Революция «башня от неба»

Вавилон Книги Бытия (Быт. 11:1-9) допускает возможность говорить о нем в современных понятиях. Тот Вавилон – он же и современный. Идея Вавилонской стройки в современном мире возродилась, как только совпали и были соблюдены предварительные условия: оставление сыновства и отчизны, отвержение священства и царства, богоотступничество, идея построить свой мир на новой земле, научно-техническая революция, изобретение двузначной системы (кирпич-асфальт) для универсального конструирования.

Наука и изобретательство отличаются от научно-технической революции тем, что оставляют в целости мир, в котором возникли.

Научно-техническая революция по природе такова, что она зарождается в ином мире, – который еще только запроектирован, и его нужно построить, причем, непременно и любой ценой. «Кирпич-асфальт» в библейском Вавилоне – это уже не изобретение, это революционный вызов, это уже в человечестве произошедший прорыв за все рубежи к новым горизонтам. Убеждающая сила греха состоит в том, что он выдает себя за целостный мир. Это мы знаем по истории грехопадения и состоянию человечества перед Потопом. Человечество Вавилона начнет строить не отдельные сооружения – непременно всемирную цивилизацию. Настроимся на понимание их глобального замысла и дел.

«И сказали: Приидите, построим себе городи башню» (Быт. 11:4)

«Башня» ― мигддáл, имеет корень, который обозначает нечто «большое, великое». 1) В обычном значении «башня» – это цитадель, высокое укрепление внутри городских стен (Суд. 9:51, 52). 2) В винограднике строили «башню» как смотровую вышку для сторожа (Ис. 5:2; ср. Мф. 21:33; Мр. 12:1). 3) «Башня» – нечто прекрасное: с башней Давида можно было сравнить шею возлюбленной (Песн. 4:4). 4) «Башней» могли назвать возвышение из дерева, высокий помост для учителя: с него Ездра читал книгу Закона (Неем. 8:4). 5) Высокие цветочные террасы – это тоже «башни» (Песн. 5:13).

Таким образом, «башня» – это и последнее укрепление, и точка обзора на все стороны, и возвышение для учителя, и нечто красивое на вид, и нечто благоуханное.

И ни одиниз перечисленных смыслов не подходит к Вавилонской башне. Башня – это знак, что город это уже нечто большее, чем были все города до того. Город – уже не город, и башня – уже не башня... Это Каин пошел на Восток, от Бога сокрылся, город строил, боялся, чтобы не убили его… Каин был замотивирован.

Пионеры Вавилона – вольные каменщики: не нужен им город ни для защиты, ни для торговли. Башня была не крепостная, не дозорная. Башня из кирпичей была произведением духа.

И чтобы не было сомнений, – как памятник чистого, немотивированного движения духа – они замыслили строить башню с ориентацией в небо: «И сказали: Приидите, построим себе город и башню, ее же глава будет до неба» (Быт. 11:4 греч. перевода)

Здесь мы можем подумать, что столпотворители были глупее нас. Это не так, они не думали, что небо это место, которого можно достигнуть, а Бог сидит на облаке. Древнееврейский текст помогает понять замысел башни: «И сказали: Давай, построим себе город и башню, и начало (рош) ее в небесах» (Быт. 11:4).

Греческий текст рисует картину стройки от земли к небу. Еврейский текст обнаруживает замысел стройки – от неба к земле. «Начало, глава» – рош; «в начале» – бе-решúт: «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Если Бог строит от «начала», то и человек должен пробовать. Человек, по замыслу строителей башни, может действовать как Бог: начало- рош башни в небе.

Научное знание отличается тем, что оно выводит свои положения из некоторых начал и для этих начал ищет, как вывести их из более «высоких» начал.

То, что мы наблюдаем как замысел столпотворения, это научно -техническая революция. Человек постигает одно начало за другим, начало за началом, поднимаясь все выше и выше в своем познании и поставив себе направление движения – к небу: необходимо познать начало, что «в небесах»: ба-шамáйим (Быт. 11:4).

Строить башню от неба означает познавать первоначала и осуществлять познанное на земле, сводить небо на землю – освоить, утилизировать начало, что «в небесах».

Что в этом плохого? – Сам строитель, самость его. Мы молимся: «Отче наш, Который в небесах (ба-шамáйим), да будет воля Твоя, как на небе и на земле» (Мф. 6:9, 10). Воля Божья да будет на земле, как и на небе, – молитва верующего. Воля человека да будет на земле, как и на небе, – энтузиазм Вавилонской стройки.

В истории грехопадения, особо выделяется тот его этап, который называется услаждение – самому быть как бог, по слову змея: «Будете как боги (элохúм)» (Быт. 3:5).

«Услаждение» – это не было усладой чувств: допустимо мыслить, что строители столпа были воздержаны или даже аскетичны. Услаждение было духовной подменой, когда человек, может быть, невольно ставит себя на место Бога: «И увидела жена, что хорошо древо» (Быт. 3:6). Так же перед Потопом – «увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они хороши» (Быт. 6:2).

То же движение воли предъявили строители Вавилона – заместить собой Бога: воля человека да будет на земле, а для этого познáем небесное.

Строительство Вавилонской башни есть двуединый процесс: башня строится на земле, поднимаясь головой к небу (греч. перевод), по мере того, как человек постигает начала, что в небе (древнееврейский текст). Для того, чтобы начался «Вавилон», необходимо, чтобы достижения технической и научной мысли созрели до стадии «революции» и начали осуществляться практически. Воедино должны сойтись:

– технические изобретения,

научное постижение «начал» (движение к небу),

– осуществление на практике (движение от неба).

Когда эти три компоненты сходятся, они питают друг друга своим энтузиазмом, который не уступает по силе религиозному энтузиазму, поскольку он от него возник и есть его трансформация. Вавилонский мигддáл не есть «башня» ни в одном из тех смыслов, которые встречаются в Ветхом и Новом Завете. Чтобы начался библейский «Вавилон», воедино должны сойтись: техника, наука, практика, богоборчество. Все это вместе называется «прогресс».

Познавать небесное и низводить небо на землю по воле человека – это «прогресс».

Теория прогресса утверждает, что прогресс есть положительное движение человечества и отвечает его достоинству и назначению в мире. Теория прогресса опровергается основными понятиями библейского мировоззрения. После грехопадения Господь сказал человеку: «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3:17). Теория прогресса утверждает обратное: в делах человека земля соединяется с небом.

Вавилонская башня – это «прогрессивное» явление. Низводить небо на землю, – в этом, как думают строители Вавилона, нет ничего личного: таково-де общее направление исторического развития. «Вавилон» – это богоборческая деятельность, однако Вавилонская цивилизация как богоборчество отличается от первой, каинитянской, допотопной, цивилизации личным самосознанием своих создателей.

Каин состоял в личных отношениях с Богом, и даже в диалоге с Ним: Каин был находчив – отвечал Богу словом на слово. Каин захотел скрыться от лица Божия, понял, как можно уйти от Бога. Цивилизация потомков Каина была богоборческой, и осознанно богоборческой. Каин и каиниты знают о Боге достаточно, чтобы противопоставлять себя воле Божьей.

Строители Вавилона не состоят в личных отношениях с Богом, они постигают «начала» и следуют в русле «прогресса», это требует отрешенности и самоограничения личной воли. Строители Вавилона ставят себя вместо Бога, тем услаждаются, но лично против Бога ничего не имеют. Спроси такого, он скажет: «In God we trust» («В Бога мы верим» – надпись на банкноте в один американский доллар).

Каин жил в мире, где есть Восток, и, желая, чтобы Бог отвратил от него Свое лицо, Каин пошел «на Восток». Также и духовные потомки Каина живут в мире, где есть Восток, они Его остро чувствуют, находятся с Ним в напряженных отношениях.

Совсем иное «Вавилон»: Вавилонская цивилизация снимает духовные ориентиры, помещая в центр мира «город», а в центр города – башню. Те, кто «пришли от востока» в долину Сеннаар, потеряли Восток.

Возникло принципиально новое самочувствие: человек в центре мира, и куда он ни поворотится, всюду – город.

Связь с землей человек Вавилона потерял точно так же, как Каин, но лишь в результате – как результат другого движения духа.

Человек Вавилона выпал из отношений с Богом, из отношений с землей, он открыл себя в революционно новой созидательной деятельности. Но что-то его ограничивало… Единственное, что, по его новому самочувствию, ограничивало человека – не Бог, и не высота познаваемых начал, и не строительные ресурсы, и не экология, – это… он сам, его человеческая природа.

Ограничение для человека Вавилона состояло в том, что он «от Адама», чье имя значило «Человек». «Человека» нужно преодолеть. Так рождается «трансгуманизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: