Образование является продуктом исторического развития человека и человеческой цивилизации. Оно выступает в двух аспектах: как общественное явление и как педагогический процесс. С точки зрения общественных функций, образование – средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям (с этой точки зрения образование является объектом изучения науки об обществе – социологии); средство развития личности, психологическую структуру которой изучает психология. Педагогические науки рассматривают целостную учебно-воспитательную, т.е. образовательную деятельность, о которой говорят, что она «осуществляется», «реализуется», «протекает», т.е. существует реально в постоянном движении, развития, осуществляется в динамике, процессе. Процесс – это смена состояний системы, а педагогический процесс – смена состояний системы педагогической деятельности. В ней реализуются цели и задачи образования. На пути к цели состояние системы изменяется: меняются люди, средства, ставятся новые цели и задачи.
|
|
За последние 10 лет в России произошли серьезные изменения. Россия стремится стать открытым миру демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей мерой свободы и ответственности. Эти процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию. На эти существенные перемены указывает Федеральная Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Цель модернизации – создание механизма устойчивого развития системы образования, обновление его содержания, согласованного как с национальными приоритетами, так и с европейскими требованиями к основному, основному полному и профессиональному образованию. Эти требования связаны с общемировыми, среди которых:
- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что требует повышенного уровня готовности граждан к такому выбору;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштаба межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения.
Роль образования в этих условиях состоит:
- в создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечении высокого качества жизни народа;
- в укреплении демократического правового государства и развития гражданского общества;
- в кадровом обеспечении рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство;
- в сохранении места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.