Глава 2 социальная норма и социальные отклонения

Понятие «социальная норма» • Нормы в психологии • Виды социальных норм и механизмы их функционирования • Соци­альные отклонения

Понятие «социальная норма»

Понятие нормы является исходным для изучения любых девиа­ций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение — это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то послед­ние заслуживают специального рассмотрения.

Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равно­весия.

История человечества приводит убедительные примеры того, что беспорядок неизбежно переходит в разрушение, и, напротив, стремление к упорядочиванию и согласованию может быть гаран­тией существования общества и жизни вообще. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в со­стоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры — от научных до криминальных.

В целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма»правило, образец, пред­писание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения сис­тем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия лю­дей. Социальная норма — совокупность требований и ожиданий, ко­торые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отно­шений [7, с. 29].

Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в кон­кретном обществе интервал дозволенного или обязательного по­ведения людей, а также социальных групп и организаций. В отли­чие от естественно-научной социальная норма может соответство­вать и не соответствовать объективным законам развития. В послед­нем случае аномальна сама норма (как, например, законы тотали­тарного общества) и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными,


стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.

При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историч­ность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свой­ства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для вы­полнения со стороны всех людей и в любой ситуации.

Особую трудность представляет такое свойство социальной нор­мы, как ее относительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления. Так, требования к внешнему облику человека, наиболее ярко выраженные в моде, меняются буквально на наших глазах. Другой яркий пример — радикальные изменения в полоролевом поведении женщин в ряде стран. Установки на сексуальное поведе­ние также изменяются подчас на противоположные. Например, в истории европейских государств мы можем проследить следующие метаморфозы: от полигамии и оргазстической культуры Древнего мира — через жесткие запреты Нового времени — к сексуальной революции последних десятилетий, вплоть до полной свободы в интимных отношениях и узаконивания гомосексуальных браков.

Перечисленные свойства социальных норм нередко порождают в индивидуальном сознании негативные чувства — от простого непонимания до открытого протеста. Конфликт между интересами личности и репрессивной природой норм несколько сглаживается процессами гуманизации. В современных развитых государствах от­мечается тенденция усиления лояльности общества к проявлени­ям индивидуальности.

В целом, несмотря на относительность и внутреннюю противо­речивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно-одобряе­мое поле деяний, желательных для данного общества в данное вре­мя, тем самым ориентируя личность в ее поведении. Они выполня­ют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непре­рывно действуют.

Нормы в психологии

Социальные нормы могут образовываться стихийно (например, в виде традиций) или целенаправленно (например, в форме зако­нов, официальных предписаний или запретов). Существует еще один путь — научного определения нормы.

В психологии для научного определения понятия «норма» ис­пользуются различные способы. Наиболее простой и распростра-


ненный — негативный подход. В соответствии с ним нор­мальный (или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют анома­лии. По справедливому замечанию Б. С. Братуся, «тем самым мы едва лишь очерчиваем границу круга, в котором следует искать специфику нормы, однако на эту специфику никак не указывая» [3,с. 10].

Позитивный подход, напротив, нацелен на выявление образца с желательными качествами. Для получения эталона (ус­ловной группы людей без аномалий) чаще всего применяют мето­ды математической статистики. Статистическая норма выглядит как средний показатель. Это то, что присуще большинству (не ме­нее чем половине) людей в популяции. При этом «усреднение» людей порождает немало казусов и проблем. Обыгрывая эту про­блему, Ч.Ломброзо (не без доли черного юмора) описывал «нор­мального человека» как индивида, «обладающего хорошим аппе­титом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпели­вое, уважающее всякую власть домашнее животное» [3, с. 8].

Другая, к ритериальная, норма основана на социально-норма­тивном критерии. Она существует преимущественно в форме тре­бований (задач) различной степени трудности. Например, «хоро­шим» гражданином может считаться человек, соблюдающий нор­мы закона, а «нормальным» работником является тот, кто хорошо справляется с профессионально-квалификационными требовани­ями. Другой вариант критериально-ориентированных норм — это школьная программа. В соответствии с образовательными стандар­тами (требованиями к знаниям и умениям) все учащиеся условно делятся на «справляющихся» с ней и «несправляющихся», т.е. не­успевающих.

Наконец, норма может быть идеальной — в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие. Вбирая в себя луч­шие черты «замечательных» людей, идеальная норма выступает преимущественно в форме идеалов — вдохновляющих образцов для подражания. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции пове­дения человека и жизни общества. Мнение, что позитивные идеа­лы в наибольшей степени, чем что-либо другое, обеспечивают духовное здоровье личности, уходит корнями в историю челове­чества.

Еще выдающийся мыслитель античности Платон (427—347 гг. до Р.Х.) утверждал, что люди живут в мире идей, которые управ­ляют их поведением. Идеи воплощают в себе неизменную сущность всех вещей. Идеи одновременно являются идеалами. В каждом че­ловеке заложено страстное стремление (эрос) к постижению идей. Наивысшая идея — идея блага — отражает взаимосвязь других идей. В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководи-


мая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добро­детели. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различал четыре основные добродетели: мудрость, муже­ство (смелость), благоразумие (самообладание) и справедливость. Он подчеркивал, что не все люди способны достичь знания, т. е. добродетели, тогда их нужно направлять. В целом же идеалы, по Платону, — абсолютный и общезначимый фундамент норм [23].

Идея тесной связи «нормальности» человека с его добродетель­ностью пронизывает всю человеческую культуру. Эрих Фромм на­зывал добродетелью ответственность человека по отношению к сво­ему существованию, а пороком — безответственность. Цель челове­ческой жизни, по Э. Фромму, следует понимать как раскрытие всех своих сил в соответствии с законами своей природы [19, 20].

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что нормаль­ность и аномальность каждого человека формально определяются степенью преобладания в его личности того или иного идеального типа [21]. В данном случае термин «идеальный» имеет иное значе­ние и подразумевает один из нескольких вариантов абстрактных типов личности, принятых в науке за ориентиры.

Таким образом, при специальном изучении норма как единый образец поведения для всех людей выглядит как некая абстрактная схема, слабо связанная с многообразием реальной психической жизни и временами доходящая до абсурда. Выдающийся отечествен­ный клиницист П. Б. Ганнушкин называл гармонические натуры по большей части плодом воображения, замечая, что у каждого человека можно найти, например, психопатические черты [4]. Ге­ниальный исследователь человеческой души Ф.М.Достоевский в романе «Идиот» раскрыл всю трагичность и нелепость «идеально­го человека — князя Мышкина», его несовместимость с реальным миром людей.

Современная психология — это прежде всего наука о лично­сти, поэтому понятие психологической нормы связано с вопро­сом о нормальности личностного развития. Пожалуй, чаще всего благополучие личности связывается с такой социально-психоло­гической ее характеристикой, как способность адаптироваться к социальной среде. Однако, с точки зрения ряда авторов, например Э. Фромма, адаптация к жизни в обществе не может являться на­дежным критерием нормы и аномалии личности, так как она мо­жет предполагать навязывание человеку чуждых ему ценностей и отказ от своей личности [19, с. 122].

В свою очередь В. Франкл основными признаками личностного здоровья называл духовность, свободу и ответственность. При этом «чем более специфичен человек, тем менее он соответствует нор­ме — как в смысле средней, так и идеальной. Неповторимость че­ловеческой личности обнаруживает свой внутренний смысл в той роли, которую она играет в целостном сообществе» [18, с. 197].


Благодаря вкладу гуманистической психологии, наши представ­ления о развитии личности вышли за границы процесса социаль­ной адаптации. Они существенно пополнились таким важным про­цессом, как индивидуация. Последняя включает познание, приня­тие, развитие и реализацию своей индивидуальности. По теории К. Роджерса у здоровой личности доминирует установка на процесс самоактуализации — актуализации врожденного стремления чело­века к росту и развитию своей личности в соответствии с тем, какой она является по своей природе и возможностям [15].

Следуя установкам гуманистической психологии, Б. С. Братусь описывает нормальное развитие человека как развитие, которое ведет его к обретению родовой человеческой сущности. Человеческая сущность проявляется в следующих характеристиках: отношении к другому человеку как самоценности, способности к любви и твор­честву, целетворящем характере жизнедеятельности, потребности в позитивной свободе (не от чего-то, а для чего-то), способности к свободе волепроявления, внутренней ответственности перед со­бой и другими, обретении смысла жизни. Развитие с противопо­ложными проявлениями будет аномальным [3].

Другой подход рассматривает успешное развитие сквозь призму интрапсихическиххарактеристик. Например, К. Юнг описывал нор­мальную личность с точки зрения интегрированной самости, т. е. личности как целого. Интегрированная самость отличается равно­весием между сознательным и бессознательным, адекватностью ценностей личности объективным условиям жизни, согласием с самим собой, самоосуществлением [22].

В психоанализе нормальное развитие предполагает достижение оптимального равновесия между Я, Оно, Сверх-Я и силами внеш­него мира. Психологическое равновесие всегда нестабильно. И все же в норме Я должно быть достаточно сильным, чтобы справлять­ся с требованиями Оно, с жесткостью Сверх-Я, с жизненными фрустрациями и тревогой [21].

Мы видим, что возможны самые различные подходы к опреде­лению как психологической, так и социальной нормы вообще.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: