Цивилизационные рубежи. Скандинавия. Балтия. Балканы и Юго-Восточная Европа. Крым. Черноморье 14 страница

Велико значение коммуникационных функций Черноморья, гео­графическое транспортное положение которого относительно Атлан­тического и Индийского океанов, стран Европы и Ближнего Востока способствует международной торговле. Наличие в Азово-Черномор­ском гидрологическом бассейне развитой сети судоходных рек (Ду­най, Днепр, Днестр, Дон и др.) значительно расширяет транспортные возможности региона. Судоходные речные коммуникации связывают Черноморье с Балтийским, Каспийским и Северным морями.

В целом транспортная система Черноморья требует реконструк­ции и строительства новых путей. На черноморском побережье Турции нет крупных торговых портов, слабо развита транспортная инфраструктура на границе с Грузией и Арменией. Только после распада Советского Союза начал функционировать автомобильный переход на турецко-грузинской границе. Имеется единственный железнодорожный выход на Южный Кавказ: Карс — Гюмри — Тбилиси. Нет надежного транспортного перехода между Украиной и Румынией, Крымом и Россией через Керченский пролив, испы­тывает перегрузки транспортный узел Ростова-на-Дону.

Особенно большие надежды возлагались на возрождение Вели­кого шелкового пути, проходящего через Черноморье. Междуна­родный проект Трансазиатской железнодорожной магистрали Стам­бул — Пекин предусматривал соединить кратчайшим путем Западную Европу и Средиземноморье с Центральной Азией и Китаем. От­крывались новые возможности не только для международной тор­говли, но и совместного предпринимательства и развития туризма. К проектируемой трассе тяготело свыше сорока государств. Была осу­ществлена стыковка железной дороги на китайско-казахстанской границе (станция Дружба) и осуществлено строительство железно­дорожного участка Мары (Туркменистан) — Мешхед (Иран).

Активность в реализации проекта проявили Турция и Китай. В Стамбуле, где уже было осуществлено строительство двух висячих мостов через Босфор, предполагалось сооружение железнодорожно­го тоннеля под проливом стоимостью свыше 1 млрд долл. Китай предоставил преференциальный режим свободной экономической зоны городу Ланьчжоу, расположенному в верховьях Хуанхэ. Этот центр провинции Ганьсу является крупнейшим по численности на­селения и важнейшим транспортным узлом на Западе Китая. Отсю­да в древности и Средневековье брал начало Великий шелковый путь. Однако геополитическая обстановка на Балканах, Ближнем Востоке и Центральной Азии не способствует реализации проекта Трансазиатской магистрали.

Среди крупномасштабных совместных проектов субрегиональ­ного экономического сотрудничества следует выделить создание транспортного коридора вокруг Черного моря и его интеграцию с трансевропейскими коммуникациями, формирование объединен­ной энергетической системы, модернизацию портов и создание те­лекоммуникаций.

Предусматривается создание кольцевого транспортного коридора Стамбул — Бургас — Констанца — Кишинев — Днепропетровск — Донецк — Ростов-на-Дону — Новороссийск — Тбилиси — Анкара — Стамбул. Таким образом, черноморский коридор в случае его соз­дания пройдет через наиболее экспортно ориентированный регион Украины, но вместе с тем обойдет стороной крупнейший Одесский портово-промышленный комплекс и придунайские порты, на кото­рые приходится 70% грузооборота.

Перспективы Черноморского экономического сотрудничества в области морского хозяйства связаны с формированием современ­ной портовой инфраструктуры, транспортных коммуникаций и соз­данием унифицированных преференциальных условий для свобод­ной торговли.

В Черноморье расположены крупные курортно-рекреационные зоны: Южный берег Крыма и Одесса (Украина), Большой Сочи (Россия), Пицунда, Гагры и Сухуми (непризнанная Республика Абхазия), Зо­лотые пески, Солнечный берег и Албена (Болгария), Мамайя и Мангалия (Румыния). После распада Советского Союза изменилось гео­экономическое положение бывших южных всесоюзных здравниц, оказавшихся неконкурентоспособными в Средиземноморье. Быв­шие грузинские курорты пришли в запустение из-за этнонационального конфликта в Абхазии. Южный берег Крыма испытывает дефицит пресной воды, многие здравницы требуют реконструкции и не обеспечивают качественных услуг. В крупном многофункцио­нальном городе Одессе местные пляжи не отвечают элементарным санитарным нормам безопасности. В бывшем социалистическом лагере наиболее успешно развиваются болгарские курорты и Боль­шой Сочи. Наибольшую притягательность для отдыхающих из Рос­сии и Украины получил средиземноморский курорт Анталья (Тур­ция) и другие местные центры международного туризма.

В отличие от других причерноморских стран Турция располагает достопримечательностями и объектами туризма мирового значения, многочисленными памятниками античной, византийской и других эпох. Здесь сохранились полуразрушенные стены легендарной Трои, развалины Пергама и Милета, памятники Эфеса с уцелевшими ко­лоннами одного из семи чудес света — сожженного Геростратом храма Артемиды. Туристов привлекают остатки Галикарнаса (родины «отца истории» Геродота), руины столицы древней Лидии (Сард) и достопримечательности Коньи — бывшей столицы империи ту­рок-сельджуков. На средиземноморском побережье Турции в бук­вальном смысле россыпь остатков античных амфитеатров, храмов и городов. От международного туризма Турция ежегодно получает свыше 10 млрд долл. Самый значительный доход от иностранного туризма дает Стамбул — один из древнейших торговых и культур­ных центров мира, обладающий многочисленными историческими достопримечательностями.

Важное место в черноморском экономическом сотрудничестве занимают экологические проблемы моря и береговой зоны, от ре­шения которых зависит эффективная производственная деятель­ность, развитие городов и рекреационного хозяйства.

Интенсивное развитие морского хозяйства во второй половине ХХ в. усилило демографическую притягательность береговой зоны. В 2000 г. в границах Стамбульской агломерации проживало более 8 млн чел. Высокие темпы роста были характерны для Констанцы, Варны и Бургаса, приморских городов бывших советских республик, где к началу 1990-х годов было расположено 47 городов и 57 посел­ков городского типа, из них в пределах Украины — 29 городов и 57 поселков. Только за период 1960—1990 гг. на побережье Чер­ного и Азовского морей было образовано 45 городских поселений, в том числе 8 городов. Население Одессы выросло с 0,7 до 1,2 млн чел. Однако после распада Советского Союза из-за снижения уров­ня жизни и утраты многих морских функций наблюдается сокра­щение численности приморских городов, особенно в Грузии и Ук­раине. Одесса утратила статус города-миллионера.

Имеется многовековой опыт, хотя и не бесконфликтного, совмест­ного проживания христиан и мусульман. Однако субрегиональная интеграция стран, длительное время находившихся в разных геоэко­номических пространствах, испытывает серьезные трудности. Меж­ду странами — участниками ЧЭС не сложились предпосылки для формирования регионального рынка на основе разделения труда. Геополитическая обстановка в Черноморье сдерживает международ­ное сотрудничество по реализации совместных проектов. Товарообо­рот между черноморскими странами незначителен, за исключением России с Украиной, испытывающей энергетическую зависимость. Украина объявила стратегическими партнерами все причерномор­ские государства, в которых сама она таковой не воспринимается. Основной и незначительный внешнеторговый оборот с этими стра­нами приходится на товары ширпотреба.

Трудности экономической интеграции в Черноморье обусловле­ны геополитической обстановкой на Балканах, Кавказе и Ближнем Востоке. Тенденции консолидации мусульманского мира сопровож­даются усилением славянской дезинтеграции. Велика опасность обострения этнонациональных и этноконфессиональных террито­риальных проблем в регионе.

Турция уже прошла определенный путь от государственного монополизма к либеральной экономике, тогда как в бывших социа­листических республиках эта трансформация только началась. Чер­номорское экономическое сотрудничество требует значительных капиталов в создание современной транспортно-коммуникацион­ной и деловой инфрастуктуры, но этими возможностями страны — участницы субрегионального объединения не располагают. Большин­ство государств региона, включая наиболее крупные державы (Россия, Турция и Украина), переживают глубокий системный кризис. Финан­совый кризис в Турции сопровождается необходимостью ликвидации последствий разрушительных для экономики землетрясений.

Черноморское экономическое сотрудничество осуществляется в условиях ограниченных финансовых возможностей стран-участниц и лимитирующих факторов (энергетических, транспортных, эколо­гических, водных, трудовых). Поэтому каждое государство ведет поиск оптимальной модели открытой экономики с надеждой на зарубежные инвестиции.

Резюме

• На цивилизационных рубежах Европы и Евразии реализуются две модели региональной трансформации и развития. В отличие от не­умного и неудачного заимствования западного опыта на постсоветском пространстве, окружающий мир демонстрирует другие стратегии ре­гионального развития.

• Скандинавские страны демонстрируют гибкую региональную интеграцию, позволяющую сочетать тенденции к экономическому и куль­турному единству с собственной моделью на пути в общеевропей­ский дом.

• Трансформация геополитических регионов на рубежах Запад­ной и Восточной Европы свидетельствует, что только странам Балтии удалось относительно успешно вернуться в западноевропейское ци­вилизационное пространство.

• Запад не смог своевременно предложить на Балканах мирный (эко­номический) сценарий геополитической трансформации, и произошел взрывоопасный вариант размежевания по национальному признаку.

• Многократные попытки создания на рубежах цивилизаций на­циональных государств (с выделением титульного этноса) принесли балканским народам неисчислимые беды.

• Парадоксальная особенность Черноморского экономического сотрудничества заключается в том, что большинство стран, игнорируя реальную географию и геополитику, декларируют стратегический ев­ропейский выбор. Конкуренция между ними за транзитные функции доминирует над интеграционными проектами субрегионального со­трудничества.

Контрольные вопросы

1. Чем можно объяснить конкурентоспособность скандинавских стран?

2. В чем причина экономического кризиса в странах Балтии?

3. Какова природа геополитического конфликта на Балканах?

4. Почему Крым называют одним из геополитических полюсов Ев­разии?

5. Дайте характеристику исторической трансформации геополити­ческого кода Черноморья.

6. Перечислите основные направления субрегионального сотрудни­чества в Черноморском регионе.

Глава 12. ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ НА ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ РУБЕЖАХ ЕВРАЗИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: