Занятие 1
1. Конт – основоположник социологии.
2. Классический этап развития социологии.
3. Макро- и микропарадигмы в современной социологии.
Занятие 2
1. Социология в России в XIX и начале XX вв.
2. Особенности становления и развития социологии в России в советский и постсоветский периоды.
Вопросы для обсуждения
1. Какие социально-философские идеи XVII – XVIII вв. оказали наибольшее влияние на формирование представлений о предметной области социологии в работах ее основоположников?
2. Сформулируйте основные принципы классического и неклассического типов научности в социологии XIX в.?
3. Как трактуется общество, критерии научности и обоснованности социального знания в классической науке XIX – середине XX вв., в эпоху модерна (вторая половина XX в.) и в эпоху постсовременности (конец XX – начало XXI вв.)?
4. Охарактеризуйте особенности становления и развития социологии в России XIX – начале XX вв. Какие направления сформировались в России в данный период?
5. Каковы особенности развития социологии в 90-х годах XX в.?
|
|
6. Что характерно для социологического сообщества в России в настоящее время?
Темы рефератов и докладов
1. Позитивистская социология О. Конта.
2. Социология «как наука с двуединой правдой» в работах
Н.К. Михайловского.
3. «Право как социальный факт» в работах Э. Дюркгейма.
4. «Понимающая» социология М. Вебера. «Веберовский ренессанс» в современной социологии.
5. Политика как призвание и как профессия в работах М. Вебера.
6. Мультипарадигмальность как нормальное состояние современной социологии.
Практические задания
1. Кто ввел в научный оборот термин «социология»?
а) Г. Спенсер;
б) Г. Лебон;
в) М. Вебер;
г) О. Конт;
д) Т. Парсонс.
2. Заполните таблицу. Основные этапы развития социологии
Этап исторического развития социологической мысли | Основные представители | Основные методы исследования | Основные объекты изучения |
3. Для метафизической стадии умственного развития человечества по
О. Конту характерен следующий признак:
а) возрастание роли религии и мифологии;
б) переход от эмпирических знаний к теоретическим;
в) разрушение старых верований и распространение критической философии;
г) возникновение письменности и рост городов;
д) зарождение социальных противоречий и появление классов;
е) возникновение института частной собственности;
ж) переход к экспериментальной науке и лабораторным опытам.
4. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:
а) позитивизм;
б) социальная физика;
в) интеракция;
г) идеальный факт.
1) наиболее абстрактные понятия, с помощью которых исследователь упорядочивает эмпирический материал;
|
|
2) направление в социологии, ориентированное на исследование общества методами естественных наук;
3) первоначальное название социологии в работах О. Конта;
4) процесс взаимодействия людей друг с другом.
5. Какая школа современной западной социологии развивалась на основе концепции Э. Дюркгейма?
а) структурно-функциональный анализ;
б) конфликтная социология;
в) понимающая социология.
6. Автором работы «Протестантская этика и дух капитализма» является:
а) О. Конт;
б) М. Вебер;
в) Г. Зиммель;
г) Г. Гарфинкель;
д) И. Гофман;
е) Ю. Хабермас.
7. Какие из нижеперечисленных суждений верны с позиции теории социального действия М. Вебера?
а) обязательное условие социального действия – его осмысленность и ориентация на других;
б) традиционное действие является абсолютно рациональным;
в) у традиционного действия нет цели;
г) ценностно-рациональное действие совершается автоматически;
д) когда индивид четко понимает цель действия и средства его достижения, то такое действие носит целерациональный характер.
8. Найдите положения, характерные для функционализма:
а) конфликты между социальными группами – естественное состояние общества;
б) общество в равновесии – общество без конфликта, где каждый знает свою роль;
в) дисфункциональные формы поведения подлежат контролю;
г) задача социологии – выделение компонентов социального взаимодействия и определение их значения в обществе.
9. Какие тенденции общественного и научного развития оказали определяющее воздействие на формирование социологического знания в ХIХв.?
10. В чем смысл обозначения Контом социальной науки термином «социальная физика»?
11. В чем различия между марксистскими и немарксистскими конфликтными парадигмами?
12. Кому из авторов (Конт, Дарендорф, Маркс, Вебер) принадлежат идеи?
а) закон трех стадий умственного развития;
б) важность понимания субъективного смысла, который вкладывается в действие индивида;
в) закон о противоречии производительных сил характеру производственных отношений.
13. Кто из ученых делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику?
а) Г. Спенсер;
б) Э. Дюркгейм;
в) О. Конт;
г) К. Маркс.
14. В чем состоят слабые стороны органистической концепции общества?
15. Кто ввел в социологию понятие «идеальный тип»? Что такое «идеальный тип»?
а) эмпирическая реальность;
б) высокоморальный человек;
в) социальная утопия;
г) теоретическая конструкция.
16. Укажите, какие суждения являются верными:
а) теорию социального действия разработал Э. Дюркгейм;
б) Вебер М. разработал концепцию теократического устройства государства;
в) Маркс К. является представителем теории конфликтов;
г) Конт О. выступал за революционный путь развития общества.
17. Какое понятие является основным в теории структурно-функционального анализа?
а) социальная система;
б) общество;
в) социальная общность;
г) культура.
18. Кому из авторов – Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, К. Маркс, О. Конт – принадлежат следующие определения социологии:
а) позитивная наука об обществе;
б) наука о социальных фактах;
в) наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.
19. Чем объяснить то обстоятельство, что первые развитые философские системы сформировались еще несколько тысячелетий назад, а социология насчитывает не более 2-х веков своей истории?
20. Какие из идей О. Конта
а) получили развитие в дальнейшем;
б) оказали влияние на современную социологию;
в) оказались невостребованными.
Идеи О. Конта:
1) идея прогресса человеческого разума;
2) общество представляет собой целый организм;
3) социология в классификации наук имеет более высокий ранг, чем математика, физика и биология;
|
|
4) в основе социальной системы находятся интеграция и стабильность.
21. Какие причины способствовали усилению психологических тенденций в социологии в конце ХIХ в.? Назовите имена самых известных представителей школы психологического направления.
22. Дюркгейм Э. рассматривал общество как сферу согласия и солидарности, выделяя механическую и органическую солидарность. Найдите среди перечисленных верные суждения, относящиеся к его теории солидарности:
а) примитивные общества основаны на органической солидарности;
б) механическая солидарность присуща неразвитым архаическим обществам;
в) чем выше уровень солидарности в обществе, тем ниже уровень самоубийств.
23. В творчестве каких исследователей были заложены основы «понимающей социологии»?
а) Г. Зиммеля, Ф. Тённиса, М. Вебера;
б) К. Маркса, Ф. Энгельса;
в) Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона;
г) Р. Дарендорфа, Ч. Миллса.
24. Центральным понятием социально-экономической теории К. Маркса является:
а) общественно-экономическая формация;
б) социальное действие;
в) социальное производство;
г) социальный факт.
25. Понятие, предложенное Р. Мертоном для обозначения непредвиденных последствий любого социального института, носит название:
а) функция;
б) дисфункция;
в) аномия;
г)девиация.
26. Центральным понятием феноменологической социологии является категория:
а) жизненный мир;
б) индивидуальный выбор;
в) трансцендентное;
г) социальное познание.
27. Кто из социологов стоял у истоков символического интеракционизма?
а) М. Мид;
б) Дж. Г. Мид;
в) Р. Парк;
г) Т. Адорно;
д) Дж. Хоманс;
е) А. Шюц.
28. Какой методологический подход к изучению общества в социологии основывается на таких методах как эксперимент и наблюдение?
а) феноменологический;
б) деятельностный;
в) позитивистский.
29. Укажите, какие суждения верны с позиции теории обмена:
а) любое взаимодействие есть обмен;
б) социальное взаимодействие как обмен строится на уравновешивании вознаграждений и затрат;
в) если вознаграждение уменьшается в 2 раза, то во столько же раз обязательно возрастает реальная отдача;
|
|
г) чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение.
30. Укажите авторов следующих социальных теорий:
а) теория конфликтов;
б) теория социальной мобильности;
в) позитивизм;
г) структурный функционализм;
д) теория общественно-экономических формаций.
1) Т. Парсонс;
2) К. Маркс;
3) П. Сорокин;
4) О. Конт;
5) Р. Дарендорф.
31. Какой термин предложил Г. Гарфинкель для обозначения методов, которые используют люди, воспроизводя социальный мир:
а) феноменология;
б) этнометодология;
в) интернализация;
г) интерпретация;
д) классификация.
32. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы:
а) согласно Г. Гегелю основные методы изучения в социологии: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод;
б) О. Конта считают создателем теории социального конфликта;
в) учение Аристотеля состояло из двух частей: социальной статики и социальной динамики;
г) целерациональным у М. Вебера называется действие, направленное на ясно осознаваемые цели;
д) примитивные общества основаны на органической солидарности.
33. На основе представления о структуре социологического знания определите, какие из перечисленных теорий относятся к макро-, а какие к микросоциологии:
а) теория социального действия;
б) теория конфликта;
в) этнометодология;
г) феноменология;
д) теория социального обмена;
е) структурный функционализм.
34. Заполните таблицу.
Название теории | Автор | Характеристика теории |
Теория социального действия | М. Вебер | |
Теория конфликтов | ||
Э. Дюркгейм | ||
Дж. Г. Мид | Взаимодействие между людьми происходит на основе общих для них символических систем | |
А. Шюц | Чтобы понять человеческие действия, необходимо изучить и типизировать мотивы и модели социального поведения | |
Теория социального обмена | ||
Структурный функционализм | Т. Парсонс | |
Г. Гарфинкель | Исследует смысл человеческого поведения путем эмпирического наблюдения за каждодневной практикой людей |
35. Для описания взаимодействия структур и социального действия английский социолог Э. Гидденс использует термин:
а) структурация;
б) самореференция;
в) габитус;
г) аутопоэйзис.
36. Какие из перечисленных ниже суждений действительно принадлежат О. Конту:
а) социология как наука об обществе возникла в Древней Греции;
б) задача науки – дать сущностное, причинно-следственное объяснение явлений;
в) социология должна опираться на опыт и реальные факты, истины ее исторически относительны, знание – полезно;
г) познание каждого явления проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную;
д) прогресс – развитие порядка;
е) ученые должны выступать в роли жрецов современного общества и осуществлять духовное судейство.
37. Верны следующие суждения:
а) к социальным фактам относятся коллективные представления;
б) социальные факты ученый классифицирует, исходя из собственного мировоззрения и личного опыта;
в) существование социальных фактов тесно связано с волей и сознанием индивидов;
г) социальные факты оказывают внешнее давление на индивида;
д) к социальным фактам можно отнести только действия людей;
е) социальные факты – это закон, обычаи, религиозные верования, правила поведения, язык.
Библиографический список
1. Гофман, А.Б. 7 лекций по истории социологии [Текст] / А.Б. Гофман. – Москва: КДУ, 2003. – 237 с.
2. История социологии в Западной Европе и США [Текст]/ отв. ред.
Г.В. Осипов. – Москва: Норма, 2001. – 563 с.
3. Курбатов, В. И. Современная западная социология: аналитический обзор концепций [Текст] / В. И. Курбатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 412 с.
4. Осипова, Н.Г. Европейская социология [Текст] / Н.Г. Осипова. – Москва: Канон+. – 2010. – 368 с.
5. Ритцер, Дж. Современные социологические теории [Текст]/ Дж. Ритцер. Москва: Питер, 2002. – 686 с.