У ДЕТЕЙ С АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ
2.1 Медико-психологическая работа
При организации сестринского ухода и питания у детей с атопическим дерматитом необходима совместная деятельность медицинского персонала с детьми, родителями и близкими ребенка. Большое значение приобретает установление взаимоотношений с этими людьми. Необходимо, чтобы они понимали важность рекомендаций врача, выполняли их не только в стационаре, но и в домашних условиях.
Деятельность медицинской сестры направлена на организацию сестринского ухода для уменьшения симптомов заболевания, обучение этому родственников и на профилактику обострений заболевания.
Лечение атопического дерматита длительное, поэтому медицинская сестра, проводит психологическую подготовку родителей. Убеждает их в необходимости настойчивого и терпеливого выполнения всех рекомендаций.
Медицинской сестре необходимо стремиться к у становлению полного доверия в отношениях с детьми. К детям любого возраста отношение должно быть ровным, доброжелательным, приветливым. Нужно учитывать психологические особенности каждого ребенка, его переживания, чувства. Дети очень чувствительны к ласке и тонко чувствуют отношение к ним взрослого человека.
|
|
Для лечения атопического дерматита наиболее характерно групповое психотерапевтическое воздействие, обучение техникам расслабления, а также снятию стресса и изменению поведения.
Одним из способов обучения правильному уходу, питанию, и созданию гипоаллергенного быта является аллергошкола. С детьми школьного возраста, с родителями детей младшего возраста регулярно проводятся беседы о заболевании и его профилактике.
Основными вопросами, которые рассматриваются на этих занятиях являются:
- информирование пациентов в доступной форме об этиологии, клинических
проявлениях, причинах обострений заболевания;
- повышение мотивации к соблюдению врачебных рекомендаций, их
правильному выполнению;
- формирование доверительных отношений между врачом, медицинской
сестрой, родителями и ребенком;
- обучение самоконтролю в различные периоды заболевания, наблюдению за
своим состоянием, повышение ответственности за свое здоровье;
- формирование навыков и умений по снижению влияния неблагоприятных
факторов на их здоровье;
- практические занятия по навыкам ведения дневника самоконтроля.
Наряду с врачами, медицинские сестры тоже принимают участие в этой работе. При подготовке к беседы медицинской сестре необходимо учитывать возраст, пол, эрудированность слушателей. Информация должна быть понятна и применима в повседневной жизни. На занятиях пациенты и их родители знакомятся со следующими вопросами:
|
|
1. Кожа, её строение и функции.
2. Что такое атопический дерматит? Как и почему развивается?
3. Формы, стадии, клинические проявления.
4. Методы борьбы с зудом.
5. Что такое ремиссия и обострение.
6. Особенности лечения (общего, местного, физиотерапевтического) атопического дерматита.
7. Профилактика обострений.
8. Какую роль играет питание.
9. Гигиена и уход за кожей.
Доброжелательное отношение между медицинскими работниками, профессионализм, вежливое и тактичное отношение к родителям ребенка, способствуют установлению взаимопонимания и оказанию качественного сестринского ухода детям с атопическим дерматитом.
2.2 Организация питания у детей с атопическим дерматитом
Невозможно достигнуть улучшения в состоянии здоровья у детей с атопическим дерматитом без строгого соблюдения гипоаллергенной диеты.
Таким детям, рекомендуется специальная технология приготовления блюд направленная, на исключение или сведение к минимуму воздействия аллергенных факторов.
Продолжительность диеты для каждого ребёнка индивидуальна. Расширение рациона осуществляется осторожно и постепенно под контролем общего состояния ребенка.
Для установления индивидуальной непереносимости к определенному виду пищи, выявления причинно-значимого аллергена необходимо вести «Пищевой дневник» не менее 1 месяца (См. Приложение Б). Задача медицинской сестры научить маму правильному заполнению таблицы, контролировать регулярность внесения записей. В дневнике отмечают все получаемые ребенком продукты питания, указывается время введения продуктов, их количество и качество (консервированные, свежие, длительность хранения и другое), реакция организма ребенка на введение в рацион нового продукта питания (изменение цвета кожи, появление сыпи, зуд, беспокойство ребенка). Врач-педиатр совместно с медицинской сестрой, изучает результаты, составляет план работы по исключению подозреваемого пищевого аллергена. Исключается не только основной продукт, но и продукты, вызывающие другие аллергические реакции.
Все продукты, вызывающие аллергию, по степени опасности делят
на 3 группы (Таблица 1).
· с высокой степенью опасности
· со средней степенью опасности
· с низкой степенью опасности
Таблица 1– Продукты, способствующие развитию аллергии
Высокая степень опасности | Средняя степень опасности | Низкая степень опасности |
коровье молоко | свинина, индейка, кролик | конина, нежирные сорта баранины |
рыба | картофель, горох, перец зеленый | огурцы, кабачки, патиссоны, репа, тыква светлых тонов |
куриное мясо, яйцо | гречневая, рисовая, кукурузная каши | |
шоколад, кофе, какао | бананы, персики, абрикосы, красная смородина, клюква | яблоки зеленой и желтой окраски, белая черешня, слива, белая смородина, арбуз, крыжовник |
орехи | ||
мед | ||
грибы | ||
томаты, морковь, свекла | ||
клубника, земляника, цитрусовые, малина, черная смородина, ежевика, виноград, ананас, дыня, хурма, гранат. |
Задача медицинской сестры проводить разъяснительную работу о важности соблюдения диеты, ознакомить их с наиболее аллергизирующими продуктами и первыми признаками проявления аллергии.
Диетотерапия детям с атопическим дерматитом назначается в два этапа.
Первый этап заключается в том, что, до проведения аллергологического исследования назначается неспецифическая гипоаллергенная диета с исключением из рациона наиболее вероятных аллергенов. Суточный объем и качественный состав пищевого рациона должен соответствовать возрасту ребенка.
В период клинических проявлений атопического дрматита диета должна быть максимально строгой, в этот период нужно исключить не только причинно-значимые аллергены, но и другие реагирующие аллергены. В стадии выздоровления рацион ребенка можно постепенно расширить за счет ранее исключенных продуктов и блюд. Правильно подобранное питание на ранних стадиях атопического дерматита ускоряет выздоровление, а при тяжелом течении способствует улучшению состояния ребенка.
|
|
На второй этап переходят после получения результатов обследования, проводят дополнительное изменение пищевого рациона с целью исключения причинно - значимых аллергенов.