double arrow

Самообразование как средство становления педагога-профессионала

Непрерывное образование учителя предполагает не только организованное обучение, но и его самообразование, которое позволяет не только овладеть педагогической деятельностью и достичь в ней мастерства, но и совершенствовать свою личность.

Самообразование обусловлено, прежде всего, непосредственными целями практической деятельности и осуществляется в процессе подготовки к урокам и внеурочным занятиям, докладов на методические объединения, педсоветы и т.д. Обновление знаний необходимо и для того, чтобы ответить на вопросы учащихся, выходящие за пределы программы учебного предмета. Стремление учителя к самообразованию связано и с освоением новых педагогических идей, апробацией передового опыта и др.

В педагогическом учебном заведении вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.

Овладение умениями и навыками самообразовательной деятельности начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.

Овладение навыками самообразовательной деятельности и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Профессиональное самообразование,осуществляемое учителем, направленно на повышение его профессионализма и включает:

- педагогическое просвещение, т. е. освоение учителем научных педагогических идей и ознакомление с опытом других учителей;

- овладение новыми подходами, ценностными ориентациями и установками в профессиональной деятельности;

- осмысление собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы по его созданию и обобщению.

В потребностях учителя в психологических и педагогических знаниях проявляются глубина личностной вовлеченности в процесс самообразования и творчества; стремление оценивать свой опыт в контексте опыта других учителей.

Процесс самообразования направлен на установление соответствия профессионального потенциала (знаний, умений, навыкoв) и профессиональной позиции учителя в обществе. В этой связи самообразование выступает как форма саморегуляции профессионального поведения учителя, которая включает как анализ результатов собственной деятельности, так и его способность к управлению ею.

Самообразование как часть непрерывного образования предполагает компенсацию недостатков полученногообразования; постоянную адаптацию личности к изменяющемуся миру; непрерывное развитие творческого потенциала личности.

У начинающего учителя на первый план выдвигаются компенсаторные или адаптивные цели самообразования, в дальнейшем более важное значение имеют цели, связанные с развитием творческого потенциала.

По доминирующим целям самообразования выделяются следующие уровни самообразовательной деятельности учителя: компенсаторный (мотивы деятельности связаны в основном с ликвидацией пробелов, обнаруженных в базовом педагогическом образовании); адаптационный (кроме компенсаторных целей предполагается достижение определенного уровня профессиональной культуры); творческий (целью самообразования является развитие творческих возможностей).

В определении целей самообразования многое зависит от личности учителя, уровня его подготовки, способностей, опыта и т. д. Они могут быть ближними, средними, дальними. Ближние цели включают восполнение пробелов в знаниях по предмету, педагогике, психологии, методике; средние – основательное изучение и практическое усовершенствование одного из актуальных вопросов; дальние – овладение теорией и практикой организации педагогической деятельности с целью совершенствования своего мастерства. Все эти цели взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Наиболее продуктивное направление профессионального самообразования учителя — разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.

Профессиональное самообразование, таким образом, является важнейшим средством формирования педагогического мастерства учителя и развития его общей и педагогической культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: