Раздел 2 особенности сестринского ухода и питания

У ДЕТЕЙ С АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ

2.1 Медико-психологическая работа

При организации сестринского ухода и питания у детей с атопическим дерматитом необходима совместная деятельность медицинского персонала с детьми, родителями и близкими ребенка. Большое значение приобретает установление взаимоотношений с этими людьми. Необходимо, чтобы они понимали важность рекомендаций врача, выполняли их не только в стационаре, но и в домашних условиях.

Деятельность медицинской сестры направлена на организацию сестринского ухода для уменьшения симптомов заболевания, обучение этому родственников и на профилактику обострений заболевания.

Лечение атопического дерматита длительное, поэтому медицинская сестра, проводит психологическую подготовку родителей. Убеждает их в необходимости настойчивого и терпеливого выполнения всех рекомендаций.

Медицинской сестре необходимо стремиться к у становлению полного доверия в отношениях с детьми. К детям любого возраста отношение должно быть ровным, доброжелательным, приветливым. Нужно учитывать психологические особенности каждого ребенка, его переживания, чувства. Дети очень чувствительны к ласке и тонко чувствуют отношение к ним взрослого человека.

Для лечения атопического дерматита наиболее характерно групповое психотерапевтическое воздействие, обучение техникам расслабления, а также снятию стресса и изменению поведения.

Одним из способов обучения правильному уходу, питанию, и созданию гипоаллергенного быта является аллергошкола. С детьми школьного возраста, с родителями детей младшего возраста регулярно проводятся беседы о заболевании и его профилактике.

Основными вопросами, которые рассматриваются на этих занятиях являются:

- информирование пациентов в доступной форме об этиологии, клинических

проявлениях, причинах обострений заболевания;

- повышение мотивации к соблюдению врачебных рекомендаций, их

правильному выполнению;

- формирование доверительных отношений между врачом, медицинской

сестрой, родителями и ребенком;

- обучение самоконтролю в различные периоды заболевания, наблюдению за

своим состоянием, повышение ответственности за свое здоровье;

- формирование навыков и умений по снижению влияния неблагоприятных

факторов на их здоровье;

- практические занятия по навыкам ведения дневника самоконтроля.

Наряду с врачами, медицинские сестры тоже принимают участие в этой работе. При подготовке к беседы медицинской сестре необходимо учитывать возраст, пол, эрудированность слушателей. Информация должна быть понятна и применима в повседневной жизни. На занятиях пациенты и их родители знакомятся со следующими вопросами:

1. Кожа, её строение и функции.

2. Что такое атопический дерматит? Как и почему развивается?

3. Формы, стадии, клинические проявления.

4. Методы борьбы с зудом.

5. Что такое ремиссия и обострение.

6. Особенности лечения (общего, местного, физиотерапевтического) атопического дерматита.

7. Профилактика обострений.

8. Какую роль играет питание.

9. Гигиена и уход за кожей.

Доброжелательное отношение между медицинскими работниками, профессионализм, вежливое и тактичное отношение к родителям ребенка, способствуют установлению взаимопонимания и оказанию качественного сестринского ухода детям с атопическим дерматитом.

2.2 Организация питания у детей с атопическим дерматитом

Невозможно достигнуть улучшения в состоянии здоровья у детей с атопическим дерматитом без строгого соблюдения гипоаллергенной диеты.

Таким детям, рекомендуется специальная технология приготовления блюд направленная, на исключение или сведение к минимуму воздействия аллергенных факторов.

Продолжительность диеты для каждого ребёнка индивидуальна. Расширение рациона осуществляется осторожно и постепенно под контролем общего состояния ребенка.

Для установления индивидуальной непереносимости к определенному виду пищи, выявления причинно-значимого аллергена необходимо вести «Пищевой дневник» не менее 1 месяца (См. Приложение Б). Задача медицинской сестры научить маму правильному заполнению таблицы, контролировать регулярность внесения записей. В дневнике отмечают все получаемые ребенком продукты питания, указывается время введения продуктов, их количество и качество (консервированные, свежие, длительность хранения и другое), реакция организма ребенка на введение в рацион нового продукта питания (изменение цвета кожи, появление сыпи, зуд, беспокойство ребенка). Врач-педиатр совместно с медицинской сестрой, изучает результаты, составляет план работы по исключению подозреваемого пищевого аллергена. Исключается не только основной продукт, но и продукты, вызывающие другие аллергические реакции.

Все продукты, вызывающие аллергию, по степени опасности делят

на 3 группы (Таблица 1).

· с высокой степенью опасности

· со средней степенью опасности

· с низкой степенью опасности

Таблица 1– Продукты, способствующие развитию аллергии

Высокая степень опасности Средняя степень опасности Низкая степень опасности
коровье молоко свинина, индейка, кролик конина, нежирные сорта баранины
рыба картофель, горох, перец зеленый огурцы, кабачки, патиссоны, репа, тыква светлых тонов
куриное мясо, яйцо гречневая, рисовая, кукурузная каши
шоколад, кофе, какао бананы, персики, абрикосы, красная смородина, клюква яблоки зеленой и желтой окраски, белая черешня, слива, белая смородина, арбуз, крыжовник
орехи
мед
грибы
томаты, морковь, свекла    
клубника, земляника, цитрусовые, малина, черная смородина, ежевика, виноград, ананас, дыня, хурма, гранат.

Задача медицинской сестры проводить разъяснительную работу о важности соблюдения диеты, ознакомить их с наиболее аллергизирующими продуктами и первыми признаками проявления аллергии.

Диетотерапия детям с атопическим дерматитом назначается в два этапа.

Первый этап заключается в том, что, до проведения аллергологического исследования назначается неспецифическая гипоаллергенная диета с исключением из рациона наиболее вероятных аллергенов. Суточный объем и качественный состав пищевого рациона должен соответствовать возрасту ребенка.

В период клинических проявлений атопического дрматита диета должна быть максимально строгой, в этот период нужно исключить не только причинно-значимые аллергены, но и другие реагирующие аллергены. В стадии выздоровления рацион ребенка можно постепенно расширить за счет ранее исключенных продуктов и блюд. Правильно подобранное питание на ранних стадиях атопического дерматита ускоряет выздоровление, а при тяжелом течении способствует улучшению состояния ребенка.

На второй этап переходят после получения результатов обследования, проводят дополнительное изменение пищевого рациона с целью исключения причинно - значимых аллергенов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: