Жертвоприношение – Авеля и Каина

Антицерковное сообщество берет начало от Каина и его потомков. В жертвоприношении Каина и Авеля произошло разделение в человечестве – явились «дети диавола» и «дети Божии» (1 Ин. 3:10), «сыны Божии» (Быт. 6:2). Важно понять, чем было жертвоприношение Каина и чем было жертвоприношение Авеля.

Вся человеческая культура во всех своих областях имеет средоточие, это – религиозный культ; центральный элемент культа – данное от Бога жертвоприношение; а главным жертвоприношением является «всеприношение» (или жертва «целиковая»). Когда жертва приносится целиком – это жертва Завета; такая жертва Завета Ветхого указывает на жертву Нового Завета – распятие Христа; это было – «всеприношение» (на еврейском языке олá; неверный перевод – «всесожжение», отсюда возникло понятие «холокост»).

Жертве «целиковой» («всеприношению») первые люди были научены после грехопадения в раю. Тогда «из кож животных, умерщвленных, может быть, пред их глазами» (св. Ефрем Сирин), они были облачены Богом в «хитоны кожаные» (т.н. «кожаные ризы»; Быт. 3:21).

Кто был убит из животных, мы не знаем. Но это было одно из животных райских. Адам этим животным, каждому отдельно дал свое имя. Райские животные были Адаму родные… Мы можем знать, что испытывал Адам, когда видел заклание такого животного и совлечение с него кожи. Это было чувство, которое сопровождает покаяние – мучение. Важно уточнить, какое это было мучение.

После греха Адам в раю познал, что рая недостоин, рай его устыжал. И это было мучение, без которого не бывает покаяния. Мучения стыда в присутствии Божьем рождает покаяние. И этого мучения для Адама было недостаточно.

Нужно было, чтобы там же в раю Адам увидел умерщвление прекрасного животного, отделение его кожи и чтобы Адам и жена облачились в хитоны кожаные.

Мучение Адама в раю было и от стыда, было оно и зрительным, и осязательным… Покаяние обязательно должно сопровождаться зримым и даже осязаемым знаком. Адам и Ева, можно сказать, облеклись в покаяние. Хитон – это одежда, которая прикасается к коже; от Господа ради покаяния человеку на плоть был дан знак – носить кожу на коже – хитоны из жертвенных животных.

Это был очень крепкий урок, но в нем не было жестокости. Заклание жертвенного животного было знаком, какова глубина грехопадения. Если человек ужаснулся жертве, то он ужаснулся и греху. И это тоже входит в покаяние: человек кается в своих личных грехах, зная как-то и ужасаясь общему для всего человечества грехопадению.

Жертвоприношение дано человеку ради покаяния и памяти о грехопадении.

Когда Адам был изгнан из рая, началась на земле длинная череда кровавых и бескровных жертвоприношений, цель которых одна: ждать центрального момента исторического времени и, когда он придет, принять Жертву Христа-Спасителя. И календарная череда суббот, и регулярность жертвоприношений имели свою цель и завершение – в Воскресении Христа.

Первая жертва с умерщвлением была в раю, последняя жертва с умерщвлением была на Голгофе. Как первого (в раю), так и последнего (на Голгофе) кровавого жертвоприношения Священником был Господь.

На земле, совершив жертвоприношение, человек вкушал от принесенной жертвы, – причащался жертве через вкушение. От первой жертвы первые люди – оделись: Господь одел их в кожу от закланных животных. От первой жертвы люди не вкушали, эта жертва была принесена целиком. Такие жертвы и назывались «всеприношение» (олá) или жертва «целиковая» (калúль).

Жертва всеприношения – это жертва смирения: все Богу и все от Бога.Ее смысл выражен в литургическом возгласе: «Твоё от твоих Тебе приносящих за всех и за всё».

Жертвы Каина и Авеля были принесены в определенный срок, который обозначен – «по окончании дней» (Быт. 4:3). «По окончании дней» может говорить о том, что жертвоприношение должно было носить особый характер: это могло быть время такой жертвы, которой человек был научен в раю.

Из описания жертвоприношения Авеля (Быт. 4:4) отчетливо проступает его духовный облик:

1) скотовод Авель принес «от тука» своих стад. Древнееврейское слово «тук» хéлев обозначает «жирное, хорошее, лучшее». Авель принес лучшее.

2) Авель принес «от первородных» животных. «Первородное» – это «разверзающее утробу» (Исх. 13:2). Древнееврейское слово «утроба» рéхем – того же корня, что «сострадание, жалость» (рахамúм). Настоящее сострадание – «утробное». Жертва Авеля знаменовала благоутробие Божье – Его бесконечное сострадание, жалость к человеческому роду.

3) жертвоприношение Авеля осуществлялось как «заклание», однако оно названо «приношение» минхá (в переводе на греческий «дар», ср. Евр. 11:4). Этим указывается, что приношение Авеля было больше, чем заклание, скорее всего, эта жертва была принесена целиком.

Духовный облик Авеля дан через характер его жертвы – тремя чертами, совершенно отчетливо. Жертва Авеля указывает на Христа и Его жертву.

Преступление Каина началось с жертвы Богу. При полном описании преступления его первым этапом оказывается жертвоприношение. Преступление, если оно прослежено от начала и в полноте, носит религиозный характер. Отношение к Богу уясняется через принесение жертвы, и именно отсюда начинается преступление... Потому что отношение к Богу может быть приятием, а может быть – отвержением.

При полном описании преступления его никак нельзя объяснять черезмотив (например, Каин убил, потому что позавидовал; или: Каин убил, потому что Бог не принял его жертву).

Чем была жертва Каина, мы можем знать только из того, что было с Каином, после того, как жертва его не была принята. Два библейских текста (на древнееврейском и древнегреческом) описывают состояние Каина по-разному, но – так, что смысл одного дополняет смысл другого:

1. Древнееврейский: «И разгневался Каин весьма» (Быт. 4:5). В точном переводе: «загорелся [гнев] у Каина». Первым и, возможно, невольным движением в душе Каина был гнев – не на себя: Бог виноват. У Каина это мог быть импульс. В евангельской притче о блудном сыне – старший сын, когда отец помиловал младшего брата – разгневался сознательно, «был разгневан» на отца (Лук. 15:28). В этой притче старший сын – образ иудеев, которые возмутились на Бога за то, что Он помиловал тех, которые не соблюдали Закон.

То, что у Каина могло быть первым импульсом гнева на Бога, в иудаизме стало осознанным движением против Мессии (Христа) милостивого.

2. Древнегреческий перевод: «И стало печально Каину весьма» (Быт. 4:5). «Печали» — это страдания, которые даны ко спасению; «печали» – то, что должен осознанно терпеть человек: жена в родах, муж в трудах. Бог сказал жене: «в печали будешь рождать детей» (Быт. 3:16); Адаму Бог сказал: «в печали будешь есть от земли» (Быт. 3:16, 17). «Печали» на языке Библии – это не психологические переживания, «печали» даны человеку от Бога. Иное – у Каина. Его печаль – шаг к преступлению. Каин опечалился не той печалью, терпеть которую заповедал Господь. Каин опечалился своей печалью, которая не от Бога.

Каин сочинил себе мировую скорбь.И очень, заметим, нужно быть осторожным с теми людьми, которые несут свою (или своего народа) – присвоенную ими мировую скорбь. В Каине открылся источник скорби – сам Каин. У Каина в душе созрела картина мира, где в центре – сам он, готовый все стерпеть, но не то, что от Бога.

Когда говорится «загорелся (гнев) и Каина» (или «стало печально Каину»), то здесь Каин – отчасти находится в страдательном состоянии. Но далее сказано: «упало лицо его» (в греч. переводе: «он испал лицом»). Чтобы поникло лицо, нужно соизволение, здесь Каин – действующее лицо. В исходный момент зарождения преступления происходит совпадение деятельного и страдательного состояний в душе преступника (эту мысль будут досконально развивать Эсхил и Достоевский).

Когда человек поникает лицом, его помыслы обращаются вниз, к земному, отвращаются от небесного. Этот момент и сторожит «змей» – лукавый дух, это и называется «блюсти пяту», как сказал Бог «змею» (диаволу) о человеке: «ты будешь блюсти его пяту» (Быт. 3:15). Змей соблюдает, блюдет, сторожит, выслеживает, он ждет момента, когда наши помыслы целиком о земном, когда мы как бы опираемся на свою пяту, топчем землю, сами прокладываем себе путь… Если человек обратился лицом к земле – поник лицом, то «змей» рядом.

Каин размышляет о божественном: почему не принята жертва, но помыслы его стали о земном – лицо поникло. При этом Каин гневно-печален, и если он «ниспал лицом», то это не бессильное опускание головы, это «жестокая выя», это обратившаяся в землю воля, отвратившаяся от небес.

Можно не сомневаться, что человек в таком состоянии уязвлен «змеем» – прошел внутри себя большую часть пути к преступлению.

На этом этапе Господь перехватывает человека, говорит с Каином, останавливает его. Смысл сказанного Богом Каину:

1) Я вижу тебя;

2) Я называю, почему не принята твоя жертва;

3) Я говорю, что тебе делать;

4) в тебе действует диавол.

«И сказал Господь Бог Каину: почему ты стал так опечален? И почему испал лицем? Если ты правильно принес [жертву], но правильно не разделил [ее], разве ты не согрешил? Умолчи. К тебе обращение его [диавола], и ты начальствуй над ним» (Быт. 4:6, 7 в греч. переводе).

1. Я вижу тебя. Осознай, что с тобой происходит: «почему ты разгневался?» (Быт. 4:6). От кого этот гнев (печаль)?

2. Я называю, почему не принята жертва. «Если ты правильно принес [жертву], но правильно не разделил [ее], разве ты не согрешил?» Ты жертву принес «правильно»: принес лучшее, отборное, в нужный срок, – но «правильно не разделил», следовательно, «ты согрешил». Почему это так важно, что Каин жертву «правильно не разделил»?

Жертва Авеля была «целиковая», указывала на Новый Завет (жертва была «заветная», говорила о полной самоотдаче). Каин принес обычную жертву, которая разделяется – на «то, что мне, и на то, что Богу» (в большинстве жертвы так и приносили: от жертвенного вкушали).

Грех каинский начинается с того момента, когда всякое жертвоприношение возводится к принципу: «я Тебе – Ты мне»;мне – мое, а Богу – Богово; т о, что мне – то не Божье. Пусть мое будет мое, как сейчас говорят, «по праву». Каин в отношениях с Богом будет выделять и отстаивать свое «по праву» – по закону.

В той части души, куда Каин Бога не пускал, и развилась опасная печаль. Принося жертву, Каин «согрешил». Это мог быть неправильный поступок, ошибка. Огрех можно исправить. А можно грех возвести в принцип: как делал, так и буду делать, и буду приносить жертвы: «Я ему – он мне».

«Я ему – он мне». Это уже не будет жертва Богу… Кому это будет жертва?Диаволу.Если Каин минует точку невозврата, где его посетил Господь, в человеке возникнет такое умонастроение (самочувствие, впоследствии идеология), – которое «на дух» не примет Новый Завет.

В истории Каина и Авеля различие в понимании Завета – намечено, оно станет сквозным для всей мировой истории. Имя «Каин» станет символом богоборчества.

3. Что Каин должен был сделать? Господь сказал: «Умолчи» (в греч. переводе, в древнееврейском тексте отсутствует). Это – усилие, которое спасет тебя. Вся аскетика (учение о молитве) – в одном слове: «Умолчи». Змей-диавол не может действовать через насилие над волей, диавол действует через помыслы. В молчании помыслов человек безопасен от лукавого. Если человек замкнул уста, это уже начало борьбы с грехом.

4. Последнее, что сказал Господь Каину, – о враге. В еврейском тексте говорится: «У двери (у входа) грех лежит» – это предостережение: не переступай черту. В мире свободных существ, в мире нравственных связей, в религиозной жизни есть непереходимые грани. Если их перейти (это и есть преступление), окажешься во власти чужой и враждебной силы. Не переходи за порог, когда в душе такая смута. За чертой – черт.

В тебе действует диавол: «Если не делаешь доброго, то у двери грех лежит, и к тебе влечение его, и ты справляйся с ним» (Быт. 4:7 евр. текст). Не ты нуждаешься в нем, а он – в тебе, поэтому – одолевай. Сатана после грехопадения для мира сего нарекается «архонтом – начальствующим» (Ин. 12:31): сатана – «князь мира сего». Мира сего – но не человека. Человек не подначален сатане.

Из слов Господа Каин должен был понять, как он ошибся в своем понятии о том, что такое жертвоприношение. Каин стал на пороге, когда должны уясниться его отношения с диаволом. Убийство Авеля будет жертвоприношением диаволу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: