11. Воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в процессе целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива. С этой целью педагогу рекомендуется:
при подготовке к уроку продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок;
разборчивым почерком оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном журнале, в дневниках и тетрадях учащихся и т.д.);
не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и обращений, нарушений норм произношения. Образцовая речь педагога - основа всей работы по усовершенствованию речевой культуры учащихся.
11.1.Педагогам, осуществляющим преподавание в 1-5 классах необходимо:
формировать у детей представления о богатстве белорусского, русского языков, проводить обучение нормам литературной речи;
уделять внимание письменной речи: записям решения задач по математике, наблюдений за окружающим миром, природой в "Дневнике наблюдений";
при планировании работы предусматривать развитие навыков связной речи, совершенствование техники чтения и обучение правильному, сознательному, беглому, выразительному чтению на всех уроках;
11.2. Педагогам, осуществляющим преподавание отдельных учебных предметов:
формировать у учащихся умения анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал;
проводить работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и объяснения учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В процессе этой работы учащимся старших классов целенаправленно предлагать задания следующего вида: сформулировать тему, основную мысль сообщения учителя, составить план, пересказать по плану самостоятельно или с помощью учителя;
использовать выразительное чтение вслух как один из приемов формирования культуры устной речи, средство эмоционального и логического осмысливания текста;
систематически проводить работу по обогащению словарного запаса школьников. При объяснении новые слова произносить выразительно, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное использование в речи;
использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, которые относятся к данной учебной дисциплине. Содержание таблиц обновляется по мере необходимости;
следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием подписей, грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические, пунктуационные и дисграфические ошибки.
11.3. Всем работникам учреждения образования:
постоянно работать над повышением культуры устной речи;
исправлять ошибки в соответствии с нормами языка, на котором ведется обучение в школе, придерживаясь при этом необходимого такта;
исключать из употребления жаргонные, вульгарные, а также диалектные слова и выражения как на уроках, так и вне их;
максимально использовать различные формы внеклассной работы (конкурсы, занятия кружков, занятия по интересам и иные) для совершенствования речевой культуры учащихся;
грамотно вести школьную документацию в соответствии с языком обучения в данной школе (белорусском или русском).
11.4. Администрации учреждения образования:
направлять, координировать и контролировать работу по осуществлению единого речевого режима в школе;
включать вопросы о соблюдении единых требованиях к устной и письменной речи учащихся в работу педагогических советов, систему внутришкольного контроля;
организовывать обмен опытом учителей начальных классов, учителей- предметников;
проводить совместные заседания методических объединений по вопросам повышения культуры речи учащихся;
при планировании общешкольных мероприятий и работы классного руководителя предусматриваются беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся..