Призвание «ловец» – царя и апостола

У Ноя было три сына – Иафет, Хам, Сим. Преемство в жизни Ветхозаветной Церкви пошло по линии Сима (его потомком был Авраам). Институт царства возник среди потомков Хама и был угоден Господу. Первым царем в Священной истории упомянут Нимрод внук Хама, сына Ноя.

Св. Писание дает нам понять, что царство существует отдельно от Церкви.Так мы можем яснее понять, какими качествами должен обладать царь при основании царства.

У Хама был сын Хуш,«Хуш родил Нимрода»,Нимрод «начал быть исполин на земле» (Быт. 10:8). «Исполин» – гиббóр, означает «сильный». Однако только этим значением нельзя ограничиться. Допотопные человеки, злодеяния которых привели к Потопу, названы в Писании гибборúм ’ы (Быт. 6:4). Различие Нимрода от допотопных исполинов – в том, что те памяти по себе не оставили, и имен их нет. Нимрод же был исполин – которого мы знаем по имени.

Нам важно знать, в чем Нимрод был «силен» (исполин, гиббóр). «Он был исполин ловец пред лицом Господа. Поэтому говорят: как Нимрод исполин ловец пред лицом Господа» (Быт. 10:9).

Нимрод оставил по себе имя; известно также, в чем он был «силен»: он «гиббор» ловитвы, имя «Нимрод» стало нарицательным. И качество его ловитвы удостоверено – «пред Господом Богом». С Нимродом родилось какое-то новое начало жизни, и хоть он – один из гибборимов (что очень настораживает), но то, что началось с Нимродом, для Господа не отвратительно: он «гиббор ловец пред лицом Господа».

«И было начало царства его Вавилон, и Эрех, и Аккад, и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10:10). Нимрод – первый царь в Священной истории. То, что начало быть при Нимроде, это – «начало царства». Политическая организация жизни народа, государственное начало – особая сфера жизни; так, особняком стоит Нимрод не только в «сынах Хуша», но и в общем родословии всех сынов Ноя (Бытие, гл. 10).

И то качество, которое сделало Нимрода первым царем Священной истории, Писание называет сочетанием двух значительных слов – «исполин ловец». Ведь не за то же помнили Нимрода, что он был «сильный зверолов» (как в Синодальном переводе и в переводе Д. Йосифона), или «могучий охотник» (перевод И.Ш. Шифмана). Нимрода помнили как основателя первого царства, поэтому «говорят» (говорили) не о зверолове-охотнике, а о том, кто подлинно царь: «как Нимрод – исполин ловец пред Господом». Первым словом, «исполин» гиббор, обозначалось, что и до Нимрода (до Потопа) были властители сильные, от Нимрода началось нечто новое: Нимрод был первый из гибборим’ов пред Господом: он, так сказать, легитимный царь; дело его – богоугодное; и имя его остались в истории. Царь должен быть в чем-то «гиббор», что само по себе значит «сильный», – мы бы сейчас сказали (в контексте политики) «сильная рука».

Из какого ядра развиваются нужные для властителя качества при основании царства? При переходе к сильному централизованному правлению какими качествами должна обладать новая власть?

Книга Бытия дважды свидетельствует, что при самом начале устроения царства властитель должен обладать качествами, которые сходятся в одном занятии: цáйид – «ловец».

В истории Нимрода как-то предполагается, что «ловец» – это охотник-зверолов. Пусть при начале своей жизни будущий царь – охотник на зверей, но ведь и способы охоты бывают разные. Всякая охота – борьба человека и зверя, она требует мужества, владения оружием, наблюдательности, выносливости, чутья и особого энтузиазма, – о таких говорят: это охотник. Однако охотник – это не поединщик, охотник не воин, его мастерство и его мужество – особого рода, оно лучше всего передается словом «ловец». Ловец – это, прежде всего, мастер засады и капкана, он умеет не обнаруживать себя, ловец превосходит зверя хитростью и неистощимым терпением. Умение выжидать, оставаясь незаметным для зверя, не выдать себя запахом, заманить зверя или приблизиться вплотную и произвести «операцию по захвату» – свойства «ловца».

От человека, который превосходит зверя как «ловец», начинается царство.От ловца царство начинается, ловцом царь и остается. Однако занятия «ловец» уже нет (почти нет) в современном мире, а задача организовать централизованное правления может быть очень актуальной. Понятно, что «от человека, который превосходит зверя как ловец, начинается царство», как эта мысль применима к процессу возникновения централизованной власти в современном мире? Тот, кто сосредотачивает власть, должен быть тем, кого на языке Библии называют «ловец», а на современном языке это кто?

Если говорить о профессии, то это, пожалуй, секретная агентурная работа, разведывательная деятельность; «ловец» – это, в широком смысле слова, разведчик. Но есть у «ловца» в современном мире и еще одна – уже историческая задача. История знает опыт таких социальных потрясений, которые называются «революция». После революции неизбежно происходит то, что называется «контрреволюция». В исторический период контрреволюции власть сосредотачивается в руках одного человека, его можно назвать «контрреволюционер». Мы можем обозреть опыт контрреволюций и увидеть, что в разных личностях, учреждавших сильную централизованную власть после революционных смут, есть то качество, которое обозначается библейским словом «ловец». Поэтому с известными оговорками можно сказать, что в современном мире библейский «ловец» – это контрреволюционер.

(Есть мнение, что в России1987-1999 годы были временем революционных перемен, однако это не была революция, поскольку не произошла смена правящего слоя. Чем является первое десятилетие для России XXI века – вопрос открытый. Пока что видим, что коррупционеры везде есть, а «ловца» на них нигде нет.)

В истории Нового времени и современности видим, что далеко не всегда «ловец» бывает достаточно «ловец», чтобы власть – может быть, и при жизни его – осталась в одних руках. Бывает так, что «ловец» недостаточно «контрреволюционер». Бывает и так, что «ловец» основатель царства недостаточно разумен, об этом следующий библейский сюжет.

О зарождении царской власти среди потомков Авраама в Книге Бытия рассказана отдельная история. Это история о двух братьях-близнецах (различных по внешности и характеру), старший из которых уступил свое сыновство по Богу (оно называлось тогда «первородство») младшему брату. Младший брат обманом получил благословение от отца, бежал от старшего, опасаясь его гнева, много лет провел на чужбине, а когда вернулся, то застал старшего брата властителем и полководцем. Братья примирились. От младшего брата, который унаследовал «сыновство по Богу», пошла преемственность церковной жизни, а от того, кто был старшим братом и уступил первородство, пошла царская власть и цари. Одного звали Иаков (или Израиль), другого – Исав (он же Едом). «Цари царствовали в земле Едома прежде царствования царя у сынов Израиля» (Быт. 36:31). И вновь мы видим, что царская власть имеет отдельный источник происхождения: царская власть возникает не от сынов Божиих, но – «пред лицом Господа».

Преемство церковной жизни шло по своей линии (потомки Сима, Авраама, Исаака, Иакова), а царская власть возникала на своей линии родства. «Начало царства» пошло не от семитов, которым будет доверено нести «имя» Бога («Сим» означает «имя»), а от хамитов, – Нимрода, сына Хуша и внука Хама.

В семитахпотомках Авраама царская власть пошла не от Иакова, а от его брата Исава. Кто был Исав по своему занятию? Исав был, как и Нимрод – ловец. Как и Нимрод, Исав был ловец превосходного качества: Нимрод был гиббóр цáйид – «исполин ловитвы», Исав имел «ведение ловитвы », о нем сказано: «человек, ведущий ловитву» – иш йодеá цáйид (Быт. 25:27). О том, каким Исав был ловцом, можно судить по тому, что о нем трижды говорится, что он умел «ловитьловитву» (Быт. 27:3, 5, 33). Исав (Едом) был совершенный ловец; затем он был предводитель сильного и очень мобильного отряда, в масштабах Палестины – войска (Бытие, гл. 33); и наконец, Исав был родоначальник народа Едом, в котором царствовали цари раньше, чем в Израиле. Св. Писание приводит перечень царей Едома (Быт. 36:32-39).

Исав не был разумным человеком и потому, что продал первородство, и потому что взял жен из чужого племени, и они были в тягость отцу его и матери (Быт. 26:34, 35).

Из личных достоинств Исава следует отметить главное, что отец Исаак его особенно любил (Быт. 25:28) Еще Исав простил брата своего Иакова (Быт. 33:4). И еще нельзя не учитывать, что ко времени Боговоплощения царем – дурным царем, но сейчас не об этом речь – был идумеянин, потомок Исава. Таковы были устои царской власти, идущей от Исава.

Качества ловца необходимы при начале всякой сильной централизованной организации – светской и духовной. Светская власть и церковное устроение имеют каждое свою природу, а общее – то, что начальный импульс у того и другого есть ловление.

При этом царь уподобляется охотнику зверо лову, а апостолы – рыбо лову. Об Исаве есть уточнение, что он не был рыбаком, а был «человек, ведущий ловитву, человек поля» (Быт. 25:27). Об апостолах Петре и Андрее рассказано, что они были «рыболовы»; Христос сделал апостолов «ловцами человеков», в буквальном переводе: «рыболовами человеков» (Мф. 4:18, 19).

(Заметим, что Апостолы ловят души, и диавол – «ловец» душ. Господь спасает от сетей диавольских: «Он избавит тебя от сети ловца» (Пс. 91/90:3); упомянута «сеть» — для ловли птиц (Прит. 7:23; Пс. 69/68:23), густая сеть, такая что птице (образ души) не вылететь. Диавол – «ловец»- йакýш — ловит на приманку, птицелов (Прит. 6:5). Если апостолы были «рыболовы» (рыба – символ Христа), то диавол – птицелов, губит души – заманивает в сеть.)

Искусство ловца как служение – будь то рыболовство (духовное руководство) или звероловство (светская власть) – от Господа. Так Сам Господь говорит пророку Иеремии о Своих людях, что и рыбаки будут их ловить: «рыбаки – рыбачить» (что означает духовное руководство), и «ловцы – ловить»: что означает здравую, сильную, легитимную светскую власть, однако в начале духовное, а после – светское: «Вот Я посылаю рыбарей многих, говорит Яхве, и будут ловить (рыбачить) их, и после того пошлю многих ловцов, и будут ловить их… ибо очи Мои на всех путях их» (Иер. 16:16, 17).

Не только при начале царства или при новой фазе Церковного устроения должны быть в обществе «звероловы» и «рыболовы», исполняющие общественное служение. Такие должны быть всегда: великое благо для народа, когда у него есть священство и царство.

Почти всегда Нимрода изображают так, будто он был царем Вавилона, когда в Вавилоне начали строить знаменитую башню. Это категорически неверно.

Во-первых, при Нимроде Вавилон мог не называться «Вавилон», это имя было дано ему после «смешения» языков. Св. Писание толкует имя «Вавилон» как «смешение» (Быт. 11:9). В Св. Писании часто обозначали место его позднейшим именем (Быт. 28:19).

Во-вторых, та местность, над которой царствовал Нимрод, определенно не была тем, что называется «город». Первые города появились на севере от Вавилона. Не Вавилон был первым городом после Потопа, а то, что возникло на севере от Вавилона и долины Сеннаар (это Ниневия, Реховоф-город и Ресен, «город великий»; Быт. 10:11, 12).

В-третьих, по хронологическим соображениям Нимрод не мог быть современником Вавилонской стройки. Рассеяние народов (ближайшее следствие Вавилонского столпотворения) произошло на шестом поколении от Ноя (Быт. 10:25); Нимрод – третье поколение от Ноя. Нимрод не был царем Вавилона, когда в Вавилоне начали строить знаменитую башню.

И, наконец, это главное: среди строителей Вавилонской башни не могло быть ни священника, ни царя. Те, кто начал Вавилонскую стройку, вытеснили царство на север, они принесли с собой сильный корпоративный дух, это были эмигранты, которые пришли «от востока» (Быт. 11:2).

Власть, что от Бога, касается церковного устроения; власть, что «пред лицом Господа» – политическая. И то, и другое имеет смысловой, символический, начальный и волевой импульс – ловление. В народе должны быть рыболовы и ловцы. Без этого рода служителей в обществе начнутся разрушительные процессы под видом созидания, а кончится дело революцией. Св. Писание приводит пример такой революции, имя ее «Вавилон».

Ловец – это всегда человек чуткий, – чуткий и терпеливый. Но Вавилон – это, прежде всего, грандиозная стройка. Технические изобретения и революционный замысел башни были таковы, что они породили великий энтузиазм, при котором чуткость и терпение, качества необходимые для ловца и рыболова (здравой светской и церковной организации), были бы помехой. Строители Вавилона решились жить без священства и царства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: