double arrow

Гуманизм



Имя человеку «человек» (адáм) дал Бог. Это знание о человеке находим после рассказа о сотворении человека. О сотворении человека в Книге Бытия говорится дважды: в истории сотворения мира (глава 1) и в описании райской жизни (глава 2). Ни там, ни там не было сказано, что имя человеку дал Бог – почему так?

В библейском мировоззрении называние имени есть мистический акт – именующий познает то, что именует, и начинает им ответственно обладать.

Первые имена человек давал в раю, сначала это были животные рая; последним, кого назвал Адам, была жена, затем, после грехопадения, Адам дал имя жене – «Ева» (Быт. 2:19-23, 3:20). Само называние было познанием. В назывании имен человек постигал сущность того, что названо, и принимал его в общение.

То, что человеку не представимо, не познаваемо, не подлежит, то называл Бог:

1. Благодатный свет первого дня творения (Быт. 1:5) – непостижимый для человека.

2. Небесная твердь (Быт. 1:8) – недостижимая для человека.

3. Суша и собрания вод (Быт. 1:10). Человек должен знать, что планетарная система для него непознаваема.

4. Для тех, кто смотрит на звезды неподобающе – как на возможную обитель или некий ресурс жизни (этот взгляд культивируется фантастикой), тем сказано, что Господь «множество звезд исчислил, и всем им имена назвал» (см. Пс. 147/146:4).




5. И наконец, человека Бог назвал человеком. Человек после греха обязательно будет думать о себе, что он – автономное существо, что человек – это высшая ценность, что он сам себе полагает законы и сам себе господин (в жизни и смерти). Этот взгляд культивируется как целое умонастроение – гуманизм. Для таких, для гуманистов, сказано, что Бог назвал человека «человеком» (Быт. 5:1,2).

Через наречение имени Богом устанавливаются границы власти человечества – над миром и над собой. Бог назвал человека «человеком», это значит, что человек не может себя познать, не может собой владеть, не может создать себя заново. Прежде, чем сказать о наречении имени человеку (Бытие, гл. 3), Св. Писание излагает историю о грехопадении (Бытие, гл. 3), затем историю о возникновении антицерковного общества каинитов (Бытие, гл. 4). После того, как мы увидели человека согрешившего и человека от Бога отвратившегося, нам становится более понятной та истина, которую открывает Св. Писание (Бытие, гл. 5) в первой Книге церковной истории: Бóг назвал человека, человек не может познать себя и без участия Творца не владеет собой.



Как человеку «вести себя», если он не властен над собой и не может знать себя? Человек должен учитывать, что он живет в мире, который ему дан: это – мир природы, подобных ему людей, бесплотных духов и Самого Творца.

Называя имена, Бог как бы говорит с человеком: вот границы, в них жизнь, когда ты захочешь построить свой мир и устроиться в нем по своему разумению, то неизбежно столкнешься с этими границами, которые тебе не дано переступить.

Называние имени связывает именующего с именуемым. Человек устроен так, чтобы жить с Тем, Кто не только сотворил, но и назвал его человеком. Жизнь человечества есть жизнь богочеловечества, которое есть Церковь.

Когда человек пытается построить свой мир и на своих началах, тогда является – цивилизация и является гуманизм.

Чем выше уровень развития цивилизации, тем больше вероятность, что человек будет воспитан в духе гуманистического мировоззрения. Единицы сознательно придерживаются убеждения, что человек сам по себе есть высшая ценность и сам себе господин. Большинство как будто рождается с этой уверенностью, что человек вполне может сам устроиться и, при определенных условиях, построить социальную жизнь и распорядиться собой исключительно по собственной воле.

Такое умонастроение противно самим основам библейского мировоззрения. Сколько бы человек гуманистического склада ни повторял: «В Бога мы верим» (надпись на американском долларе), – он остается безрелигиозным индивидом (или богоборцем).

Гуманизм не есть утверждение – достоинства человека, свободы человека или общечеловеческих ценностей. Гуманизм не есть утверждение, гуманизм – это отрицание, что человек есть образ Бóжий.

Если дознать истоки гуманистического мировоззрения, мы доберемся до библейского Каина. Каин сказал Богу: «От лица Твоего я скроюсь» (Быт. 4:14), и Каин нашел способ и как скрыться от Бога, и как строить новый мир, его средоточием был «город» (Быт. 4:17), Каин и его потомки построили первую цивилизацию. Противник Церкви Божьей всегда и всячески будет содействовать распространению гуманизма. Библейский «Каин» – друг гуманистов всего мира. Гуманисты – союзники Каина в истории.

Называние имени связывает именующего с именуемым. Когда человечество разделилось на Церковь и антицерковное общество – богочеловечество и цивилизацию, – Каин назвал город по имени своего детища, «по имени сына своего Енох» (Быт. 4:17), поэтому он теперь связан с этой формой цивилизации, а она с ним. Что для сынов Божиих жизнь, то для Каина – выживание.

Что для сынов Божиих – Церковь, то для «Каина» – цивилизация.

Но каинская цивилизация в изолированном виде обнаружила свою нежизнеспособность: она столкнулась-таки с границами, которые от Бога положены. Каинитяне не могут жить изолированно от сынов Божиих, каинитянская цивилизация существуют на земле постольку, поскольку живет Церковь Божия. Об этом говорит Христос в притче о плевелах (см. Мф. 13:24-30, 37-43).

Сыны Божии «прилепляются к Господу» (1 Кор. 6:17), и тем они живут, и через то весь мир живет. «Сыны лукавого» всеяны «врагом между» сынами Божьими (Мф. 13:25) – жмутся к ним и мешаются между ними. Таков их способ выживания; Каиниты живут на земле относительно: их бытие в мире сем соблюдается, чтобы не вредить сынам Божиим и ради знамения, которое дал Господь Каину (Быт. 4:15; т.н. «Каинова печать»).

Искушение идеями гуманизма – старше, чем Каин. Первым людям диавол в образе змея сказал о запретном древе: «Знает Бог (Элохúм), что в день, когда съедите от него, откроются очи ваши и будете как боги (элохúм), знающие хорошее и злое» (в греч. переводе: «знающие хорошее и лукавое»; Быт. 3:5).

По-еврейски «Бог» – Элохим и «боги» – элохим. Диавол совершает подмену имени Божьего «Элохим». Он начинает говорить о Едином Боге: «Элохим знает», а заканчивает со словом элохим во множественным числом: «будете как элохим – знающие», что дает понимание имени элохим как «боги». Но «боги» – это уже пантеон, это многобожие. В раю негде взять других богов? Сами, люди, и будете как боги.

По замыслу Творца люди есть боги, потому что человек – образ Богу уподобляющийся, а человек – сын Божий.

Я сказал: вы – боги (элохúм),

и сыны Вышнего – все вы,

однако как человек (адáм) – умираете,

и как каждый из князей – падаете.

Пс. 82/81:6, 7

Бог сотворил человека богом по усыновлению. Отец лжи диавол родил первую заповедь гуманизма: вы боги сами по себе – если посмеете.

Враг говорит человеку: то, что тебе подарено и задано, возьми как свое. Не потому вы боги, что вы образ и что вы сыны Бога; вы станете как боги, если преступите – в том ваша свобода. Величие и достоинство человека в том, чтобы переступить и продолжать… В этом энергия прогресса – доказывать, что люди – это «элохим», человек сам по себе – высшая ценность. Человек должен отрешиться от образа Божьего в себе и от сыновства – тогда он гуманист.



Сейчас читают про: