ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени Р.Е.АЛЕКСЕЕВА»
ДЗЕРЖИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Н.И. СМАКОВСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Рекомендовано Ученым советом
Нижегородского государственного технического университета
им. Р.Е. Алексеева
в качестве учебного пособия
для студентов технических и гуманитарно-экономических
направлений подготовки
Нижний Новгород 2015
УДК 371 (075.8)
ББК 88.3я7+74.00я7
С 50
Р е ц е н з е н т
доктор психологических наук, профессор кафедры классической
и практической психологии НГПУ им. К. Минина
Н.В. Шутова
Смаковская, Н.И.
С 50 Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов технических и гуманитарно-экономических направлений подготовки / Н.И. Смаковская; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2015. – 145 с.
ISBN 978-5-502-00649-1
Материалы пособия знакомят студентов непедагогических специальностей с теоретическими основами психологии и педагогики, в частности c историей становления предмета психологии, с этапами формирования предмета педагогики, механизмами и закономерностями познавательных процессов. В пособии содержится информация о психолого-педагогических особенностях профессиональной деятельности специалиста, его эмоционально-волевой регуляции, уровне конфликтности, факторах стресса и путях его преодоления. Представлены блоки диагностических методик, психолого-педагогический практикум, позволяющие овладеть навыками психодиагностики для эффективного решения профессиональных задач.
|
|
Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям и всем интересующимся вопросами психологии и педагогики высшего профессионального образования.
Рис. 3. Библиогр.: 57 назв.
УДК 371 (075.8)
ББК 88.3я7+74.00я7
ISBN 978-5-502-00649-1 © Нижегородский государственный технический
университет имени Р.Е. Алексеева, 2015
© Смаковская Н.И., 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие............................................................................................... …4
Глава 1. Общее представление о психологии как науке.................. …6
Глава 2. Становление предмета психологии: обзор основных зарубежных и отечественных научных подходов..............................................17
............ 2.1. Ведущие направления зарубежной психологи.......................17
............ 2.2. Обзор основных отечественных теорий..................................26
Глава 3. Общее представление о педагогике. Основные категории педагогики.............................................................................................................31
|
|
Глава 4. Становление предмета педагогики в истории развития общества.............................................................................................................37
4.1. Западные традиции формирования предмета педагогик.......37
4.2. Формирование отечественной педагогической науки...........40
4.3. Технологии профессионального межличностного
общения..............................................................................................42
Глава 5. Темперамент и характер личности..........................................52
Глава 6. Способности личности................................................................65
Глава 7. Направленность личности и ее ценностные ориентации... 81
Глава 8. Эмоционально-волевая сфера личности.................................94
Глава 9. Стресс в профессиональной деятельности специалиста... 100
Глава 10. Изучение уровня конфликтности личности....................... 108
10.1. Характеристика основных стратегий поведения
(К. Томас-Р. Киллмен).................................................................... 108
10.2. Типы конфликтных личностей............................................. 109
Глава 11. Психолого-педагогические задачи и ситуации:
практикум....................................................................................... 115
Заключение................................................................................................. 124
Библиографический список..................................................................... 127
Приложения................................................................................................ 130
ПРЕДИСЛОВИЕ
Многочисленные социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современной жизни, требуют от человека развития способности анализа своего поведения и окружающих, прогнозирования последствий своих поступков и отношений с другими людьми; формирования умения эффективного управления своими эмоциями в общении.
Актуальность данного учебного пособия обусловлена рассмотрением психологической и педагогической культуры человека в качестве важнейшего компонента общекультурной и общегуманитарной подготовки специалиста. Более того, игнорирование психологических и педагогических знаний – это невнимание к самому себе в настоящем и будущем, что неприемлемо для разумного человека.
Основной, интегрирующей мыслью, объединяющей психологическую и педагогическую тематику пособия, является адаптация организма и личности к окружающей среде, в рамках которой только и становится понятным смысл формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека, процессов взаимодействия людей друг с другом. Знание основ, «азов» психологии и педагогики может пригодиться студенту также для того, чтобы преодолевать трудности общения, осознанно выбирать способы взаимодействия с другими в формальном и неформальном общении, в воспитательных целях в тех или иных жизненных ситуациях, быть готовым к воспитанию и образованию своих детей.
Цели пособия состоят в развитии у студентов познавательного интереса к психологии и педагогике и ознакомлении их с основными теоретическими и эмпирическими исследованиями, а также формировании у них основ психолого–педагогических знаний.
Данное пособие способствует решению таких задач, как:
· формирование и углубление системы основных психологических и педагогических категорий и понятий;
· создание у студентов представлений о специфике проявлений психики человека, особенностях его темперамента, характера, эмоционально-волевых процессов, психических состояний, мотивов поведения, ценностных ориентаций;
· уточнение смысла и содержания основных принципов и закономерностей профессионального обучения и воспитания, педагогических методов и технологий;
· овладение навыками психодиагностики и решения педагогических ситуаций с целью эффективного освоения профессиональных и межличностных задач в условиях затрудненного общения.
|
|
Учебное пособие имеет 11 глав, в структуре которых представлены теоретическая информация, практические вопросы и задания для внеаудиторной и аудиторной работы, психодиагностические методики для самообследования студентами своих индивидных и личностных параметров развития и них способности к самопознанию. Представленные методики содержат теоретические сведения и сопровождаются соответствующим инструментарием: шкалами для оценки, опросниками, интерпретацией результатов.
Пособие снабжено отдельной главой, посвященной решению педагогических задач и их психолого–педагогической интерпретации, а также списком литературы, направляющим самостоятельную работу студентов, и приложением.
Автор