Сборочные чертежи
Сборочные чертежи выполняются в масштабе 1:1 с необходимым числом проекций и дополнительных разъясняющих видов и разрезов. Чтобы обеспечить полноту разработки сборочного чертежа при минимальном объёме графических работ, применяют сложные разрезы. Распространённая ошибка студентов состоит в выполнении чертежа с той же степенью подробности, что и конструктивная схема на бланке задания. Критерием полноты проработки сборочного чертежа является возможность выполнения посторонним лицом рабочего чертежа любой детали.
При разработке сборочных чертежей необходимо обращать особое внимание на следующие вопросы:
- достаточно ли ясно представлены конструкция в целом и каждая деталь в отдельности. В случае, если в механизме предусматривается упорная резьба, то на сопряженных деталях (винта и гайки) делают вырыв, показывающий положение рабочего профиля резьбы;
- обеспечены ли свободные вращательные и поступательные перемещения всех подвижных деталей механизма;
|
|
- возможны ли легкие сборка и разборка механизма без повреждения отдельных деталей;
- удобны ли операции регулировки и стопорения (штифтовки, плинтовки, крепления и т. п.) отдельных деталей и узлов механизма;
- все ли внешние и внутренние нагрузки учтена в расчётах и все ли силовые элементы конструкции проверены на прочность по этим нагрузкам;
- все ли размеры проставлены на сборочном чертеже. На сборочном чертеже проставляются габаритные (всего механизма и его корпуса), справочные (необходимые для дальнейших расчётов, взятые по рекомендуемым соотношениям, полученные из расчёта и др.), посадочные (с буквенным обозначением посадки) и присоединительные (размеры основания механизма, расположение и диаметры отверстий для прикрепления механизма и т. п.) размеры. К справочным размерам относятся также диаметры и длины болтов, размеры шпонок, номера подшипников. Эти размеры можно указывать только в спецификации.
Спецификация к сборочному чертежу по правилам ЕСКД выполняется отдельно.