В теории и практике педагогики довольно часто используется термин «воспитанность», под которым, как правило, понимается нравственность личности. Но до сих пор нет единого мнения о том, какие показатели определяют воспитанность школьника. Исходя из работ ведущих специалистов России по вопросам воспитания, опыта педагогов и моей собственной практики, можно выделить несколько составляющих воспитанности:
1. Наличие социально значимых качеств, таких как трудолюбие, ответственность, гуманность, дисциплинированность и т.д.
2. Уровень сформированности различных личностных качеств.
3. Направленность личности:
• положительная — на добро и отрицательная — на зло;
• общественная направленность (на себя, на объект,на других людей — альтруизм, эгоизм).
4. Отношение к высшим человеческим ценностям: к человеку, труду, школе, к прекрасному, природе, к самому себе.
5. Поведение, поступки учащихся (ведущие мотивы поведения детей, ценности и ориентации).
Каждый педагог сам определяет, по каким критериям он будет отслеживать воспитанность школьников, делая это в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания во вверенном ему классном коллективе. Для того чтобы диагностика носила системный характер, желательно, чтобы педагог определил, какие задачи воспитания будут приоритетными в данном классе в ближайшие 2-3 года, каким образом можно отслеживать их выполнение. Предлагаю апробированный комплект методик, которыми я пользуюсь при диагностике и в дальнейшем при планировании воспитательной работы в классе.
Лабораторные работы – не предусмотрены
Практическиезанятия -не предусмотрены
Задания для самостоятельной работы:
Найти и провести методику на выявление уровня воспитанности младших школьников, интерпретировать результаты.
Форма контроля самостоятельной работы:
Проверка диагностических методик и их результатов.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Раскройте значение оценочной деятельности педагога. Каковы функции оценки?
2. Раскройте психолого-педагогические особенности деятельности учителя начальных классов.
3. Расскажите о диагностике уровня воспитанности младших школьников.
Раздел 3. Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации.