Проклятие Каину

Чтобы отвратиться от Бога полностью, необходимо действовать с полным сознанием и с помощью диавола. После убийства на вопрос Бога «где Авель брат твой?» Каин ответил: «Не знаю, разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9). Ложь Каина Богу была последним свидетельством, что Каин усыновился «отцу лжи». Каин произнес свидетельство на себя. Каин был первый, кто солгал Всеведущему «в лицо» – тем самым Каин проклял Бога. Каин – первый человек, кто был проклят.

Господь изъясняет Каину, «что он сделал». И сказал [Господь]: что ты сделал? Голос крови брата твоего – вопиющей ко Мне от земли (адамá)» (Быт. 4:10). Кровь кричит – голосом от земли. Как Богу жертвуют только лучшее и чистое, так в жертву диаволу нужно было принести только кровь невинную, таким был Авель. Образом невинногострадания в Св. Писании является земля: человек согрешил, а страдает земля. Так сказал Господь человеку после грехопадения: «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3:17). Кровь невинно пострадавшего Авеля пошла к земле, невинно страдающей – и произошел резонанс: кровь человека (адáма) закричала голосом от земли (адамá).

Мир свободных существ и обитаемая человеком земля устроены Богом так, что каждое преступление имеет отклик во всем мире – каждое преступление отражается на земле.

«И ныне проклят ты от земли (адамá), которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда будешь возделывать землю (адамá), она не прибавит, чтобы дать силу свою тебе» (Быт. 4:11, 12).

К труду земледельца земля «прибавляет» свою силу (растить растения), которая была дана ей в третий день творения (Быт. 1:11). От сложения труда человека и силы земли рождается пища, символом чего является «хлеб».

Следующий элемент проклятия Каину, которое изрек Бог: «Шатающимся и сетующим будешь на земле (éрец)» (Быт. 4:12). Или в греческом переводе: «Стенающим и трясущимся будешь на земле». Названы два важнейших определения Каинского духа: тот, кто становится духом как Каин, будет «стенающий и трясущийся», «шатающийся и сетующим». Дух Каина проявляет себя телесно: это – голос (стенающий, сетующий) и трясение (плоти), внутренняя шаткость.

Греческий перевод согласуется с древнееврейским текстом: Каин – «шатающийся и сетующий» (Быт. 4:12). Однако в иудейской традиции эти два определения Каинского духа получили совершенно другое истолкование: «изгнанником и скитальцем будешь ты на земле» (то же в Синодальном переводе). Никто не принуждал Каина к скитальчеству, Господь не присуждал Каина к изгнанию: Каин может жить, где жил, вполне оседло. Каин сам избрал себе долю скитальца (Быт. 4:14). Также и те, кто хлебнул духа Каина, могут «полюбить скитаться» (Иер. 14:10), но это – по собственной воле. То есть, первичное здесь не переход с места на место (скитание), но – внутреннее колебание (шатание, шаткость, дрожание, трясение), которое делает Каина скитальцем.

Каин – «трясущийся», шатающийся, шаткий и «сетующий» (спокачиваниемголовы), «стенающий». Таков образ Каина по Писанию. Если же Каин – «изгнанник и скиталец», то перед нами является образ человека (или народа), которого все гонят и обижают, и он поэтому осужден быть перманентным эмигрантом.

В Псалме 58 (в еврейской Библии это Псалом 59) находим два прошения, которые можно отнести к грешникам рода «Каина»:

– «не помилуй всех изменников беззаконных» (ст. 6)

– «не убивай их, чтобы не забывал народ мой, – пошатни их» (ст. 12).

Тех, кто усыновился диаволу, невозможно помиловать; так Каин был проклят. Но Каин не был убит. Народ Божий (народ Церкви) должен «не забывать», чтó есть «Каин» как духовный тип личности и чтó есть «изменники» в вере, чье изменничество вполне явилось на Голгофе. «Народ» Божий должен помнить о Голгофе, и, чтобы он «не забывал», оставлены те «изменники» (из народа Израиля и бывших христианских народов), которые идут «путем Каина» (Иуд. 11) и не примут от Христа «милости».

Таково должно быть самочувствие христианина в мире: он должен ощущать и помнить, что на него разинута пасть диавола и «чад диавола» (1 Ин. 3:10), чтобы «поглотить» (Пс. 35/34:25), как это хотели сделать с Самим Христом. Этого никак нельзя «забывать», и Господь так устроил, что «забыть» это не дадут «изменники» из народа Церкви Ветхого Завета и из народов, Христа забывших.

В проклятие Каину Господь сказал: «шатающимся (шатким) и сетующим (качающимся) будешь на земле». Давид просит сообщить «изменникам» в вере узнаваемую черту Каина: «пошатни», сделай их «шаткими».

Каин был первым человеком, кто был проклят (Быт. 4:11,12). До Каина мы слышали проклятие змею (Быт. 3:14, 15) и проклятие земле (Быт. 3:17, 18). Все три проклятия строятся на одних и тех же началах, имеют строгую внутреннюю форму.

1. Господь не проклинает, проклятие происходит от Божьего миропорядка. Господь не прилагает своей воли к наказанию преступника. Каин такое сотворил, что от самого низа (от земли) до самого верха (до неба) весь мир содрогнулся – и произошло проклятие.

2. Никто не проклят сам по себе, проклятие всегда относительно. «Земля проклята в делах» человека (Быт. 3:17). Каин проклят относительно земли. «Каин возделывающий землю» (Быт. 4:2) такое сделал, что он теперь проклят от земли, которая проклята в делах человека. Нет больше вреда земле, чем от Каина и тех, кто по духу Каин.

Каин вошел в круг, который нельзя разорвать: он проклят относительно проклятого (земли). Каин стал из тех, кто не может покаяться. Каин вошел в разряд существ, которые навсегда утратили способность покаяния, каковы – диавол и «дети диавола» (1 Ин. 3:10). Проклятие не есть причина того, что Каин не покается: Каин не покается, потому что он усыновился диаволу.

3. Проклятие – это лишение свойственного и привязанность к чужому.

Каину бесполезно возделывать землю: «она не прибавит, чтобы дать силу свою» (Быт. 4:12). Всем детям Адама земля кормилица, Каину – нет. Этот элемент проклятия – лишение свойственного.

Другой элемент проклятия – привязанность к чужому, принятие несвойственного.

а) Каин вошел в разряд особого рода существ – человек «от лукавого»: Каин заклал брата, «потому, что дела его были лукавы, а дела брата его праведны» (1 Ин. 3:12). Если земля не будет кормить Каина, то кто, в конечном счете, будет его кормить? Речь идет не о пище, ее можно добывать разными способами, речь идет о жизненной силе, которая идет от земли и которой Каин лишен.

Как диавол (змей) навеки привязан к человеку, так и Каин навеки привязан к человекам – «сынам Божьим». Каинитяне всегда рядом с Церковью. Каин живет не от земли, но – от греха, в который сам же другого человека вводит.

б) Каину было сказано Богом: «Умолчи». Он не умолчал… «Кто чем согрешает, тот тем и обуздывается» (Прем. 11:6). До убийства Каин не умолчал, теперь он уже не может умолкнуть, и в будущем Каин обречен подавать голос: он будет «стенающим», «сетующим». Это нам указание: опознавать каинитян нужно не по виду, а на слух и по звучанию голоса.

в) Каин не побоялся убийства, не устрашился Бога, теперь в его душе поселился невыносимый страх. Он сказал Господу: «всякий встречающий меня убьет меня» (Быт. 4:14). Каин навеки будет «трясущийся» – внутри себя колеблющийся и шаткий. Этот страх может гонять Каина по земле. Каин потерял связь с землей, но его никто не гонит с места. Стенающий и трясущийся Каин может житьоседло, но не на земле (Каин – изобретатель городской жизни).

4. Кто проклят, обречен поражению. Победа Христа над диаволом была поражением чад диавола. В плане истории Воскресение Христово было и есть основание для религиозного самоопределения всех людей, а для еврейского народа – разделением на христиан и иудеев, и между иудеями – на тех, кто не ведает, что творит, и тех, кто ведает. Всеобщее воскресение и Страшный суд будет концом всемирной истории и окончательным поражением «детей диавола».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: