double arrow
Технология работы с детьми девиантного поведения. Профилактическая работа с детьми девиантного поведения.

Система работы педагога по устранению отклонений в поведении учащихся Работа педагога по устранению отклонений в поведении учащихся основывается на методе реконструкции характера, т.е. перевоспитании, которое трактуется как комплекс мер, система социально-воспитательных действий, направленных на преодоление отклонений от социальных норм в нравственном развитии и поведении личности. Основные функции перевоспитания: – восстановление положительных перспектив, смыслов, ценностей человека; – компенсация недостающих качеств успехами человека в других сферах; – стимулирование индивидуальных творческих сил, нравственных устремлений личности в условиях групповой деятельности и общения; – специальная помощь в индивидуальном осознании проблем (сопереживание, поддержка, содействие в решении проблем и др.); – изменение социальной ситуации развития перевоспитуемого (образовательной коммуникативной среды); – содействие в созидании человеком собственного нового опыта отношений к себе, окружающим людям, обществу в целом, деятельности. Перевоспитание осуществляется в соответствии с определенными этапами. 1 этап – (для педагогов, изначально приступивших к работе с классом) выявление в классном коллективе учащихся, склонных к нарушению нравственных норм общения и поведения, систематически отстающих в учебной деятельности. Для этого классному руководителю (социальному педагогу) необходимо: – проанализировать школьную документацию: а) классный журнал (с целью выяснения успеваемости учащихся по предметам, посещаемость ими занятий, занятость во внеклассных кружках, клубах, секциях); б) индивидуальные характеристики учащихся, составленные предыдущим классным руководителем; – побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе, с целью получения информации об особенностях поведения и учебной деятельности детей, демонстрирующих отклонения в поведении; 2 этап – изучение личностных и поведенческих характеристик школьников, демонстрирующих отклонения в поведении и отставание в учебе; изучение среды, окружающей ребенка. 3 этап – выявление причин, приведших к педагогической запущенности учащегося и определение степени его педагогической запущенности (латентная степень – легкая, средняя степень, высокая степень. 4 этап – составление педагогом программы коррекции личности воспитанника и устранения отклонений в поведении.




5 этап – реализация индивидуальной программы перевоспитания школьника, накопление учеником нравственно положительных качеств, поступков. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.



4. Методы профилактики девиантного поведения. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков будет успешной при реализации следующих условий: – комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции; – учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка; профессиональная компетентность педагога; опора на положительные качества личности ребенка и ориентация на гармоничное ее развитие; единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов воздействия на воспитанника; дифференцированный подход в процессе обучения; выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга; научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми отклоняющегося поведения. В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики социально-педагогической запущенности детей и подростков. 1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности: познавательные игры; создание ситуаций эмоционального переживания; создание ситуаций занимательности; создание ситуаций опоры на жизненный опыт; создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности. 2. Организация жизни и деятельности детского коллектива: создание ситуаций личностной и групповой перспективы; коллективные и творческие игры; коллективные соревнования. 3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях: уважение; педагогическое требование; убеждение; понимание; доверие; педагогическое предостережение; анализ поступка; решение конфликтной ситуации. 4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка: пример, разъяснение; ожидание радости; снятие напряжение; обращение к самолюбию, самоуважению; требование; внушение. Основными средствами педагогической коррекции дисгармонии развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности.

Лабораторные работы –не предусмотрены

Практические (семинарские) занятия- не предусмотрены

Задания для самостоятельной работы -Составление памятки для учителей и педагогов по работе с детьми девиантного поведения (выбор отклонения по желанию обучающихся)

Форма контроля самостоятельной работы –Презентация памяток и рекомендаций.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Раскройте сущность девиантного и делинквентного поведения. В чем их сходства и различия?

2. Расскажите о видах девиантного поведения, раскройте их сущность.

3. Раскройте технологию работы с детьми девиантного поведения.






Сейчас читают про: