ТЕМА 2. Типы конфликтов в организации. Методы управления конфликтом

Методы управления конфликтной ситуацией определяются типом противоречия, которое лежит в основе конфликта и той задачей, которую мы решаем во взаимодействии (задачей сохранения или развития, о которых мы говорили выше).

В качестве основных причин конфликта исследователи часто называют следующие:

1. Ограниченность ресурсов и способ их распределения в организации. Ограниченность ресурсов, в том числе и информации – естественная ситуация. Как их распределить? Кто распределяет? Каковы критерии распределения? – вопросы, которые нередко обнаруживают организационные противоречия.

Взаимозависимость задач в организации. Особенно актуальной становится эта причина в сложных организационных системах (например, в организациях с матричной структурой, или в ситуациях изменения структуры власти и функций), когда зависимости усложняются и могут становиться избыточными и (или)неясными.

3. Различия в видении и ценностях. Разные понимания того, что считать развитием, ответственностью, профессионализмом, партнерством и т.п. часто являются причиной конфликтов в организации.

4. Различие в целях разных подразделений. Цели отдельного подразделения нередко могут вступать в противоречие с целями других подразделений, особенно, если теряется видение общих целей организации и ослабевает понимание взаимосвязи и взаимозависимости подразделений.

6. Неэффективные коммуникации. Недостаток информации, также как и «информационный шум», неэффективная система передачи информации (нарушение сроков, адресности, конфиденциальности и т.д.) неизбежно приводят к конфликтам. Очень важным является и неверный выбор стратегии взаимодействия при решении организационных задач (см. стратегии, приводящие к конфликтам, таблица 1).

В соответствии с выделенными причинами конфликтов, методы их преодоления можно разделить на две группы: организационные (связанные, главным образом, с прояснением целей организации) и коммуникативные (обеспечивающие выбор оптимальной стратегии взаимодействия).

1. Организационные методы:

  • Координация и интеграция групповой структуры, структуры задач и полномочий.

Установление структуры полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации.

  • Уточнение и прояснение общеорганизационных целей.

Согласование целей организации и целей сотрудников, направление усилий всех участников на достижение общей цели.

  • Разъяснение требований к работе.

Это метод, предотвращающий конфликт функций. Важно сделать ясными требования к результатам работы, которые ожидаются от каждого сотрудника и подразделения, а также процедуры и правила оценки.

  • Целенаправленность системы вознаграждений.

Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, и не поощрения неконструктивного поведения отдельных лиц или групп.

2. Коммуникативные методы.

Выбор коммуникативной стратегии в конфликте определяется задачами взаимодействия и имеющимися ресурсами сторон (временем, информацией, властью и т.д.). В качестве типологии стратегий в конфликте можно использовать тот перечень, который мы приводили выше, обсуждая разные уровни общения. Приведем еще одну типологию, которая сегодня очень часто встречается в практике, и которую нетрудно соотнести с приведенной выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: