Глоссарий по дисциплине

Авторская школа – учреждение, где реализуются отдельные идеи и концепции.

Адаптация – приспособление.

Аксиология – наука, исследующая философское учение о ценностях.

Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.

Антропология – наука, изучающая биологическую природу человека.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.

Гипотеза – научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Задатки - анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей.

Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса.

Индивид – отдельный человек, личность.

Индивидуальность – своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

Инновационная деятельность педагога – социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности.

Категория – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности.

Классификация – распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от общих признаков.

Когнитивный – связанный с познанием.

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и методов, характеризующих человека как члена общества.

Метод – способ действия, деятельности; «... совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности».

Методология (путь исследования или познания, теория, учение) – 1) «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности”; 2) «учение о научном методе познания»; 3) «совокупность методов, применяемых в какой-либо науке».

Мотивация - совокупность устойчивых побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности.

Мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе «учитель-ученик», позволяющие наблюдать и корректировать ход процесса по мере продвижения учащихся от незнания к знанию.

Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Образование – объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.

Объект – предмет познания и деятельности человека.

Олигофренопедагогика - отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии интеллекта.

П арадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

Педагогика – «наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности».

Педагогика – «совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование, обучение».

Педагогическая система – наиболее широкое понятие, включающее определенную педагогическую концепцию и опыт ее претворения в реальной педагогической практике.

Педагогическая теория (концепция) – система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления.

Педагогическая технология – научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Педагогические взгляды – идеи, не сложившиеся в целостную и самостоятельную концепцию, но отражающие детерминированные конкретно – историческими, социально – политическими и культурными условиями существенные тенденции развития современной теории и практики воспитания, оказавшие известное влияние на них.

Педагогический процесс – последовательная смена состояний педагогической системы.

Принцип (основа, начало) – 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения.

Плюрализм – концепция, согласно которой существует несколько или множество не зависимых друг от друга субстанциальных начал или видов бытия.

Процесс – совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.

Процесс (продвижение) – 1) последовательная смена состояний, ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Рефлексия – обращение назад, отражение; анализ собственных действий и состояний.

Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных качеств.

Самообразование специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно- или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения проф. Квалификации.

Синтез – метод изучения предметов в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.

Системный подход - ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений.

Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу.

Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах.

Способность - это базовое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности.

Субъект – человек, познающий внешний мир и воздействующий на него с целью подчинения своим интересам.

Сурдопедагогика - отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

Талант - способность, присущая от рождения.

Технология – совокупность знаний о способах и средствах осуществления тех или иных процессов.

Тифлопедагогика - отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения, воспитания и социализации детей с нарушениями зрения.

Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Условие – обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит.

Учебная программа - документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения.

Фактор (делающий, производящий) – движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.

Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Целеполагание – постановка цели субъектом деятельности.

Целостность – внутреннее единство объекта, наличие упорядоченных связей и зависимостей между частями объекта.

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов -- экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д.

Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме переживания, сочувствия.

Экстернат - аттестация лиц, самостоятельно изучающих дисциплины, согласно образовательной программе.

Эмпирический – проверенный на опыте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: