· исходить из объективности и обусловленности педагогических явлений: они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей;
· обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;
· изучать явления в их развитии;
· изучать явления в их связях и взаимодействии с другими явлениями;
· при выборе методов исследования исходить из того, что для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов;
· методы исследования должны быть адекватны существу изучаемого предмета;
· рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития;
· не проводить эксперимент, противоречащий нравственным нормам, способный нанести вред испытуемым, образовательно-воспитательному процессу.