double arrow

Тема 2. История становления и развития социологии как науки

Занятие 1

1. Конт – основоположник социологии.

2. Классический этап развития социологии.

3. Макро- и микропарадигмы в современной социологии.

Занятие 2

1. Социология в России в XIX и начале XX вв.

2. Особенности становления и развития социологии в России в советский и постсоветский периоды.

Вопросы для обсуждения

1. Какие социально-философские идеи XVII – XVIII вв. оказали наибольшее влияние на формирование представлений о предметной области социологии в работах ее основоположников?

2. Сформулируйте основные принципы классического и неклассического типов научности в социологии XIX в.?

3. Как трактуется общество, критерии научности и обоснованности социального знания в классической науке XIX – середине XX вв., в эпоху модерна (вторая половина XX в.) и в эпоху постсовременности (конец XX – начало XXI вв.)?

4. Охарактеризуйте особенности становления и развития социологии в России XIX – начале XX вв. Какие направления сформировались в России в данный период?

5. Каковы особенности развития социологии в 90-х годах XX в.?

6. Что характерно для социологического сообщества в России в настоящее время?

Темы рефератов и докладов

1. Позитивистская социология О. Конта.

2. Социология «как наука с двуединой правдой» в работах
Н.К. Михайловского.

3. «Право как социальный факт» в работах Э. Дюркгейма.

4. «Понимающая» социология М. Вебера. «Веберовский ренессанс» в современной социологии.

5. Политика как призвание и как профессия в работах М. Вебера.

6. Мультипарадигмальность как нормальное состояние современной социологии.

Практические задания

1. Кто ввел в научный оборот термин «социология»?


а) Г. Спенсер;

б) Г. Лебон;

в) М. Вебер;

г) О. Конт;

д) Т. Парсонс.


2. Заполните таблицу. Основные этапы развития социологии

Этап исторического развития социологической мысли Основные представители Основные методы исследования Основные объекты изучения
       

3. Для метафизической стадии умственного развития человечества по

О. Конту характерен следующий признак:

а) возрастание роли религии и мифологии;

б) переход от эмпирических знаний к теоретическим;

в) разрушение старых верований и распространение критической философии;

г) возникновение письменности и рост городов;

д) зарождение социальных противоречий и появление классов;

е) возникновение института частной собственности;

ж) переход к экспериментальной науке и лабораторным опытам.

4. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:


а) позитивизм;

б) социальная физика;

в) интеракция;

г) идеальный факт.


1) наиболее абстрактные понятия, с помощью которых исследователь упорядочивает эмпирический материал;

2) направление в социологии, ориентированное на исследование общества методами естественных наук;

3) первоначальное название социологии в работах О. Конта;

4) процесс взаимодействия людей друг с другом.

5. Какая школа современной западной социологии развивалась на основе концепции Э. Дюркгейма?

а) структурно-функциональный анализ;

б) конфликтная социология;

в) понимающая социология.

6. Автором работы «Протестантская этика и дух капитализма» является:


а) О. Конт;

б) М. Вебер;

в) Г. Зиммель;

г) Г. Гарфинкель;

д) И. Гофман;

е) Ю. Хабермас.


7. Какие из нижеперечисленных суждений верны с позиции теории социального действия М. Вебера?

а) обязательное условие социального действия – его осмысленность и ориентация на других;

б) традиционное действие является абсолютно рациональным;

в) у традиционного действия нет цели;

г) ценностно-рациональное действие совершается автоматически;

д) когда индивид четко понимает цель действия и средства его достижения, то такое действие носит целерациональный характер.

8. Найдите положения, характерные для функционализма:

а) конфликты между социальными группами – естественное состояние общества;

б) общество в равновесии – общество без конфликта, где каждый знает свою роль;

в) дисфункциональные формы поведения подлежат контролю;

г) задача социологии – выделение компонентов социального взаимодействия и определение их значения в обществе.

9. Какие тенденции общественного и научного развития оказали определяющее воздействие на формирование социологического знания в ХIХв.?

10. В чем смысл обозначения Контом социальной науки термином «социальная физика»?

11. В чем различия между марксистскими и немарксистскими конфликтными парадигмами?

12. Кому из авторов (Конт, Дарендорф, Маркс, Вебер) принадлежат идеи?

а) закон трех стадий умственного развития;

б) важность понимания субъективного смысла, который вкладывается в действие индивида;

в) закон о противоречии производительных сил характеру производственных отношений.

13. Кто из ученых делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику?


а) Г. Спенсер;

б) Э. Дюркгейм;

в) О. Конт;

г) К. Маркс.


14. В чем состоят слабые стороны органистической концепции общества?

15. Кто ввел в социологию понятие «идеальный тип»? Что такое «идеальный тип»?


а) эмпирическая реальность;

б) высокоморальный человек;

в) социальная утопия;

г) теоретическая конструкция.


16. Укажите, какие суждения являются верными:

а) теорию социального действия разработал Э. Дюркгейм;

б) Вебер М. разработал концепцию теократического устройства государства;

в) Маркс К. является представителем теории конфликтов;

г) Конт О. выступал за революционный путь развития общества.

17. Какое понятие является основным в теории структурно-функционального анализа?


а) социальная система;

б) общество;

в) социальная общность;

г) культура.


18. Кому из авторов – Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, К. Маркс, О. Конт – принадлежат следующие определения социологии:

а) позитивная наука об обществе;

б) наука о социальных фактах;

в) наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.

19. Чем объяснить то обстоятельство, что первые развитые философские системы сформировались еще несколько тысячелетий назад, а социология насчитывает не более 2-х веков своей истории?

20. Какие из идей О. Конта

а) получили развитие в дальнейшем;

б) оказали влияние на современную социологию;

в) оказались невостребованными.

Идеи О. Конта:

1) идея прогресса человеческого разума;

2) общество представляет собой целый организм;

3) социология в классификации наук имеет более высокий ранг, чем математика, физика и биология;

4) в основе социальной системы находятся интеграция и стабильность.

21. Какие причины способствовали усилению психологических тенденций в социологии в конце ХIХ в.? Назовите имена самых известных представителей школы психологического направления.

22. Дюркгейм Э. рассматривал общество как сферу согласия и солидарности, выделяя механическую и органическую солидарность. Найдите среди перечисленных верные суждения, относящиеся к его теории солидарности:

а) примитивные общества основаны на органической солидарности;

б) механическая солидарность присуща неразвитым архаическим обществам;

в) чем выше уровень солидарности в обществе, тем ниже уровень самоубийств.

23. В творчестве каких исследователей были заложены основы «понимающей социологии»?

а) Г. Зиммеля, Ф. Тённиса, М. Вебера;

б) К. Маркса, Ф. Энгельса;

в) Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона;

г) Р. Дарендорфа, Ч. Миллса.

24. Центральным понятием социально-экономической теории К. Маркса является:

а) общественно-экономическая формация;

б) социальное действие;

в) социальное производство;

г) социальный факт.

25. Понятие, предложенное Р. Мертоном для обозначения непредвиденных последствий любого социального института, носит название:


а) функция;

б) дисфункция;

в) аномия;

г)девиация.


26. Центральным понятием феноменологической социологии является категория:


а) жизненный мир;

б) индивидуальный выбор;

в) трансцендентное;

г) социальное познание.


27. Кто из социологов стоял у истоков символического интеракционизма?


а) М. Мид;

б) Дж. Г. Мид;

в) Р. Парк;

г) Т. Адорно;

д) Дж. Хоманс;

е) А. Шюц.


28. Какой методологический подход к изучению общества в социологии основывается на таких методах как эксперимент и наблюдение?

а) феноменологический;

б) деятельностный;

в) позитивистский.

29. Укажите, какие суждения верны с позиции теории обмена:

а) любое взаимодействие есть обмен;

б) социальное взаимодействие как обмен строится на уравновешивании вознаграждений и затрат;

в) если вознаграждение уменьшается в 2 раза, то во столько же раз обязательно возрастает реальная отдача;

г) чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение.

30. Укажите авторов следующих социальных теорий:

а) теория конфликтов;

б) теория социальной мобильности;

в) позитивизм;

г) структурный функционализм;

д) теория общественно-экономических формаций.


1) Т. Парсонс;

2) К. Маркс;

3) П. Сорокин;

4) О. Конт;

5) Р. Дарендорф.


31. Какой термин предложил Г. Гарфинкель для обозначения методов, которые используют люди, воспроизводя социальный мир:


а) феноменология;

б) этнометодология;

в) интернализация;

г) интерпретация;

д) классификация.


32. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы:

а) согласно Г. Гегелю основные методы изучения в социологии: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод;

б) О. Конта считают создателем теории социального конфликта;

в) учение Аристотеля состояло из двух частей: социальной статики и социальной динамики;

г) целерациональным у М. Вебера называется действие, направленное на ясно осознаваемые цели;

д) примитивные общества основаны на органической солидарности.

33. На основе представления о структуре социологического знания определите, какие из перечисленных теорий относятся к макро-, а какие к микросоциологии:


а) теория социального действия;

б) теория конфликта;

в) этнометодология;

г) феноменология;

д) теория социального обмена;

е) структурный функционализм.


34. Заполните таблицу.

Название теории Автор Характеристика теории
Теория социального действия М. Вебер  
Теория конфликтов    
  Э. Дюркгейм  
  Дж. Г. Мид Взаимодействие между людьми происходит на основе общих для них символических систем
  А. Шюц Чтобы понять человеческие действия, необходимо изучить и типизировать мотивы и модели социального поведения
Теория социального обмена    
Структурный функционализм Т. Парсонс  
  Г. Гарфинкель Исследует смысл человеческого поведения путем эмпирического наблюдения за каждодневной практикой людей

35. Для описания взаимодействия структур и социального действия английский социолог Э. Гидденс использует термин:


а) структурация;

б) самореференция;

в) габитус;

г) аутопоэйзис.


36. Какие из перечисленных ниже суждений действительно принадлежат О. Конту:

а) социология как наука об обществе возникла в Древней Греции;

б) задача науки – дать сущностное, причинно-следственное объяснение явлений;

в) социология должна опираться на опыт и реальные факты, истины ее исторически относительны, знание – полезно;

г) познание каждого явления проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную;

д) прогресс – развитие порядка;

е) ученые должны выступать в роли жрецов современного общества и осуществлять духовное судейство.

37. Верны следующие суждения:

а) к социальным фактам относятся коллективные представления;

б) социальные факты ученый классифицирует, исходя из собственного мировоззрения и личного опыта;

в) существование социальных фактов тесно связано с волей и сознанием индивидов;

г) социальные факты оказывают внешнее давление на индивида;

д) к социальным фактам можно отнести только действия людей;

е) социальные факты – это закон, обычаи, религиозные верования, правила поведения, язык.

Библиографический список

1. Гофман, А.Б. 7 лекций по истории социологии [Текст] / А.Б. Гофман. – Москва: КДУ, 2003. – 237 с.

2. История социологии в Западной Европе и США [Текст]/ отв. ред.
Г.В. Осипов. – Москва: Норма, 2001. – 563 с.

3. Курбатов, В. И. Современная западная социология: аналитический обзор концепций [Текст] / В. И. Курбатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 412 с.

4. Осипова, Н.Г. Европейская социология [Текст] / Н.Г. Осипова. – Москва: Канон+. – 2010. – 368 с.

5. Ритцер, Дж. Современные социологические теории [Текст]/ Дж. Ритцер. Москва: Питер, 2002. – 686 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: