double arrow

Я-высказывание как техника ведения диалога.

Я-высказывание (Я-сообщение) – это:

- Способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженной ситуации (и управления ими).

- Способ обозначения проблемы и осознания собственной ответственности за ее решение.

- Конструктивный способ предъявления претензий, альтернатива Ты- высказыванию, которое традиционно используется в конфликтах через выражение негативной оценки в адрес другого, при этом ответственность за ситуацию перекладывается на этого другого.

Схема Я-высказывания:

1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение.

2. Точное называние своего чувства в этой ситуации.

3. Называние причин, «убытков».

4. Сообщение о приемлемом или хорошем варианте развития ситуации.

Барьеры диалога:

1. Приказание, требование, распоряжение

принуждение к какому-либо действию путем распоряжения или команды

2. Предупреждение, предостережение, угроза, обещание

напоминание о возможных последствиях его действий

3. Увещевание, нравоучение, наставление

напоминание о том, что он должен или обязан сделать

4. Совет, подсказка, рекомендация, решение

помощь в решении его проблемы путем совета или подсказки

5. Логическая аргументация, разъяснение

попытка воздействовать фактами, контраргументами, логикой, информацией или вашим собственным мнением

6. Осуждение, критика, несогласие, порицание

вынесение негативной оценки или осуждение

7. Похвала, согласие

выражение позитивной оценки или суждения, согласие

8. Обзывание, высмеивание, необоснованные обобщения

подведение под категорию, вызывание в нем чувства стыда

9. Интерпретация, анализ, постановка диагноза

разъяснение его собственных мотивов или анализ того, почему он поступает или говорит так-то и так-то; сообщение ему, что вы его «раскусили» или поставили ему диагноз

10. Успокаивание, утешение

попытка рассеять его пасмурное настроение, разубедить его в силе негативных эмо-ций

11. Зондирование, выпытывание, расспрос

попытка найти причины, мотивы, основания; попытка получения большого количества информации, которая помогла бы вам решить проблему

12. Увод от проблемы

попытка отвлечь от проблемы: уклониться от ее решения самому, отложить ее на по-том, отшутиться

13. Демонстрация невнимания к обсуждаемой теме

Попытка воздействовать на собеседника, ослабить его уверенность, самоценность

14. Резюмирование, закрытие темы разговора

Попытка контролировать ход разговора, отказ собеседнику в партнерстве

Коммуникативные техники противостояния давлению и манипуляции [10]

1.Техника бесконечного уточнения. Подробное и точное прояснение того, что является мишенью нападающего или манипулятора:

М. Вечно ты криво завязываешь галстук! Когда наконец научишься?

А. Что бы вы посоветовали изменить? (Что нужно изменить?) А. говорит СПОКОЙНО

2.Техника внешнего согласия, или наведения тумана.

Выражение согласия с какой-либо частью высказывания партнера или с тем, что то, на что он обратил внимание, действительно важно, представляет интерес, заставляет задуматься, содержит в себе ценное рациональное зерно, обогащает наше видение проблемы или даже... соответствует истине. Эта техника особенно эффективна против несправедливой критики или откровенной грубости:

М. Ты в джинсах выглядишь ужасно!

А. Может быть…(Я подумаю над тем, как мне учесть это…) А. говорит СПОКОЙНО

3.Техника испорченной пластинки. Многократное повторение одной и той же емкой фразы, содержащей в себе важное сообщение нападающему или манипулятору, всякий раз с одной и той же интонацией. В ответ на нападение адресат формулирует емкую фразу, содержащую важное сообщение нападающему или манипулятору. Эта фраза должна быть такой, чтобы ее можно было повторить несколько раз, не нарушая осмысленности разговора. В сущности, она должна даже несколько опережать разговор:

М. Я думал, ты лучше меня сможешь понять...

А. Я готов еще раз тебя выслушать.

М. Что толку говорить, если ты не понимаешь элементарных вещей.

А. Я готов еще раз тебя выслушать.

М. Может быть, ты просто не хочешь меня понять?

А. Я готов еще раз тебя выслушать.

4. Техника английского профессора. Корректное выражение сомнения по поводу того, что выполнение чьих-либо требований действительно не нарушает личных прав адресата:

М. Вы не могли бы говорить помедленнее и более короткими фразами, чтобы я могла переводить более точно?

А. Боюсь, что нет... Видите ли, говорить быстро и длинными фразами - это часть моей личности.

Если принято решение вступить в конфронтацию, необходимо быть последовательным и готовым идти до конца. Конфронтация может быть эффективной, только если реализована каждая из необходимых ее фаз.

Первая фаза конфронтации. Я-сообщение о чувствах, которые вызывает данное поведение инициатора воздействий. Если манипулятор принимает Я-сообщение адресата, приносит свои извинения и отсаживается, цель достигнута и конфронтация завершена. Только в том случае, если он этого не делает или, сделав, затем вновь повторяет попытки ограничить психологическое пространство адресата, необходимо перейти ко второй фазе.

Вторая фаза конфронтации. Усиление Я-сообщения. Если инициатор воздействия принимает это Я-сообщение и прекращает свои поползновения на ограничение психологического пространства, конфронтация может считаться успешно завершенной. Только в том случае, если он этого не делает, адресату необходимо перейти к следующей фазе.

Третья фаза конфронтации. Четкое выражение пожелания. Если пожелание не выполняется, необходимо перейти к четвертой фазе.

Четвертая фаза конфронтации. Назначение санкций. санкция — это угроза, а угроза является атрибутом принуждения. Если конфронтация дошла до этой фазы, необходимо признаться себе, что мы принуждаем манипулятора совершить выбор: либо подчиниться нашим требованиям, либо отказаться от возможности взаимодействовать с нами. Манипулятор может противостоять принуждению в форме ответной конфронтации. Мы можем пойти на переговоры и обсудить его требования. Только в том случае, если он продолжает свои действия или нам не удалось добиться соглашения, необходимо перейти к пятой фазе.

Пятая фаза конфронтации. Реализация санкций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: