Расчёту подлежат призматические и сегментные шпонки. Основной нагрузкой шпоночных соединений является передаваемый с вала на втулку или с втулки на вал крутящий момент. Шпоночное соединение испытывают на два вида деформации:
· срез в сечении шпонки (рис. 2.8а);
· смятие по боковым поверхностям (рис. 2.8б).
Расчет на смятие для шпоночных соединений основной, он производится по сопряжению паза втулки и шпонки.
Расчетная схема ненапряженного шпоночного соединения представлена на рис. 2.8.
Рис. 2.8. Расчетная схема ненапряженного шпоночного соединения:
b – ширина шпонки; h – высота шпонки;
l – длина шпонки; lp – рабочая длина шпонки
Условие прочности на смятие:
. (2.3)
Условие прочности на срез:
(2.4)
c учетом
, (2.5)
h1 = h – t, Aсм = h1. l p,
получаем
(2.6)
Величины допускаемых напряжений зависят:
· от характера нагрузки (статическая или переменная);
· от характера работы соединения (допускается или не допускается взаимное перемещение вала и ступицы);
· от степени точности определения действующих нагрузок.
|
|
Допускаемые напряжения на смятие можно принимать в следующих пределах:
= 60-150 Н/мм2– при неподвижном соединении сопрягаемых вала и ступицы из стали, чугунного или стального литья;
= 30-50 Н/мм2 – для неподвижных соединений, находящихся под нагрузкой, рабочие поверхности не закалены;
= 6…15 Н/мм2 – для подвижных шпоночных соединений.
Допускаемые напряжения на срез = 100 Н/мм2.
Порядок выбора шпонки:
1. По соответствующему ГОСТ (в зависимости от вида выбранной шпонки) выбирам для вала, имеющего заданный диаметр d, сечение шпонки b × h.
2. Принимаем длину шпонки l из рекомендованного ряда на 5 ÷ 10 мм меньше длины ступицы, на которую ставится шпонка.
3. Находим по указанным выше формулам напряжения на смятие и на срез
(достаточный расчет – на смятие) и сравниваем с допускаемыми напряжениями.
Если , используют один из приемов:
· призматическую нормальную шпонку заменяют высокой;
· при использовании призматических шпонок увеличивают длину шпонки в пределах ГОСТа;
· при использовании сегментных шпонок ставят две шпонки вдоль оси вала;
· заменяют шпоночное соединение шлицевым.