Социальная политика государства. Глава 8. Управление социальной сферой

Глава 8. Управление социальной сферой

Социальная сфера общества удовлетворяет материальные и духовные потребности человека. Социальные потребности многогранны и иерархичны, их можно разделить на потребности первого, второго, третьего и следующих уровней; потребности, которые требуют обязательного удовлетворения и которые могут быть отложены, потребности в предметах первой необходимости и предметах роскоши. Действует закон возвышения потребностей. С развитием общества изменяются как структура потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на услуги, и повышаются требования к их качеству.

Стратегическая цель социального управления состоит в сбережении народа. Достижению данной цели не должны препятствовать ни национальные, ни религиозные, ни идеологические предрассудки. Она должна лимитироваться только экономическими возможностями, которые в немалой степени зависят и от социального благополучия.

Материальную основу социальной сферы составляют предпри­ятия и учреждения, оказывающие людям разнообразные услуги. Чем они экономически мощнее, тем надежнее и качественнее оказываемые ими услуги.

Наиболее общим показателем эффективности управления социаль­ной сферой является демографическая ситуация в стране. Она характе­ризуется показателями рождаемости, смертности, прироста или убыли населения, половозрастной структуры, занятости, продолжительности жизни и др.

В России сложилась неблагоприятная демографическая ситуа­ция. По показателю общей численности населения Россия уступает многим странам. Снижается рождаемость, растет смертность, стареет население. Коэффициент рождаемости снизился до 1,34 при норме 2,14.Средняя продолжительность жизни в 2008 г. составила 66,05 в том числе мужчин — 59,1, женщин — 73,0 года (129 место в мире).

Весьма неутешительны долгосрочные прогнозы общей численности населения. По данным Росстата, население убывает почти на 0,8 млн чел. в год и составит в 2016 г. 134 млн чел., в 2030 г. — 100 млн чел., в том числе экономически активное населения — 40,5 млн чел. Падает физическое и духовно-нравственное здоровье нации. Прогнозируется резкое падение занятости в основном производстве и увеличение занятости в сфере услуг. Хотя это и соответствует мировой тенденции, однако не способствует освоению богатых ресурсами территорий страны.

По масштабам выполнения социальных функций государства подразделяются на патерналистские (возлагает на себя максимум социальных обязательств) и субсидиарные (ответственность за благосостояние делят с гражданами).

В законодательстве ряда стран утверждается статус социального государства. Социальная ответственность делится между государством, бизнесом и гражданским обществом при определяющей роли государства. Финансирует социальную сферу, прежде всего государство, взимая не­обходимые средства через налогообложение бизнеса и граждан.

К решению социальных вопросов государство привлекает бизнес. Социальная ответственность бизнеса диктуется не только интересами самозащиты, но и убеждением в том, что нельзя быть счастливым среди бедных людей, что солнце должно светить для всех, а не только для избранных. Социальная ответственность проявляется в соблюдении законодательства о труде, гарантировании занятости, обеспечении социального, в том числе пен­сионного, страхования и других инициативах.

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государст­вом, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но страна пока не готова ратифицировать Европейскую социальную хартию, которая гарантирует гражданам государств, входящих в Совет Европы, социальную стабильность, защиту прав, касающихся трудоустройства, здравоохранения, условий труда.

Социальная политика успешно реализуется при наличии силь­ной государственной власти (всех ее ветвей) и общественных инсти­тутов, согласования интересов субъектов социальных отношений, регулируемого рынка труда. В качестве инструментов объективно обусловленной социальной политики используются гарантии, соци­альные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги.

Социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе с учетом общих методических принципов. Основой служат законы о прожиточном минимуме, потребительском бюджете и минимальной оплате труда, рекомендации по определению потребительской корзины и другие нормативные акты. Социальные стандарты определяют объем бюджетных средств, необходимых для их реализации.

В разное время узаконены нормативы бюджетных средств, на­правляемых на развитие отраслей социальной сферы:

• не менее 10% национального дохода — на образование;

• не менее 3% расходной части федерального бюджета — на выс­шее образование;

• не менее 4% расходной части федерального бюджета — на науку;

• не менее 2% расходной части федерального бюджета — на культуру;

• не менее 0,2% расходной части федерального бюджета — на кинематографию.

Органы власти территорий вправе устанавливать региональные и местные дополняющие социальные стандарты при условии их обеспечения за счет собственных средств.

При недостатке средств имеющиеся ресурсы сосредоточиваются на первоочередных направлениях: обеспечение прожиточного минимума для всех нуждающихся; развитие социальной инфраструктуры социальная адресная поддержка.

Все инструменты социальной политики должны, в конечном счете, поддерживать и повышать уровень жизни населения. Уровень жизни — это уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления. ООН оценивает уровень жизни согласно индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). Индекс развития человеческого потенциала — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

· Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.

· Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.

· Уровень жизни, оценённый через валовой национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США.

По итогам 2009 г. Беларусь — на 68 месте, Россия — на 71 месте, Украина — на 85, США — на 13. На 1-м месте Норвегия. На 2-м — Австралия, на 4-м — Канада.

Между тем ещё в 70-х годах, то есть через 25 лет после окончания войны, согласно ежегодному отчету ООН о развитии человечества СССР по УРОВНЮ ЖИЗНИ (ИРЧП) входил в ПЕРВУЮ 10-ку самых развитых стран мира

Ослабление позиций государства в социальной сфере противоречит его статусу социального государства и европейской державы. Кроме того, в сознании большинства населения живы еще стандарты советской социальной политики, и оно болезненно с ними расстается. В этих условиях перераспределять социальные обязательства от государства к гражданам и уходить из социальной сферы преждевременно.

На социальные нужды из всех источников финансирования направляется около 18% ВВП. Государство берет на себя финансирование социальных программ, бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, обеспечение жильем малоимущих граждан гарантирование минимума доходов, пенсионное обеспечение, социальное страхование.

Реальные возможности решения социальных задач появляются по мере экономического развития, которое служит основой для повышения доходов, занятости, расширения налоговой базы. Чем более производителен труд, тем выше доходы работающих и тем легче обеспечить суще­ствование еще или уже не работающих. Стимулирование экономического роста, регулирование деятельности субъектов естественных монополий, управление инфляцией — все это объекты государственного вмешательства, и именно они определяют, какой будет социальная ситуация.

В настоящее время социальная политика реализуется по следующим основным направлениям:

• упорядочение трудовых отношений наемных работников и работодателей;

• сокращение безработицы и стабилизация занятости;

• создание правовых предпосылок повышения уровня жизни населения, прежде всего, наименее обеспеченной его части;

• сдерживание роста цен и тарифов на социальные услуги;

• совершенствование оплаты труда в бюджетной сфере.

Ключевыми звеньями социальной политики становятся оплата труда, занятость, трансферты, т.е. в конечном счете — доходы на­селения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: