Велико значение коммуникационных функций Черноморья, географическое транспортное положение которого относительно Атлантического и Индийского океанов, стран Европы и Ближнего Востока способствует международной торговле. Наличие в Азово-Черноморском гидрологическом бассейне развитой сети судоходных рек (Дунай, Днепр, Днестр, Дон и др.) значительно расширяет транспортные возможности региона. Судоходные речные коммуникации связывают Черноморье с Балтийским, Каспийским и Северным морями.
В целом транспортная система Черноморья требует реконструкции и строительства новых путей. На черноморском побережье Турции нет крупных торговых портов, слабо развита транспортная инфраструктура на границе с Грузией и Арменией. Только после распада Советского Союза начал функционировать автомобильный переход на турецко-грузинской границе. Имеется единственный железнодорожный выход на Южный Кавказ: Карс — Гюмри — Тбилиси. Нет надежного транспортного перехода между Украиной и Румынией, Крымом и Россией через Керченский пролив, испытывает перегрузки транспортный узел Ростова-на-Дону.
|
|
Особенно большие надежды возлагались на возрождение Великого шелкового пути, проходящего через Черноморье. Международный проект Трансазиатской железнодорожной магистрали Стамбул — Пекин предусматривал соединить кратчайшим путем Западную Европу и Средиземноморье с Центральной Азией и Китаем. Открывались новые возможности не только для международной торговли, но и совместного предпринимательства и развития туризма. К проектируемой трассе тяготело свыше сорока государств. Была осуществлена стыковка железной дороги на китайско-казахстанской границе (станция Дружба) и осуществлено строительство железнодорожного участка Мары (Туркменистан) — Мешхед (Иран).
Активность в реализации проекта проявили Турция и Китай. В Стамбуле, где уже было осуществлено строительство двух висячих мостов через Босфор, предполагалось сооружение железнодорожного тоннеля под проливом стоимостью свыше 1 млрд долл. Китай предоставил преференциальный режим свободной экономической зоны городу Ланьчжоу, расположенному в верховьях Хуанхэ. Этот центр провинции Ганьсу является крупнейшим по численности населения и важнейшим транспортным узлом на Западе Китая. Отсюда в древности и Средневековье брал начало Великий шелковый путь. Однако геополитическая обстановка на Балканах, Ближнем Востоке и Центральной Азии не способствует реализации проекта Трансазиатской магистрали.
Среди крупномасштабных совместных проектов субрегионального экономического сотрудничества следует выделить создание транспортного коридора вокруг Черного моря и его интеграцию с трансевропейскими коммуникациями, формирование объединенной энергетической системы, модернизацию портов и создание телекоммуникаций.
|
|
Предусматривается создание кольцевого транспортного коридора Стамбул — Бургас — Констанца — Кишинев — Днепропетровск — Донецк — Ростов-на-Дону — Новороссийск — Тбилиси — Анкара — Стамбул. Таким образом, черноморский коридор в случае его создания пройдет через наиболее экспортно ориентированный регион Украины, но вместе с тем обойдет стороной крупнейший Одесский портово-промышленный комплекс и придунайские порты, на которые приходится 70% грузооборота.
Перспективы Черноморского экономического сотрудничества в области морского хозяйства связаны с формированием современной портовой инфраструктуры, транспортных коммуникаций и созданием унифицированных преференциальных условий для свободной торговли.
В Черноморье расположены крупные курортно-рекреационные зоны: Южный берег Крыма и Одесса (Украина), Большой Сочи (Россия), Пицунда, Гагры и Сухуми (непризнанная Республика Абхазия), Золотые пески, Солнечный берег и Албена (Болгария), Мамайя и Мангалия (Румыния). После распада Советского Союза изменилось геоэкономическое положение бывших южных всесоюзных здравниц, оказавшихся неконкурентоспособными в Средиземноморье. Бывшие грузинские курорты пришли в запустение из-за этнонационального конфликта в Абхазии. Южный берег Крыма испытывает дефицит пресной воды, многие здравницы требуют реконструкции и не обеспечивают качественных услуг. В крупном многофункциональном городе Одессе местные пляжи не отвечают элементарным санитарным нормам безопасности. В бывшем социалистическом лагере наиболее успешно развиваются болгарские курорты и Большой Сочи. Наибольшую притягательность для отдыхающих из России и Украины получил средиземноморский курорт Анталья (Турция) и другие местные центры международного туризма.
В отличие от других причерноморских стран Турция располагает достопримечательностями и объектами туризма мирового значения, многочисленными памятниками античной, византийской и других эпох. Здесь сохранились полуразрушенные стены легендарной Трои, развалины Пергама и Милета, памятники Эфеса с уцелевшими колоннами одного из семи чудес света — сожженного Геростратом храма Артемиды. Туристов привлекают остатки Галикарнаса (родины «отца истории» Геродота), руины столицы древней Лидии (Сард) и достопримечательности Коньи — бывшей столицы империи турок-сельджуков. На средиземноморском побережье Турции в буквальном смысле россыпь остатков античных амфитеатров, храмов и городов. От международного туризма Турция ежегодно получает свыше 10 млрд долл. Самый значительный доход от иностранного туризма дает Стамбул — один из древнейших торговых и культурных центров мира, обладающий многочисленными историческими достопримечательностями.
Важное место в черноморском экономическом сотрудничестве занимают экологические проблемы моря и береговой зоны, от решения которых зависит эффективная производственная деятельность, развитие городов и рекреационного хозяйства.
Интенсивное развитие морского хозяйства во второй половине ХХ в. усилило демографическую притягательность береговой зоны. В 2000 г. в границах Стамбульской агломерации проживало более 8 млн чел. Высокие темпы роста были характерны для Констанцы, Варны и Бургаса, приморских городов бывших советских республик, где к началу 1990-х годов было расположено 47 городов и 57 поселков городского типа, из них в пределах Украины — 29 городов и 57 поселков. Только за период 1960—1990 гг. на побережье Черного и Азовского морей было образовано 45 городских поселений, в том числе 8 городов. Население Одессы выросло с 0,7 до 1,2 млн чел. Однако после распада Советского Союза из-за снижения уровня жизни и утраты многих морских функций наблюдается сокращение численности приморских городов, особенно в Грузии и Украине. Одесса утратила статус города-миллионера.
|
|
Имеется многовековой опыт, хотя и не бесконфликтного, совместного проживания христиан и мусульман. Однако субрегиональная интеграция стран, длительное время находившихся в разных геоэкономических пространствах, испытывает серьезные трудности. Между странами — участниками ЧЭС не сложились предпосылки для формирования регионального рынка на основе разделения труда. Геополитическая обстановка в Черноморье сдерживает международное сотрудничество по реализации совместных проектов. Товарооборот между черноморскими странами незначителен, за исключением России с Украиной, испытывающей энергетическую зависимость. Украина объявила стратегическими партнерами все причерноморские государства, в которых сама она таковой не воспринимается. Основной и незначительный внешнеторговый оборот с этими странами приходится на товары ширпотреба.
Трудности экономической интеграции в Черноморье обусловлены геополитической обстановкой на Балканах, Кавказе и Ближнем Востоке. Тенденции консолидации мусульманского мира сопровождаются усилением славянской дезинтеграции. Велика опасность обострения этнонациональных и этноконфессиональных территориальных проблем в регионе.
Турция уже прошла определенный путь от государственного монополизма к либеральной экономике, тогда как в бывших социалистических республиках эта трансформация только началась. Черноморское экономическое сотрудничество требует значительных капиталов в создание современной транспортно-коммуникационной и деловой инфрастуктуры, но этими возможностями страны — участницы субрегионального объединения не располагают. Большинство государств региона, включая наиболее крупные державы (Россия, Турция и Украина), переживают глубокий системный кризис. Финансовый кризис в Турции сопровождается необходимостью ликвидации последствий разрушительных для экономики землетрясений.
|
|
Черноморское экономическое сотрудничество осуществляется в условиях ограниченных финансовых возможностей стран-участниц и лимитирующих факторов (энергетических, транспортных, экологических, водных, трудовых). Поэтому каждое государство ведет поиск оптимальной модели открытой экономики с надеждой на зарубежные инвестиции.
Резюме
• На цивилизационных рубежах Европы и Евразии реализуются две модели региональной трансформации и развития. В отличие от неумного и неудачного заимствования западного опыта на постсоветском пространстве, окружающий мир демонстрирует другие стратегии регионального развития.
• Скандинавские страны демонстрируют гибкую региональную интеграцию, позволяющую сочетать тенденции к экономическому и культурному единству с собственной моделью на пути в общеевропейский дом.
• Трансформация геополитических регионов на рубежах Западной и Восточной Европы свидетельствует, что только странам Балтии удалось относительно успешно вернуться в западноевропейское цивилизационное пространство.
• Запад не смог своевременно предложить на Балканах мирный (экономический) сценарий геополитической трансформации, и произошел взрывоопасный вариант размежевания по национальному признаку.
• Многократные попытки создания на рубежах цивилизаций национальных государств (с выделением титульного этноса) принесли балканским народам неисчислимые беды.
• Парадоксальная особенность Черноморского экономического сотрудничества заключается в том, что большинство стран, игнорируя реальную географию и геополитику, декларируют стратегический европейский выбор. Конкуренция между ними за транзитные функции доминирует над интеграционными проектами субрегионального сотрудничества.
Контрольные вопросы
1. Чем можно объяснить конкурентоспособность скандинавских стран?
2. В чем причина экономического кризиса в странах Балтии?
3. Какова природа геополитического конфликта на Балканах?
4. Почему Крым называют одним из геополитических полюсов Евразии?
5. Дайте характеристику исторической трансформации геополитического кода Черноморья.
6. Перечислите основные направления субрегионального сотрудничества в Черноморском регионе.
Глава 12. ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ НА ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ РУБЕЖАХ ЕВРАЗИИ