Определение понятия

Предметом нашего изучения являются только те аспекты пове­дения личности, которые можно квалифицировать как отклоняю­щееся поведение. Отклоняющееся поведение занимает свою соб­ственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, пато­логические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т.п. Данные феномены рассматриваются с точки зрения меди­цинской нормы на оси «здоровье — предболезнь — болезнь». Откло­няющееся поведение личности, на наш взгляд, бессмысленно рас­сматривать с точки зрения психопатологии. Отклоняющееся пове­дение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализациядезадаптация — изоляция».

Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом — девиантное поведе­ние (от лат. deviatio — отклонение). Далее мы будем использовать оба термина — «отклоняющееся», «девиантное» — в качестве вза­имозаменяемых, отдавая предпочтение первому как более ясному и привычному.

Очевидная сложность определения изучаемого понятия обус­ловлена прежде всего его междисциплинарным характером. В на­стоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан­ном обществе нормам» [13, с. 257] девиантное поведение высту­пает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значе­нии «социальное явление, выражающееся в относительно массо­вых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соот­ветствующих официально установленным или фактически сло­жившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» [3, с. 7] оно является предметом социологии, права, социальной психологии. В данной работе мы рассматриваем отклоняющееся поведение пре­имущественно в первом аспекте — как проявление индивидуальной активности.

Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения лично-





сти, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.

1. Отклоняющееся поведение личностиэто поведение, которое не
соответствует общепринятым или официально установленным со­
циальным нормам.
Иначе говоря, это действия, не соответствую­
щие существующим законам, правилам, традициям и социальным
установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, от­
клоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы
изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся пове­
дению исторически преходящий характер. В качестве примера можно
привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отноше­
ние к курению. Следовательно, девиантное поведение — это нару­
шение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в
данное время социальных норм.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают
негативную оценку со стороны других людей.
Негативная оценка может
иметь форму общественного осуждения или социальных санкций,
в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выпол­
няют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но,
с другой стороны, они могут приводить к такому негативному
явлению, как стигматизация личности — навешивание на нее
ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации че­
ловека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормаль­
ную» жизнь.

Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно яр­лык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) фор­мирует девиантную идентичность (самоощущение). Таким обра­зом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного пове­дения.

3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причи­нение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявле­ниях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологиче­ским маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми.

Данный признак означает, что отклоняющееся поведение яв­ляется разрушительным: в зависимости от формы — деструктив­ным или аутодеструктивным. На наш взгляд, не удовлетворяют данному признаку и не являются отклоняющимся поведением такие


близкие социальные явления, как радикализм, креативность и маргинальноетъ. Несмотря на то что они также отклоняются от обще­принятых норм, вызывая раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны. Так, радикально настроенные личности нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрес­сивные изменения в нем. Креаторы, отличаясь нестандартностью, выступают исследователями и первооткрывателями. Маргиналы про­тивопоставляют себя большинству, расширяя границы социальных норм. Перечисленные феномены могут сочетаться. Например, по­ведение подростков нередко отражает все три тенденции. Подрос­ток, экспериментирующий с пирсингом, татуировкой или даже шрамированием, не может быть однозначно отнесен к группе де­виантов. Но тот же подросток, употребляющий героин, демонст­рирует явно отклоняющееся поведение с высоким риском для жизни. Таким образом, отклоняющееся поведение деструктивно по своей сути.

4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охаракте­
ризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
Так, если ребенок семи лет один раз взял без спросу небольшую
сумму денег у родителей на сладости, без последующих эксцессов,
определение данного поведения как отклоняющегося будет недо­
статочно корректным.

Напротив, систематическое осознанное воровство денег под­ростком будет являться одной из форм отклоняющегося поведе­ния. Другой распространенный пример: эпизодическое употребле­ние спиртного в ряде случаев признается вполне допустимым или даже полезным.

Данное правило имеет исключения. Например, даже однократ­ная суицидальная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.

5. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как
отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленно­
стью личности.
При этом поведение не должно быть следствием
нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттрав­
матического синдрома), следствием кризисной ситуации (напри­
мер, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение
первых месяцев) или следствием самообороны (например, при
наличии реальной угрозы для жизни).

6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно
рассматривается в пределах медицинской нормы.
Оно не должно отож­
дествляться с психическими заболеваниями или патологическими
состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В случае пси­
хического расстройства имеет место патологическое поведение пси­
хически больного человека.
Патологическое поведение отклоняется
от медицинских норм, требует первостепенного медицинского вме-


шательства и изучается психиатрией как, например, девиантное поведение психически больных. Патологическое поведение подра­зумевает, что под воздействием болезненного состояния способ­ность личности осознавать и контролировать свои действия суще­ственно снижается.

В то же время при определенных условиях отклоняющееся по­ведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание — алкого­лизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье — предболезнь — болезнь».

7. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно
сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.
Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или
смерти, но закономерно вызывает или усиливает состояние соци­
альной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь,
может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведе­
ния личности.

8. В качестве последнего признака отклоняющегося поведения мож­
но отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое
своеобразие.
Отклоняющееся поведение прежде всего отражает
внешнее бытие личности в социуме. Оно может быть чрезвычай­
но разнообразным «изнутри». Одни и те же виды девиантного
поведения по-разному проявляются у различных людей в разном

возрасте.

Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведе­ния, формы проявления, динамику, частоту и степень выражен­ности. Например, форма девиации и степень ее выраженности являются наиболее очевидными характеристиками отклоняюще­гося поведения личности. Они могут варьировать от вполне без­обидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельно­сти личности.

Другая важная индивидуальная особенность касается того, как человек переживает отклоняющееся поведение — как нежелатель­ное чуждое для себя, как временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное. Отношение личности к отклоняю­щемуся поведению (личностная позиция) во многом определяет

его судьбу.

Возрастные и половые различия девиантного поведения не явля­ются предметом нашего изучения, хотя и учитываются при рас­смотрении основных тем. Следует заметить, что термин «отклоня­ющееся поведение» может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле — после 9 лет. Ранее 5 лет необходимые пред­ставления о социальных нормах в сознании ребенка просто отсут­ствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых. Толь­ко к 9— 10 годам можно говорить о наличии у ребенка способно-


сти самостоятельно следовать социальным нормам. Если же пове­дение ребенка младше 5 лет существенно отклоняется от возраст­ной нормы, то его целесообразно рассматривать как одно из про­явлений незрелости, невротических реакций или нарушений пси­хического развития.

Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее опре­деление отклоняющегося (девиантного) поведения — это устойчи­вое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных соци­альных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой лич­ности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Данное определение носит скорее дескриптивный (описатель­ный) характер и прежде всего ориентировано на практическую работу с людьми, имеющими отклоняющееся поведение. (Концеп­туально-объяснительные модели данного явления будут рассмот­рены в последующих разделах пособия.) Это определение может помочь в реализации таких профессиональных целей, как диагно­стика отклоняющегося поведения в конкретном случае, планиро­вание профессионального воздействия, оценка динамики поведе­ния личности и эффективности работы с ней. Кроме того, оно позволяет дифференцировать девиантное поведение от других по­веденческих феноменов.

Рассматривая девиантное поведение, мы вынуждены употреб­лять слова, вызывающие явно негативные ассоциации: девиант, аддикт, асоциальное и антисоциальное поведение и т. п. Вместе с тем в работе с конкретной личностью мы должны сознательно избегать использования терминов с уничижительным оттенком, а также навешивания ярлыков. Следует помнить, что, во-первых, поведенческие проблемы чрезвычайно широко распространены. Во-вторых, границы отклоняющегося поведения зачастую довольно трудно определить. Изменения в обществе приводят к изменению норм, а следовательно, и видов поведенческих девиаций. Но сами нормы и отклонения от них являются неотъемлемой частью лю­бой социальной системы. Следовательно, на социальном уровне отклоняющееся поведение — это только одна из возмож­ных форм взаимоотношений между обществом и личностью. «Иско­ренение» отклоняющегося поведения как социального явления вряд ли возможно. Более того, при специальном рассмотрении можно доказать, что девиации нормальны и полезны для обще­ства, поскольку стимулируют прогрессивные изменения в нем.

На индивидуальном же уровне девиантное поведение выглядит более проблематичным, так как оказывается связанным с такими негативными феноменами, как реальный ущерб для жизни самой личности или окружающих людей, конфликт девиантной лично­сти с социальным окружением, ее социальная дезадаптация.

Следовательно, на личностном уровне отклоняющееся поведениеэто социальная позиция личности, выступающая в фор-


ме девиантного стиля и образа жизни. Как известно, большинство людей при желании вполне могут изменить свою позицию по от­ношению к обществу.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте содержание термина «поведение» и перечислите основ­
ные характеристики поведения человека.

2. Каковы критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»?

3. Раскройте значение понятия «дезадаптация личности».

4. В чем сходство и различие понятий «отклоняющееся поведение» и
«патологическое поведение»?

5. Что такое отклоняющееся поведение? Каковы его признаки?

6. Что из перечисленного далее, на ваш взгляд, является отклоняю­
щимся поведением: курение табака, убийство, супружеская измена, упо­
требление героина, суицидальная попытка, ложь, физическое наказание
ребенка, гомосексуальные отношения, чрезмерное увлечение мексикан­
скими сериалами, игра в карты на деньги, прогул школьного урока без
уважительной причины, вооруженный грабеж, хакерство, уход в секту,
изнуряющее голодание с целью коррекции фигуры, грубость.

7. Раскройте содержание родственных понятий: «девиация», «отклоня­
ющееся поведение», «социальное отклонение», «асоциальное поведение»,
«антисоциальное поведение», «аутодеструктивное поведение», «дезадап­
тация», «десоциализация».

Рекомендуемая литература

1. Бихевиоризм: Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на пси­
хологии; УотсонДж. Б. Психология как наука о поведении. — М., 1988.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988. — (Основные направ­
ления психологии в классических трудах).

3. Гилжский Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. —
СПб., 1993.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. — М., 1992.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учеб. для вузов. — М., 2001.

6. Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001.

7. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-
психологические и психиатрические аспекты. — Минск, 1988.

8. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (деструктив­
ное поведение в современном мире). — Новосибирск, 1990.

9. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. — М., 1982.

10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.,

1991.

11. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1989.

12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.,

2000.

13. Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1990.

14. Энциклопедический словарь медицинских терминов / Под ред.
Б.В.Петровского. — М., 1983.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: