Типология суицидов

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстра­тивные и скрытые [6, 12, 17]. Истинный суицид направляется желани­ем умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное на­строение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жиз­ни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а яв­ляется способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид (косвенное самоубийство) — вид суицидаль­ного поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, со­провождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В боль­шей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смер­тью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суи­цидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на авто­мобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребле­ние сильных наркотиков, и самоизоляция.

В связи с этим танатолог Э. Шнейдман [25] различает две ха­рактеристики личности: суицидальность и летальность. Су-ицидальностъ означает индивидуальный риск самоубийства. Леталь­ность связана со степенью опасности человека для себя вообще, его самодеструктивностью.

Различия в классификациях видов суицидального поведения от­ражают многообразие форм рассматриваемой реальности. А.Г.Ам-брумова выделяет: самоубийства — истинные суициды, а также попытки самоубийства — незавершенные суициды. Брукбенк гово­рит о суициде как намеренном самоубийстве и парасуициде как акте намеренного самоповреждения без смертельного исхода. По мне­нию А. Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает де­монстративным, аффективным и истинным. Е. Шир различает: пред'


намеренное суицидальное поведение, неодолимое, амбивалентное, им­пульсивное и демонстративное [12, с. 128].

Э.Дюркгейм [19, с. 239] делил самоубийства на виды в зависи­мости от особенностей социальных связей индивида. «Аномичес-кое» самоубийство происходит в результате тяжелых разногласий между личностью и окружающей ее средой. «Фаталистическое» са­моубийство имеет место в случае личных трагедий, например смерти близких, потери работоспособности, несчастной любви. «Альтруи­стическое» самоубийство совершается ради других людей или во имя высокой цели. Наконец, «эгоистическое» самоубийство явля­ется уходом от неблагоприятных ситуаций — конфликтов, непри­емлемых требований.

В.А.Тихоненко [19], принимая во внимание степень желаемо-сти смерти, дополнил суицидальную попытку несколькими свя­занными видами поведения. Во-первых, он выделяет демонстра­тивно-шантажное суицидальное поведение, имеющее своей це­лью демонстрацию намерения умереть. Во-вторых, автор говорит о самоповреждении или членовредительстве, которые вообще не направляются представлениями о смерти и ограничиваются лишь повреждением того или иного органа. В-третьих, подобное пове­дение может быть просто результатом несчастного случая.

Таким образом, диагностика суицидального поведения должна ос­новываться на точной оценке степени желаемости смерти. Напри­мер, самопорезы бритвой в области предплечья могут быть отне­сены:

а) к числу истинных суицидальных попыток, если конечной
целью была смерть от кровопотери;

б) к разряду демонстративно-шантажных покушений, если це­
лью было продемонстрировать окружающим намерение умереть;

в) к самоповреждениям, если цель ограничивалась желанием
испытать физическую боль или усилить состояние наркотического
опьянения путем кровопотери;

г) к несчастным случаям, если, к примеру, по бредовым сообра­
жениям самопорезы преследовали цель «выпустить из крови бесов».

Несмотря на очевидную уникальность каждого случая, само­убийства имеют ряд общих характеристик. Суи­цидальное поведение, как правило, сопровождается стрессоген-ным характером жизненной ситуации и фрустрацией ведущих по­требностей. Для суицидента характерны: невыносимость страданий, поиск выхода из ситуации, переживание безнадежно­сти ситуации и собственной беспомощности, аутоагрессия, амби­валентное отношение личности к суициду, искажение восприни­маемой реальности — зацикленность на проблеме, «туннельное 3Рение». Все это приводит к сужению выбора до бегства в «суицид». При этом суицидальное поведение, как правило, соответствует общему стилю жизни и личностным установкам.


Возрастные особенности суицидального поведения

Возраст существенно влияет на особенности суицидального п ведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, какюност или начало старости, характеризуются повышением суицида*. ной готовности.

Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т. е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей отмечает что суицидальное поведение у детей до 13 лет — редкое явление ц только с 14—15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16—19 годам [4, 5, 15].

По данным исследования А. Г. Амбрумовой 770-ти детей и под­ростков с суицидальным поведением, самыми молодыми были дети 7 лет. Большинство составили девочки (80,8 %). Наиболее частыми способами у девочек были отравления, у мальчиков — порезы вен и повешение [12, с. 131].

Большинство авторов считают, что концепция смерти у ребенка приближается к адекватной лишь к 11 — 14 годам, после чего ребенок может по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок скорее фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущим и умершим. И только ближе к подростковому возрасту смерть начи­нает восприниматься как реальное явление, хотя и отрицается, кажется маловероятной для себя. Следовательно, термины «ср-цид» и «суицидальное поведение» в строгом смысле для раннего возраста малоприемлемы.

Мотивы, которыми дети объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для детей в целом характерны впе­чатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему пове­дению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в детском возрасте по­буждается гневом, страхом, желанием наказать себя или друп№ Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведен­ческими проблемами, например прогулами школы или конфлик­тами.

Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у Де' тей могут быть: печаль, несвойственное детям бессилие, нару№е' ния сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, стр3* неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутое™, чрезмерная самокритичность, замкнутость беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустраЮ1 ' Несколько иную картину суицидального поведения мы набЛ1° даем в подростковом возрасте. Среди подростков попытки сам


ий встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь

многие из них достигают своей цели. Частота законченных суи-идов подростков не превышает 1 % от всех суицидальных дей-ц вИИ [4]. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет емонстративный характер, в том числе — шантажа. А. Е.Личко отмечает, что лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % — это крик о помощи [13, с. 73]. Б. Н. Алмазов, обследовав группу подрост­ков 14—18 лет, умышленно нанесших себе порезы, установил, что только 4 % из них в момент самопореза имели мысли суици­дального содержания. Большинство же эксцессов были совершены после ссоры со сверстниками, а также как бравада или обряд «бра­тания» [13, с. 132]. А.Е.Личко, А.А.Александров, проведя обсле­дование группы подростков в возрасте 14—18 лет, пришли к вы­воду, что у 49 % суицидальные действия были совершены на фоне острой аффективной реакции [13, с. 133]. В группе подростков также несколько возрастает роль психических расстройств, например депрессии. К «детским» признакам депрессии присоединяются чув­ство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склон­ность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и нар­котиками.

В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. По мнению Л.Я.Жезловой [11], в предпубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном — «сексуальные» и «любовные».

Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению относи­тельно мало изученным, выступает влияние подростковой субкуль­туры. Так, в ответ на сообщения в СМИ в 1999 г. о самоубийстве Игоря Сорина, лидера молодежной поп-группы «Иванушки ин­тернешнл», несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.

После 14 лет суицидальное поведение проявляется приблизи­тельно одинаково часто и у девушек и у юношей. В молодом возра-ctne суицидальное поведение нередко связано с интимно-лично-стными отношениями, например несчастной любовью. Как группа м°лодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто яв-Ляется показателем серьезности суицидальной угрозы.

Исследования показали, что наибольшее число завершенных амоубийств совершается в период от 40 до 65 лет. Уровень само-

ийств выше среди мужчин. Типичными стрессорами зрелого воз-PQc являются ситуация развода, потеря близкого человека, уволь- с работы, финансовый кризис, смерть в семье.

Лоэкилой возраст сталкивается с такими серьезными социаль-

Психологическими проблемами, как одиночество, окончание

фессиональной деятельности, утрата возможностей, отделение


от семьи и друзей и т.д. Депрессия у пожилых людей характеризу­ется чувством усталости, фатальностью и безнадежностью. Безна­дежность проявляется в стойком желании умереть. В силу ряда при­чин пожилой возраст является одним из наиболее подверженных суицидальному поведению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: