Введение в проблему

Проблема отклоняющегося поведения вызывает горячий инте­рес исследователей в различных областях научного знания. Как за­мечает Я. И. Гилинский: «Уже написаны тысячи томов, посвящен­ных проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое» [3, с. 6].

Современные знания о девиантном поведении личности позво­ляют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной фор- мой социального поведения личности, детерминированного сис­темой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же вре­мя обширные сведения по данному вопросу накоплены в различ­ных научных дисциплинах: медицине, биологии, психологии, со­циологии, праве. Более того, в некоторых отраслях знания выделя­ются специальные подразделы, изучающие девиации. В социоло­гии, например, это девиантология, предметом исследования кото­рой являются социальные отклонения.

Отдельные подходы, уделяя внимание преимущественно како­му-то одному аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга. Например, клинический подход изучает психопатологическую природу девиантности, социологические теории рассматривают се социальные детерминанты, психологические концепции делают основной акцент на внутриличностных механизмах данного яв­ления.

Обзор различных теорий, на наш взгляд, дает возможность по­лучить относительно целостную картину изучаемого явления в свете современных знаний о нем. Таким образом, в данном разделе бу­дут рассмотрены исторические и современные научные взгляды


на природу отклоняющегося поведения: его детерминацию, зако­номерности формирования, механизмы функционирования.

Особого внимания заслуживает вопрос о детерминации откло­няющегося поведения. Под детерминацией понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддер­живающих отклоняющееся поведение. Детерминирующие факторы действуют на различных уровнях социальной организации, в ко­торой личность является одной из подсистем. Система «общество — личность» функционирует одновременно на нескольких уровнях: геофизическом, макрообщественном, социально-групповом, мик­росоциальном, индивидуально-личностном, психофизиологиче­ском.

В соответствии с выделенными уровнями можно определить сле­дующие группы факторов, детерминирующих откло­няющееся поведение личности:

— внешние условия физической среды;

— внешние социальные условия;

— внутренние наследственно-биологические и конституциональ-­
ные предпосылки;

— внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося
поведения.

Материал данного раздела структурирован в соответствии с принципом перехода от внешних условий к внутренним причи­нам явления — от социологических теорий, акцентирующих вни­мание на внешнесоциальных факторах девиантности, через на­учные представления о ее внутренних, конституционально-био­логических, условиях — к психологическим концепциям, раскры­вающим индивидуально-личностные механизмы отклоняющегося поведения.

Проведем анализ факторов отклоняющегося поведения в соот­ветствии с принятой классификацией.

К внешним физическим условиям девиантного поведения можно отнести такие факторы, как климатический, геофизический, эко­логический и др. Например, такие явления, как шум, теснота, геомагнитные колебания, потенцируя стресс, могут стать неспе-Цифическими причинами агрессивного и другого нежелательного поведения [2, с. 157— 173]. В документальном фильме австрийского режиссера Ульриха Зайдля «Собачья жара» необыкновенно точно изображается влияние высокой температуры воздуха на психиче­ское состояние человека. (Фильм награжден «Золотой ветвью» Ве­нецианского фестиваля в 2002 г.)

Наоборот, благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность девиаций. Несмотря на существующую связь между фи­зическими условиями и поведением личности, данный фактор выходит за рамки нашего изучения. Кроме того, он может быть признан недостаточно существенным, поскольку действует очень


опосредствованно, и люди ведут себя по-разному при одних и тех же (обычных) физических условиях.

Гораздо более важным фактором, действующим на поведение личности, следует признать внешние социальные условия. К ним от­носятся:

— общественные npoueccы (социально-экономическая ситуа­
ция, государственная политика, традиции, мода, средства массо­
вой информации и др.);

— характеристики социальных групп, в которые включена лич-
ность (расовая и классовая принадлежность, этнические установ­
ки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-
профессионалвной группе, референтная группа);

— микросоциалвная среда (уровень и стиль жизни семьи, пси­
хологический климат в семье, личности родителей, характер взаимо­
отношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие
значимые люди).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: