Тема 1.3. Характеристика системы образования в России

Основные понятия и термины по теме: система образования, экстернат, экстерн, плюрализм.

План изучения темы:

1. Принципы государственной политики в области образования.

2. Понятие системы образования.

3. Формы получения образования.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. Принципы государственной политики в области образования.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

2. Понятие системы образования.

Система образования представляет собой совокупность функционирующих в образовательно-воспитательных учреждений.

Система образования любой страны обеспечивает подготовку молодого поколения к труду и жизни в обществе и включает в себя:
- образовательные учреждения;
- государственные образовательные стандарты и государственные образовательные программы, по которым работают вышеназванные учреждения;
- органы управления образованием.

Принципы национальной системы образования:
1. Приоритет общечеловеческих ценностей;
2. Национально-культурная основа;
3. Научность;
4. Ориентация на мировой уровень образования;
5. Гуманизм;
6. Экологическая направленность;
7. Преемственность и непрерывность;
8. Единство обучения, духовного и физического воспитания;
9. Поощрение таланта и образования;
10. Обязательность базового образования.

Образовательные учреждения представляют собой учреждения, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс на основании определенной образовательной программы. Сущностьобразования заключается в том, что оно отражает потребности общества в людях с определенным уровнем развития, обучения и воспитания и удовлетворяет эту потребность через систему учебных учреждений.

3. Формы получения образования.

Форма получения образования - способ организации деятельности человека по освоению образовательных программ.

Семейное образование - организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.

Самообразование - самостоятельное освоение образовательной программы.

Экстернат - аттестация лиц, самостоятельно изучающих дисциплины, согласно образовательной программе. Предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях. Условия и порядок освоения общеобразовательных программ в форме экстерната устанавливаются учреждением и (или) уставом общеобразовательного учреждения и осуществляются на условиях договора между учреждениями и родителями (законными представителями) обучающихся, если обучающийся не достиг совершеннолетия.

Экстерн - лицо, обучающееся в форме экстерната. Образование в форме экстерната имеют возможность получить:

обучающиеся на I, II, III ступенях общего образования общеобразовательных учреждений всех форм собственности;

ранее обучающиеся, но не закончившие курс обучения в общеобразовательных учреждениях;

обучающиеся, вынужденно не посещающие общеобразовательные учреждения;

не завершившие обучение в учреждениях начального, среднего профессионального образования;

не завершившие обучение в вечерних (сменных), открытых (сменных) общеобразовательных учреждениях в связи с призывом в армию;

граждане РФ, проживающие на территории СНГ;

иностранные граждане, имеющие вид на жительство в РФ, и уровень предшествующего образования, соответствующий образовательным стандартам России;

другие, желающие получить общее образование.

Лабораторные работы -не предусмотрены

Практическая работа: дискуссия по теме: «Что является результатом образования в современном мире?»

Задания для самостоятельной работы:

1. Найдите ответ на вопрос: На что было направлено образование в различные исторические периоды: первобытнообщинный строй, феодальный строй, дореволюционный период, коммунистический строй, посткапиталистический строй.

2. Подумайте, что является результатом образования в современном мире?

3. Подготовиться к семинарскому занятию по предложенным вопросам.

4. Подготовьте реферат на тему: «Участие Самарской области в реализации новых направлений политики РФ в области образования»

Форма контроля самостоятельной работы:

Дискуссия по предложенным вопросам.

Поверка рефератов.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. На каких основных принципах основывается государственная политика в области образования в РФ?

2. Дайте понятие системе образования. Какие компоненты она в себя включает? Каковы принципы организации национальной системы образования?

3. Какие формы получения образования существуют? Раскройте плюсы и минусы каждой из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: