1. Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин).
Системный (целостный) подход.
Сущность заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. При системном подходе педагогическая система рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства). Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов. Значительный вклад внес А.С. Макаренко, который считал, что личность не формируется по частям.
2. Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Настоятельно требует признания уникальности личности, её интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. Значительный вклад внес своими работами А.Н. Леонтьев. (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
|
|
3. Деятельностный подход. Предполагает, что деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности и признает необходимым рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Однако, признание факта, что в деятельности личность формируется и проявляется, ещё не есть деятельностный подход, который требует специальной работы по выбору и организации деятельности ребенка, по активности и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. Значение деятельностного подхода аргументировал в своих работах А.Н. Леонтьев.
4. Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.
|
|
Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:
- Определить её действительные проблемы и способы их разрешения.
2. Проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию).
3. Реализовать гуманистическую парадигму образования.
4. Выявить свою личностную позицию.
Лабораторные работы– не предусмотрены
Практические работы – дискуссия на тему: «Методы педагогического исследования»
Задания для самостоятельного выполнения:
1. Подготовьте сообщение об одном из методов педагогического исследования (наблюдение, опрос, интервьюирование, тестирование, эксперимент), осветите в нем требования к организации и проведению метода, плюсы и минусы его применения. Обсудите эффективность применения метода в различных ситуациях.
Формы контроля самостоятельной работы:
Дискуссия по теме «Методы педагогического исследования»
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Что такое методология? Раскройте сущность методов педагогического исследования.
2. Расскажите об основных методологических подходах в организации педагогических исследований.
3. Какие теоретические методы исследования применяются в педагогике? Раскройте их сущность.
4. Какие группы эмпирических методов исследования выделяют в педагогике? Перечислите методы каждой группы.