам (поскольку содержание специальной подготовки специалиста-педагога значи­тельно шире, чем содержание подготовки традиционного специали­ста) и методикой их преподавания. В частности, здесь необходимо обеспечить получение определенной рабочей профессии (в соответст­вии с требованиями Основных положений государственного стандар­та начального профессионального образования ОСТ 9 ПО 01.01—93) и овладение методикой производственного обучения.

В связи с тем, что объем этой «доподготовки» в зависимости от конкретных специальностей будет порядка 3000 час (около двух лет очного обучения), следует говорить о получении второго высшего образования.

Доподготовка возможна в том случае, если специалист прошел через систему начального профессионального образования и имеет рабочую профессию соответствующего профиля и уровня.

В настоящее время ведется разработка соответствующих образо­вательных программ для получения дополнительной квалификации «специалист-педагог» и ограниченной (по сравнению с квалифика­цией «специалист-педагог») дополнительной квалификации «Препо­даватель профессиональной школы» на базе высшего специального образования.

Структура содержания педагогического образования представле­на на рис. 15.

Значительные расхождения в содержании педагогического и про­фессионально-педагогического образования (необходимость допол­нительной профессиональной подготовки, объем которой, исключая педагогическую составляющую, более 4000 часов) не позволяют осуществлять доподготовку и получение дополнительной квалифи­кации «специалист-педагог» на базе педагогического образования.

В настоящее время разработан ряд образовательных программ для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» при ус­ловии соответствия базового высшего специального образования предметной области общего образования (например, биолог и препо­даватель биологии; физик и преподаватель физики и т. д.).

Таким образом, профессионально-педагогическое образование развивается, появляются новые специализации, новые квалифика­ции, разрабатываются новые образовательные программы на базе соответствующих специальностей начального, среднего, высшего профессионального образования. Насущной становится задача созда-


ния государственной системы подготовки профессионально-педаго­гических кадров для средней и высшей школы, используя методоло­гию подготовки инженерно-педагогических кадров для системы на­чального профессионального образования.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7