double arrow

ПРЕДИСЛОВИЕ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени Р.Е.АЛЕКСЕЕВА»

ДЗЕРЖИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Н.И. СМАКОВСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Рекомендовано Ученым советом

Нижегородского государственного технического университета

им. Р.Е. Алексеева

в качестве учебного пособия

для студентов технических и гуманитарно-экономических

направлений подготовки

Нижний Новгород 2015


УДК 371 (075.8)

ББК 88.3я7+74.00я7

С 50

Р е ц е н з е н т

доктор психологических наук, профессор кафедры классической

и практической психологии НГПУ им. К. Минина

Н.В. Шутова

Смаковская, Н.И.

С 50 Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов технических и гуманитарно-экономических направлений подготовки / Н.И. Смаковская; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2015. – 145 с.

ISBN 978-5-502-00649-1

Материалы пособия знакомят студентов непедагогических специальностей с теоретическими основами психологии и педагогики, в частности c историей становления предмета психологии, с этапами формирования предмета педагогики, механизмами и закономерностями познавательных процессов. В пособии содержится информация о психолого-педагогических особенностях профессиональной деятельности специалиста, его эмоционально-волевой регуляции, уровне конфликтности, факторах стресса и путях его преодоления. Представлены блоки диагностических методик, психолого-педагогический практикум, позволяющие овладеть навыками психодиагностики для эффективного решения профессиональных задач.

Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям и всем интересующимся вопросами психологии и педагогики высшего профессионального образования.

Рис. 3. Библиогр.: 57 назв.

УДК 371 (075.8)

ББК 88.3я7+74.00я7

ISBN 978-5-502-00649-1© Нижегородский государственный технический

университет имени Р.Е. Алексеева, 2015

© Смаковская Н.И., 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие............................................................................................... …4

Глава 1. Общее представление о психологии как науке.................. …6

Глава 2. Становление предмета психологии: обзор основных зарубежных и отечественных научных подходов............................................ ..17

............ 2.1. Ведущие направления зарубежной психологи..................... ..17

............ 2.2. Обзор основных отечественных теорий................................ ..26

Глава 3. Общее представление о педагогике. Основные категории педагогики........................................................................................................... ..31

Глава 4. Становление предмета педагогики в истории развития общества........................................................................................................... ..37




4.1. Западные традиции формирования предмета педагогик..... ..37

4.2. Формирование отечественной педагогической науки......... ..40

4.3. Технологии профессионального межличностного
общения............................................................................................ ..42

Глава 5. Темперамент и характер личности........................................ ..52

Глава 6. Способности личности.............................................................. ..65

Глава 7. Направленность личности и ее ценностные ориентации. ..81

Глава 8. Эмоционально-волевая сфера личности............................... ..94

Глава 9. Стресс в профессиональной деятельности специалиста... 100

Глава 10. Изучение уровня конфликтности личности....................... 108

10.1. Характеристика основных стратегий поведения

(К. Томас-Р. Киллмен).................................................................... 108

10.2. Типы конфликтных личностей............................................. 109

Глава 11. Психолого-педагогические задачи и ситуации:
практикум
....................................................................................... 115

Заключение................................................................................................. 124

Библиографический список..................................................................... 127

Приложения................................................................................................ 130

ПРЕДИСЛОВИЕ

Многочисленные социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современной жизни, требуют от человека развития способности анализа своего поведения и окружающих, прогнозирования последствий своих поступков и отношений с другими людьми; формирования умения эффективного управления своими эмоциями в общении.



Актуальность данного учебного пособия обусловлена рассмотрением психологической и педагогической культуры человека в качестве важнейшего компонента общекультурной и общегуманитарной подготовки специалиста. Более того, игнорирование психологических и педагогических знаний – это невнимание к самому себе в настоящем и будущем, что неприемлемо для разумного человека.

Основной, интегрирующей мыслью, объединяющей психологическую и педагогическую тематику пособия, является адаптация организма и личности к окружающей среде, в рамках которой только и становится понятным смысл формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека, процессов взаимодействия людей друг с другом. Знание основ, «азов» психологии и педагогики может пригодиться студенту также для того, чтобы преодолевать трудности общения, осознанно выбирать способы взаимодействия с другими в формальном и неформальном общении, в воспитательных целях в тех или иных жизненных ситуациях, быть готовым к воспитанию и образованию своих детей.

Цели пособия состоят в развитии у студентов познавательного интереса к психологии и педагогике и ознакомлении их с основными теоретическими и эмпирическими исследованиями, а также формировании у них основ психолого–педагогических знаний.

Данное пособие способствует решению таких задач, как:

· формирование и углубление системы основных психологических и педагогических категорий и понятий;

· создание у студентов представлений о специфике проявлений психики человека, особенностях его темперамента, характера, эмоционально-волевых процессов, психических состояний, мотивов поведения, ценностных ориентаций;

· уточнение смысла и содержания основных принципов и закономерностей профессионального обучения и воспитания, педагогических методов и технологий;

· овладение навыками психодиагностики и решения педагогических ситуаций с целью эффективного освоения профессиональных и межличностных задач в условиях затрудненного общения.

Учебное пособие имеет 11 глав, в структуре которых представлены теоретическая информация, практические вопросы и задания для внеаудиторной и аудиторной работы, психодиагностические методики для самообследования студентами своих индивидных и личностных параметров развития и них способности к самопознанию. Представленные методики содержат теоретические сведения и сопровождаются соответствующим инструментарием: шкалами для оценки, опросниками, интерпретацией результатов.

Пособие снабжено отдельной главой, посвященной решению педагогических задач и их психолого–педагогической интерпретации, а также списком литературы, направляющим самостоятельную работу студентов, и приложением.

Автор

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: