Классификация гуманизма

Термин «гуманизм» был введен в научный оборот только в самом начале XIX века и означал приоритет человека (антропоцентризм) перед идеями, истинами, догмами, религиями, заставлявшими его служить себе. Однако отказ от признания высоких идей и истин в качестве руководящих принципов жизни человека выглядит не так красиво, как кажется на первый взгляд. Отказываясь от высоких идеалов и принципов, являющихся продуктом тысячелетий развития культуры, человек отказывается и от самой культуры, возвращаясь назад к своей биологической, животной природе, действия которой обусловлены инстинктами.

Жан-Жак Руссо в своем первом трактате «Способствовало ли возрождение наук и искусств возрождению нравов» писал, что научные открытия несут ошибки: «в тысячу раз более опасные, чем польза приносимая истиною» [1]. «Но зло еще худшее несут с собою литература и искусство». [1, 21] Отрицая значение науки и искусства, Руссо сохраняет в себе приверженность принципам морали, на которой строит свои представления о гуманизме. Особое значение он придает состраданию: «Сострадание – это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивидууме действие себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода. Оно-то и заставляет нас, не рассуждая, спешить на помощь всем, кто страдает у нас на глазах; оно-то и занимает в естественном состоянии место законов, нравственности и добродетели…» [2, 66-67]

От Руссо негативное отношение к культуре было заимствовано виднейшими философами конца XIX начала XX в. Для Ф. Ницше отрицание культуры состоит, прежде всего, в отрицании религии, морали и, как следствие, гуманизма. Он считает, что: «Сострадание вообще противоречит закону развития, который есть закон подбора». [3, 636] В уста Заратустры он вкладывает такие слова: «Людей не люблю я. Человек для меня слишком несовершенен. Любовь к человеку убила бы меня». [4, 7] В философии Ф. Ницше отрицание культуры приходит к своему логическому завершению – отрицанию самого человека. «Человечество не представляет собою развития к лучшему, или сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. «Прогресс» есть лишь современная идея, иначе говоря, фальшивая идея». [3. 634]. Он становится на путь полного отрицания гуманизма: «Нищих надо бы совсем уничтожить!... И заодно с ними грешников и угрызения совести». [4, 63]

В начале ХХ в. З. Фрейд обвинил культуру в репрессивных функциях, так как она ограничивает сексуальное поведение индивида рамками, определенными общественной моралью, тем самым нанося ему психологическую травму, приводящую к неврозам. Противопоставление человека и культуры давало повод пересмотреть и понимание гуманизма, позволяя зачислить в его ряды людей, которые никак не проявили себя в любви к людям. Первым из них будет человеконенавистник Ф. Ницше, затем К. Маркс и Ф. Энгельс, найдется место и маркизу де Саду, призывавшему отказаться от условностей и приличий ради удовлетворения страсти к наслаждениям. Такой гуманизм призывает к развитию человека, а у Ницше появлению сверхчеловека и ничего общего с любовь к людям не имеет.

Другой характерной особенностью рассуждений о современном гуманизме является стремление авторов разделиться его на светский и религиозный, которое вызывает вопрос, зачем это делается? Начав бороться с католицизмом пятьсот лет назад сторонники такого гуманизма не желают складывать оружие и в наши дни, хотя историческая ситуация коренным образом изменилась. Если в основе гуманизма лежит человечность, основанная на любви к людям, то, какое значение имеет религиозная принадлежность человека? Ответом может быть только указание на то обстоятельство, что в учении Иисуса Христа любовь к человеку является основополагающим принципом, неразрывно связанным с любовью к Богу, а для современных «гуманистов» разговоры о всеобщем развитии личности являются всего лишь дымовой завесой, за которой они скрывают свои подлинные цели.

Современным философам удалась замечательная фальсификация, они сумели так оторвать свою терминологию от обыденной жизни, что вполне образованный человек, рассуждая о каких-либо вещах, не понимает, что в его словах отсутствует смысл, вкладываемый в него учеными. Так произошло и с гуманизмом. Многие миллионы людей, услышав это слово, думают, что речь идет о человеколюбии, а на самом деле говорят о развитии.

В приведенной Ю. Черным классификации гуманизма упомянуты теистический гуманизм, атеистический гуманизм, коммунистический гуманизм, натуралистический (или научный) гуманизм, однако данная классификация имеет существенный недостаток – у нее нет принципиальных различий между отдельными типами гуманизма. Так атеистический, коммунистический и натуралистический (научный) гуманизм имеют общую черту – атеизм.

Современные направления гуманизма не имеют не только четко выраженных различий, но и главного объединяющего их свойства. Если положить в основу классификации гуманизма отношение к человеку, он сразу же разделится на три принципиально отличающихся между собой типа: христианский, коммунистический и либеральный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: