Термин | Значение термина | Автор, источник информации |
Психология | ||
Объект психологии | ||
Предмет психологии | ||
Психика | ||
Сознание |
2. Выполните задания теста 1.1, 1.2, 1.3 (см. прил. 1).
3. Проанализируйте фрагмент работы В.В. Петухова, В.В. Столина «Цели и задачи психологической науки и практики» (см. прил. 2), сравните возможности научной и житейской психологии, области их взаимодействия друг с другом.
4. Опишите и проанализируйте систему отраслей психологии. Опираясь на «треугольник Кедрова», разработайте свою графическую модель, интерпретирующую взаимодействие различных отраслей психологии. Представьте аргументы, обосновывающее ваше мнение.
5. В нашем современном языке содержится слова, обозначающие психические факты и явления. Каждый из нас, начиная свое освоение психологии, опирается, как привило, на собственный жизненный опыт, свое представление о человеке.
Содержание житейской психологии богато представлено в народных традициях, обрядах, былинах, мифах, притчах, пословицах, поговорках. Представьте пословицы, поговорки, крылатые выражения, которые содержат слово «душа». В чем психологический смысл данных выражений?
|
|
Всегда ли современное звучание пословиц соответствует его оригинальному психологическому смыслу?
6. Прочитайте представленные далее фрагменты. Какой вид внимания описан в представленных фрагментах? Какие приемы привлечения внимания аудитории использовал выдающийся русский юрист А.Ф. Кони? Какова цель применения данных приемов?
«Например, надо говорить о Калигуле, римском императоре. Если лектор начнет с того, что Калигула был сыном Германика и Агриппины, что родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то … внимание вряд ли будет зацеплено… Давать этот материал все равно придется, но не сразу, а только тогда, когда уже привлечено внимание присутствующих…» [13, с. 45].
«…Лекцию о законе всемирного тяготения А.Ф. Кони советовал начинать так: «В рождественскую ночь 1642 года в Англии, в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик, такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке – Исаак Ньютон» [13, с. 46].
7. Философ Э.В. Ильенков утверждает, что личность возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам, заданным ему культурой, в которой он просыпается к человеческой жизни. Как связаны между собой категория «деятельность» с понятиями «личность», «индивид», «субъект», «норма», «культура»?
8. Личность реализуется и осуществляет себя в конкретных поступках. Каковы, по-вашему мнению, возможности высшего профессионального образования в развитии студента как субъекта будущей профессиональной деятельности?
|
|
9. Объясните с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности явления, встречающиеся в повседневной учебной деятельности. Почему на однообразные замечания преподавателя студенты перестают реагировать; студент иногда теряется у доски, хотя знает материал; увлеченный решением задачи, студент ничего не замечает вокруг; после длительного «отдыха» у телевизора студент долго не может уснуть? Чем обусловлена трудность удержания внимания студенческой аудитории после звонка на перемену, необходимость соблюдения режима сна и бодрствования?
10. Какие психологические методы исследования наиболее широко могут применяться в будущей профессиональной деятельности, с какими целями?
11. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? Выделите достоинства каждого из методов для исследований в организации. В чем заключается принципиальное отличие в использовании метода тестов?
12. Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования?