«История и теория гражданского воспитания»
Теоретические вопросы:
1.История гражданского воспитания в России: дореволюционный и советский периоды (скаутское движение; октябрятская, пионерская, комсомольская организации).
2.Современная концепция гражданского воспитания в России.
3.Современные детские и общественные объединения, их волонтерская (добровольческая) деятельность.
4.Школьное самоуправление как институт гражданского воспитания.
Практические задания:
1. Включите в Ваш педагогический словарь следующие понятия и предложите варианты их определений: «гражданское воспитание», «гражданин», «патриотическое воспитание», «волонтерская деятельность», «самоуправление», «гражданское общество», «ответственность», «нравственный выбор», «социальная отчужденность» и так далее.
2. Подготовьте сочинение-эссе на тему «Мой опыт волонтерской деятельности».
3. Составьте список существующих в г. Омске и Омской области молодежных волонтерских организаций, раскройте основную направленность их деятельности.
4. Разработайте проект социально – значимого дела для студенческого самоуправления Омского государственного педагогического университета.
5. Подготовьте презентацию о перспективах личного участия в волонтерской деятельности по определенному социально-ориентированному направлению (на основе информации с сайта фонда или организации по развитию образования).
Рекомендуемые источники и литература:
о)основная литература:
1. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: Актуальные проблемы. – М., 2008. – 336 с.
- Гражданское образование в России и зарубежных странах: Состояние и тенденции развития: Коллективная монография /Под ред. М.П. Пальянова. – Томск, 2007.
- Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы /Сост. О.А. Северина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 319 с.
- Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий /Сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148 с.
- Данилюк А.Я Нравственное и гражданское воспитание: взгляды компаративистов//Педагогика – 2008№ 7.
- Мареева Н.С. Гражданское воспитание древних римлян //Социальное образование.-2008-№12-С.98-104.
- Петрусевич А.А., Мартынова В.Ф. Педагогические возможности детских общественных объединений в современных условиях: учебное пособие. – Омск: изд-во ОмГПУ, 2004. –115 с. (58 с. авт.).
- Поппер К. Открытое общество и враги: В 2 т. М.: Культурная инициатива, 1992.
- Развитие содержания понятий гражданственности и «гражданского воспитания» в педагогике 20 века //Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 9.
- Ржевская М. Гражданское воспитание в школах Великобритании //Воспитание школьников. – 2008 - № 7. - С.56-60.
- Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодалению кризиса идентичности и построение гражданского общества //Вопросы образования. - 2008. - № 1.
- Эллис Артур Гражданское воспитание как основа построения гражданского общества //Вестник университета Российской Академии образования.-2008 №6.- С.41-44
б)дополнительная литература:
- Герцева Г.Я Гражданское воспитание школьников в процессе изучения спецкурса «основы избирательного права» //Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 3. - С.48-50.
- Гражданское образование: ценности и приоритеты, материалы Всероссийской научной – практической конференции, Брянск. БИПКРО, 2006.
- Мастыкина Л.Ю Гражданское воспитание школьника в условиях регионально детской общеобразовательной организации (автореферат) Смоленск, 2006.
- Савельева О.Е Педагогические аспекты формирования гражданственности учащихся США (автореферат), Смоленск 2007.
- Синельникова И.Ю. Гражданское воспитание в российских школах в свете опыта отечественной педагогике //Основы государства и права.-2009 - №1. - С.38-45.
- Сироткин О. Гражданское воспитание – приоритетное направление работы школы //Учитель.-2004. - №5. - С.32-34.