Единый речевой режим учреждений обеспечивающих получение специального образования учащимися с интеллектуальной недостаточностью
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования Республики
Беларусь____К.С.Фарино
"19"___декабря_2005 г
(Письмо № И-01-13/321)
Единый речевой режим учреждений, обеспечивающих получение специального образования учащимися с интеллектуальной недостаточностью
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Единый речевой режим учреждений, обеспечивающих получение специального образования учащимися с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), определяет единые требования к устной и письменной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) (далее - учащиеся), обучающихся по учебным программам 1-го отделения вспомогательных школ во вспомогательных школах (школах-интернатах), специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания в учреждениях образования общего типа, создавших условия для получения образования учащимися с интеллектуальной недостаточностью (далее - учреждения образования).
|
|
2. Главными целями обучения языкам (белорусский, русский) учащихся в учреждении образования является формирование коммуникативной, языковой, социокультурной компетенций.
3. Коммуникативная компетенция формируется в процессе овладения учащимися навыками аудирования, чтения, говорения и письма, умения отвечать на вопросы, вести диалог. Отработка навыков чтения проводится в комплексе с развитием других видов речевой деятельности.
4. Языковая компетенция формируется в процессе практического использования изученных языковых понятий и правил при списывании и письме под диктовку слов, предложений и текстов с изученными орфограммами, а также при выполнении грамматических заданий.
5. Социокультурная компетенция формируется в процессе совместной общественно-полезной деятельности, общения, знакомства с правилами поведения, усвоения речевого этикета.
Глава 2
ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
6. Требования к различным видам речи учащихся определяются требованиями учебных программ по учебным предметам.
7. В процессе слушания учащиеся должны: понимать обращенную речь учителя, воспитателя, окружающих людей, информацию, предъявленную на слух в нормальном темпе, речь диктора радио или телевидения.
8. В процессе формирования устной речи:
вести диалог с соблюдением основных форм речевого этикета на бытовые, учебные и другие темы;
составлять краткое и развернутое высказывание по предложенной теме (6-10 классы);
|
|
строить собственное высказывание на основе прослушанного, прочитанного (монолог-повествование, монолог-описание, монолог-рассуждение) по необходимости с помощью учителя.
9. На уроках чтения:
читать и понимать общее содержание текстов разных жанров;
делить текст на части, устанавливать связи между частями, озаглавливать текст или его части;
определять основную мысль в тексте, пересказывать отдельные ситуации (по вопросам, по заданию учителя);
пересказывать текст по данному или коллективно составленному плану, выражать свое отношение к прочитанному.
10. В процессе формирования письменной речи:
составлять текст на заданную тему, по рисунку (старшие классы);
списывать текст грамотно, без ошибок и перестановок;
передавать содержание текста.