Цивилизационные рубежи. Скандинавия. Балтия. Балканы и Юго-Восточная Европа. Крым. Черноморье 11 страница

В странах Балтии транзит российских грузов через местные пор­ты стал главным источником валютных поступлений. Развитая ин­фраструктура и низкие тарифы способствуют экспорту через мест­ные порты нефти и нефтепродуктов, черных и цветных металлов, химических грузов и минеральных удобрений. Через порты стран Балтии в 2006 г. было переработано около 15% внешнеторговых грузов России, отправленных морским путем. Почти треть грузо­оборота портов Балтии (40 млн т) приходится на Таллинн, основу которого составляет транзит с Востока. Однако в результате анти- российской политики сокращается поток транзитных грузов. Россия создает новые портовые мощности на Балтике. Литва, Латвия и Эс­тония в наибольшей степени среди членов ЕС пострадали от миро­вого финансового кризиса.

11.4. Балканы и Юго-Восточная Европа

После распада Советского Союза и ухода России с Балкан значи­тельные европейские территории оказались под воздействием тек­тонических геополитических сдвигов. Когда такие понятия, как Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа, меняют содержа­ние и геополитическую принадлежность. Например, в официальных документах ЕС и западных атласах Словению вывели из состава За­падных Балкан. Польша, Чехия, Словения и Венгрия за короткий пе­риод перешли из Восточной Европы в Центрально-Восточную и, на­конец, в Центральную Европу. Румыния, Молдавия и Украина ока­зались в Юго-Восточной Европе. На Западе Восточные Балканы включают только бывшие республики Югославии, за исключением Словении и Хорватии. Российский академический институт славя­новедения, утративший почему-то в названии балканистику, под Балканами понимает обширный регион от Словении до Румынии, Турции и Греции. Балканы являются сердцевиной Юго-Восточной Европы, рубежным регионом Большой Европы и Большого Ближ­него Востока.

В учебнике условно отождествляются Балканы и Юго-Восточ­ная Европа. Здесь расположены территории одиннадцати государств с общей численностью населения 70 млн человек (с учетом евро­пейской части Турции). За исключением Румынии (22 млн) населе­ние остальных балканских государств колеблется от 2 до 10 млн жителей. Западные Балканы включают бывшую Югославию (за ис­ключением Словении) и Албанию. Природная граница между За­падными и Восточными Балканами проходит через моравско-вар- дарский проход (долины рек Моравы и Вардары), соединяющий Западную Европу с Грецией (выход к Салоникам и Эгейскому морю).

Балканские рубежи вражды и мира. Балканы — роковые рубежи Европы, где периодически накапливается энергия «пороховой боч­ки», взрывающая не только «южное подбрюшье» континента, но ев­разийские цивилизационные рубежи вражды и мира. Здесь в ХХ в. берут начало истоки Первой мировой войны и участия в ней Рос­сийской империи. Балканы поражены многочисленными регио­нальными войнами и конфликтами, раскалывающими души людей по конфессиональному признаку. Когда в противостоянии Запада и двух Востоков (православного и мусульманского) периодически возникают войны и конфликты всех против всех. После распада советского геополитического пространства воинствующий национа­лизм (балканизация) вновь продемонстрировал свою разрушитель­ную энергию.

Необъявленная война против Югославии через полтора десяти­летия закончилась ее полным распадом. В 2006 г. было стерто с карты Европы государство Югославия, перестала существовать балканская «империя». Россия ушла с Балкан, а основное соперни­чество ведется между ЕС и США. Если после распада СССР Балканы вышли из геополитического советского пространства, то в результате «гуманитарной» акции НАТО в Косово в 1999 г. начался реальный фактический передел многомерного (геополитического, геоэкономического, социокультурного, конфессионального) коммуникаци­онного пространства региона.

На обломках советского геополитического пространства обна­жились старые многомерные геополитические, социокультурные и конфессиональные рубежи. Это в первую очередь граница рим­ско-католической и византийской православной цивилизаций, ко­торую проводят по реке Дрина. Балканы — особое многомерное коммуникационное пространство на рубеже трех евразийских циви­лизаций. На этой тройной границе (контактной зоне) братья по языку или религии часто оказываются заклятыми врагами.

В конце XX в. на бывших развалинах османской и европейской империй вспыхнуло зарево этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов. Отправимся к тлеющим очагам, чтобы попы­таться понять их коммуникационную природу. Трансформацию Балкан на рубежах трех цивилизаций невозможно понять без об­ращения к одной из крупных геополитических проблем прошло­го. В постбиполярном мире вновь обострился Восточный вопрос, остававшийся несколько десятилетий в «тени» сверхдержав.

Балканские войны обострились в период упадка Османской им­перии и попыток ее вестернизации. Особое место в многочисленных конфликтах занимает бывшая граница Австро-Венгерской и Осман­ской империй. Военная Граница (Краина) была учреждена австрий­ским императором в 1522 г. по просьбе хорватов. Эта обширная бу­ферная зона на границе двух империй протянулась от Адриатики до Дуная. Здесь была создана сеть пограничных укреплений, а город Карлштад (ныне Карловец) стал центром Краины. Военная граница управлялась австрийцами, а основу местных воинских формирова­ний составляли православные, бежавшие из оккупированной Сер­бии. Но были здесь и хорваты-католики. В обмен на пожизненную военную службу граничары (пограничники) получали земельные наделы. Хорватия при турецкой угрозе мирилась с существованием Краины, но в остальное время негативно относилась к православ­ным «казакам», которых часто ассоциировали с бандитами. В пери­од упадка Османской империи и ее отступления Краина расширя­лась по площади и численности граничар.

По аналогии с австрийской военной границей, венгерский ко­роль заселил на своих пограничных землях (нынешней Воеводине) несколько десятков тысяч сербов, также выполнявших роль по­граничников христианства. В свою очередь боснийские мусуль­мане, мужественно сражаясь с христианами, создали свою воен­ную границу.

В XX в. исторические эпохи Новейшее время и Средневековье поменялись местами. Тогда в пятнадцатом столетии здесь блистали богатством и интеллектом Дубровник и процветающее Боснийское княжество. А в современной Европе потекли кровавые реки, шли войны всех против всех, информационные войны были наполнены массированной ложью не только о геноциде сербов против косова­ров. В 1996 г. британское издательство «Дорлинг Киндерсли» издает Атлас мира, где в комментариях к карте «Западные Балканы» гово­рится, что в 1997 г. в результате артиллерийского обстрела частями сербской армии город Дубровник был превращен в руины. Эта ложь вместе с атласом была переиздана в Москве на русском языке. Действительно, город подвергался обстрелу частями югославской армии, защищающей согласно международному праву целостность страны, а интенсивным бомбардировкам подверглась военно-мор­ская база и порт Дубровник, а не средневековый город, правда, так же пострадавший, но незначительно.

В дальнейшем имперское правление приносило относительный покой, а распад приводил к росту национализма и хаосу. Не слу­чайно на Балканах популярна турецкая пословица «Когда идет тор­говля — пушки молчат». По просьбе жителей Дубровницкой рес­публики к турецкому султану Османская империя создала раз­граничительный коридор между владениями Венеции в Далмации и Дубровником в районе Клека (Неум), который ныне относится к Боснии и Герцеговине.

Дважды в ХХ в. сначала Российская империя, а затем Совет­ский Союз выступали за создание Балканской федерации. В начале столетия существовал российский проект формирования Балкан­ской федерации народов при участии Турции. Этот проект вновь был реанимирован после окончания Второй мировой войны, одна­ко в реальной действительности он был воплощен в федеративной Югославии.

За федерацию на Балканах выступали Иосип Броз-Тито (сын хорвата и словенки) и Иосиф Сталин (грузин, считавший себя рус­ским). Созданное Иосипом Броз-Тито (1892—1980) федеративное государство не только мирно просуществовало рекордный для ре­гиона срок (1945—1991), но и в нем было обеспечено высокое для социалистического лагеря качество жизни. Югославия была самой капиталистической из социалистических стран. Имя Тито навечно вошло в политическую историю континента наряду с другими вы­дающимися деятелями.

Успехов в социально-экономическом развитии удалось достиг­нуть, несмотря на существовавшие межэтнические проблемы между сербами и хорватами, боснийскими сербами и боснийскими мусуль­манами, косовскими сербами и албанцами и т.д. Наблюдалась зна­чительная территориальная дифференциация в уровне жизни. Среднедушевой доход в Словении был значительно выше, чем в Ма­кедонии и Косово. Преимущественно католические Словения и Хорватия больше ощущали чувство общности с Западом. Адриатиче­ские курорты Хорватии приносили значительную прибыль.

Согласно плану создания Балканской федерации в нее должны были входить Югославия, Болгария и Албания. Югославия оказы­вала аграрной Албании помощь специалистами и продовольствием, но отношения двух государств нельзя было назвать безоблачными. В 1948 г. были нарушены дружеские отношения между Югославией и Советским Союзом, стремившимся проводить свою политику бал­канской федерализации. На совещании коммунистических партий в Бухаресте было объявлено об исключении Югославии из своих рядов за великодержавность и попытки реставрации капитализма.

Как часто бывает в истории, это решение способствовало кон­солидации сербов и хорватов перед возможной попыткой Советско­го Союза восстановить свои позиции и расширению относительной открытости к Западу. Это временно сняло с повестки дня внутрен­ние национальные проблемы, тлевшие десятилетиями.

Последствия распада Югославии (балканских войн). До распада малой «империи» на Балканах — федеративной Югославии это бы­ла самая процветающая страна в регионе и предмет зависти для советских людей. Вспыхнувшие в конце ХХ в. балканские кон­фликты не только не решили местные проблемы, но превратили регион на долгие годы в зону международной политической и эко­номической нестабильности. За четыре балканские войны 1990-х го­дов было убито 250 тыс. человек и свыше 3 млн граждан стали бе­женцами. Войны нанесли огромный материальный ущерб, частично и полностью разрушили экономику Югославии, Боснии и Герцего­вины, Хорватии и Косово, на миллиарды долларов сократился их внутренний валовой продукт. Разрушена коммуникационная сеть в регионе, что нанесло огромный ущерб внешнеэкономическим связям балканских стран.

В результате балканских войн в Европе в конце XX в. Сербская Краина в Хорватии, где столетиями жили сербы-граничары, яв­ляющиеся пограничниками христианства, была стерта с лица земли. В общей сложности к концу 1990-х годов Хорватию покинуло око­ло 500 тыс. сербов. Ущерб от войны оценивается в 19 млрд. долл. США. Последующая Боснийская война, по мнению Хантингтона, является самым кровопролитным эпизодом в продолжающемся столк­новении цивилизаций.

Несмотря на подписанные Дейтонские соглашения (1995), линия раздела Боснии и Герцеговины на сербское и мусульмано-хорватское государство остается во многих местах спорной. Федерация Босния и Герцеговина (4,4 млн жителей), где официальные языки босний­ский, сербский и хорватский, существует преимущественно на бу­маге. В федерацию входят два государственных образования:

• Мусульмано-Хорватская Федерация (боснийцы и хорваты), столица Сараево;

• Республика Сербская (49% территории федерации, население более 1 млн чел.), столица Баня-Лука. После конфликтов из многонациональной территории стала моноэтнической — 95% сербы.

На Балканах отчетливо прослеживаются последствия исламизации Западной Европы. Западные христиане стоят на стороне местных ка­толиков и мусульман. Западные инвестиции идут преимущественно в Хорватию, а гуманитарная помощь оказывается преимущественно Му сульмано-Хорватской Федерации. В 2004 г. миротворческие си­лы НАТО заменены на миротворческие силы ЕС (ЕСФОР), что многие аналитики рассматривают как данайский подарок Европей­скому Союзу.

В феврале 2008 г. руководство сербской автономии Косово в од­ностороннем порядке объявило о независимости, что вызвало про­тесты Белграда. Этот автономный край в бывшей югославской рес­публике Сербия прежде имел статус автономной области (1945—1963), автономного края (1963—1969) Косово и Метохия (сокращенно Космет). Большую часть территории Косова занимают котловины Косово Поле и Метохия. Во время Второй мировой войны Муссо­лини присоединил Космет к Великой Албании. В социалистиче­ской Югославии последовательно проводилась политика на албанизацию Косова в надежде расширить Югославию за счет присоеди­нения Албании. Тито не думал о судьбе святынь сербской церкви в Косово, которые для коммуниста-атеиста ничего не значили. До начала распада Югославии в автономном крае Косово проживало

3 млн албанцев, выделявшихся относительно высоким уровнем жизни. Для Югославии всегда была характерна высокая безработи­ца, поэтому косовские албанцы в отличие от Албании имеют мно­голетние традиции гастарбайтерства.

В период распада Югославии косовары создали «Освободитель­ную армию Косова», провели многочисленные террористические операции против мирных граждан, в первую очередь сербов. Пред­ставленные сепаратистами якобы доказательства массовых расстре­лов косовских албанцев сербами послужили основой для агрессии НАТО против Сербии. При присутствии в Косово администрации ООН и воинских контингентов НАТО (сил КФОР) легализовались радикально-националистические и террористические силы, транс­формированные в местные полицейские формирования. Были уничтожены православные храмы на территориях, где в качестве миротворцев выступают западные христиане. Решение косовской проблемы будет иметь большие геополитические последствия для европейского континента, в том числе для будущего других непри­знанных республик на территории Восточной Европы.

Конфессиональная трансформация. Огромную роль в драматиче­ских событиях на Балканах играет религия. Здесь в качестве кон­фессиональных форпостов выступают сербская православная, хор­ватская католическая церкви и ислам, борющиеся за души южным славянам. Большую роль на Балканах имеют два монашеских орде­на. Орден иезуитов, созданный для борьбы с идеями Реформации, не выдает правосудию своих членов, что позволяло в прошлом уча­стникам геноцида скрываться за монастырскими стенами. Франци­сканский орден, проповедующий аскетизм и любовь к ближнему, имеет особое влияние в Далмации и Герцеговине. Францисканцы часто являлись виновниками кровопролитья в балканских войнах и кон­фликтах. Монахи ордена выступали на стороне усташей и прини­мали участие в репрессиях против православного населения. В 1465 г. турецкий султан Магомет даровал францисканскому ордену префе­ренции, освобождающие монастыри от податей на землю, а мона­хов — от подушного налога. Таким образом, этот монашеский ор­ден был выделен среди христиан.

Этноконфессиональные конфликты на Балканах трудно понять без истории секты «богомилов». В средневековой горной Боснии обосновалась фанатичная секта еретиков, называвшая себя богоми­лами, т.е. угодными Богу и верившими в равное могущество Бога и Дьявола. Антихристианское учение секты сыграло роковую роль в жизни региона, поддерживала сепаратизм местных феодалов и раз­жигала междоусобные конфликты. Это способствовало быстрому завоеванию Боснии турками и добровольному принятию ислама, носившему массовый характер.

Для искоренения богомильской ереси в XIII в. в Боснию-Гер- цеговину впервые проник францисканский орден. В настоящее время Орден является форпостом хорватов в Герцеговине. Во время Второй мировой войны Босния и Герцеговина стала ареной самой кровопролитной в европейской истории религиозной резни. В Гер­цеговине протекает самая кровавая река Европы со времен Средне­вековья (Неретва).

До конца не исследовано явление Девы Марии, произошедшее в Герцеговине через год после смерти маршала Тито, и влияние этого события на последующие балканские конфликты. В 1981 г. вблизи Междугорья молодым боснийским пастухам явилось виде­ние Девы Марии, которое «говорило» на хорватском языке. За ко­роткое время Междугорье стало местом поклонения для паломни­ков всего католического мира. А еще в этот же день через десять лет 25 июня была провозглашена независимость Хорватии. Абсо­лютно не исследовано использование технологии «Девы Марии» и роль католической церкви при осуществлении так называемой «оранжевой революции» на Украине.

После германской и итальянской оккупации Югославия в 1941 г. была разделена по национальному признаку на православную Сер­бию и католическое Независимое Хорватское Государство. Послед­ствия оказались самыми трагическими как для балканских народов, так и для оккупантов. Хорватские фашисты (усташи) проявили себя в бесчисленных массовых зверствах, уничтожении сербов и мусульман в лагерях смерти и расстрелах мирного населения. По сравнению с великохорватским национализмом османское иго выглядело как земной рай. В результате Германия получила невиданное по мас­штабам освободительное движение, сдерживающее значительные силы вермахта.

Победа коммунистов в Югославии являлась не результатом ос­вободительного движения против фашистской оккупации, а итогом гражданской войны. Воевали между собой не только хорваты и сер­бы, но сербы-коммунисты с сербами-четниками. Геноцид хорватов в отношении сербов гнал последних в партизанскую армию Тито. У хорватских католиков религия и национальное самосознание об­разовало взрывоопасную смесь невиданного насилия.

Этнонациональная трансформация. На Балканах на тройной конфессиональной границе (католической, православной и мусуль­манской) Австро-Венгрии, Сербии и Османской империи вскры­лись сербско-хорватский, боснийский, греко-албанский, сербско- албанский, венгро-румынский и другие исторические «швы». Последний вызов мусульманского Востока христианскому Западу пре­кратился в 1683 г. после безуспешной осады турками Вены. В нача­ле и конце ХХ в. Балканы вновь оказались в эпицентре противо­стояния. Балканские войны 1912—1913 гг. явились предвестниками Первой мировой войны. Если водораздел Первой Балканской вой­ны проходил между православными славянами и Османской импе­рией, то Вторая Балканская война была вызвана противоречиями между Болгарией и Сербией, а также Грецией, Румынией, Черного­рией и Турцией. В июне 1914 г. в Сараеве сербскими национали­стами был убит наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд, принимавший участие в военных маневрах в честь 525-й годовщины разгрома Сербии Турцией на Косовом Поле. Вряд ли кто мог предположить в тот летний день начало Первой миро­вой войны, унесшей 9,5 млн жизней.

В 1918 г. Югославия унаследовала территории и культуры от двух разных империй — Габсбургов и Османской, принадлежащих к разным цивилизациям. После Второй мировой войны Балканы находились в зоне геополитического влияния Советского Союза, с распадом которого возвращается из прошлого Восточный вопрос, а также «тень» советско-германского пакта Молотова—Риббентропа. Произошла дезинтеграция Югославии, и обнажился трехсотлетний исторический реликт — конфликт между православными и мусуль­манскими сербами в Боснии и между сербами и албанцами в Косо­во. Впервые за последние столетия Запад выступил на стороне му­сульман против православных. Акцию НАТО против Югославии поддержали, например, мусульманские Турция, Азербайджан и Ал­бания, а против выступила православная Греция.

Геополитическая трансформация на Балканах усилила этнона- циональную напряженность между венграми и сербами, румынами и венграми, венграми и словаками, македонцами и соседями. После распада Советского Союза и малой югославской «империи» на Бал­канах вновь появились сторонники Великой Сербии, Великой Хор­ватии, реставрации Великой Венгрии, Великой Албании, Великой Румынии, не говоря уже о создании Великой Турции (Турана).

По Трианонскому мирному договору 1920 г. Венгрия лишилась двух третей своей территории. Историческая область Трансильвания со смешанным населением перешла к Румынии, где проживает бо­лее 2 млн венгров. В Воеводине, входящей на правах автономии в состав Сербии, проживает 450 тыс. венгров, в Словакии — 600 тыс. и в Украинском Закарпатье — 200 тыс. венгров.

На протяжении первой половины двадцатого столетия Тран­сильвания трижды меняла юрисдикцию. В 1920 г. после окончания Первой мировой войны и распада Австро-Венгрии по Трианонско­му мирному договору регион был передан из Венгрии в Румынию. В 1940 г. Третий Рейх по-братски поделил Трансильванию между своими союзниками — Венгрией и Румынией. В «Великую Венг­рию» вошли также южная Словакия, части Воеводины и Подкар- патской Руси. После окончания Второй мировой войны Парижская мирная конференция 1946 г. вновь возвратила этот регион Румы­нии. Был подтвержден вердикт в отношении границ Венгрии Вер­сальской конференции, по которому Венгрия лишалась дух третей территории и населения. На отторгнутых от исторической Венгрии территориях более 30% населения составляли венгры.

Открытые архивные документы позволяют проследить эволюцию Москвы в отношении будущего региона до конференции в Париже. Советский Союз отдал предпочтение Румынии, как более значимой в геополитическом отношении страны, включая возможность соз­дания советских военно-воздушной и военно-морской базы в Кон­станце. Советский Союз не был заинтересован в создании сильной Венгрии, выступившей на стороне Германии против Советского Союза. Румыния так же была союзницей Третьего рейха и оккупи­ровала территорию Транснистрии, включая Одессу. Однако передаче Трансильвании Румынии предшествовал полный отказ Бухареста от своих претензий на Бессарабию и Северную Буковину. Рассматри­вались варианты выделения Трансильвании в особое государство, которое может создать с Венгрией и Румынией федерацию. Имелся вариант присоединения Трансильвании к Советскому Союзу по просьбе трудящихся. Известен эпизод с попыткой провозглашения советской власти в одном из округов Трансильвании и последую­щем присоединении к Украине, который был поддержан украин­ским руководством во главе с Хрущевым.

В Трансильвании с населенной венграми Тимишоары началась античаушесковская революция в Румынии. Однако в требованиях культурной и территориальной автономии трансильванских венгров румынские власти видят угрозу раскола страны по югославскому варианту.

В результате Первой Балканской войны 1912 г. была провоз­глашена независимость Албании. К концу века благодаря демогра­фическому фактору албанцы составили треть населения Македо­нии. До начала распада Югославии в автономном крае Косово проживало 1,3 млн албанцев, выделявшихся относительно высоким уровнем жизни. Современный албанский вопрос связан с преодо­лением комплекса второсортной балканской нации без ущемления сербской и македонской государственности.

Существуют проблемы в румыно-болгарских отношениях. Ис­торическая область Добруджа, расположенная между нижним тече­нием Дуная и побережьем Черного моря, часто становилась ареной международных споров. Российская империя, а затем Советский Союз на протяжении веков не оставляли попыток «броска на юг» к вратам Константинополя и создания геополитического моста на Балканах, неоднократно выступали за передачу Добруджи Болга­рии, которая кроме того должна была получить выход к Эгейскому морю. В частности, об этом свидетельствуют германо-советские отношения 1939—1941 гг. В Румынии имеются сторонники при­соединения Северной Буковины и Бессарабии.

После распада Югославии на Балканах возникла потенциальная опасность болгарско-сербского конфликта. Берлинский конгресс 1878 г., признавший независимость Сербии, включил в ее границы земли, на которые претендовала Болгария. В Болгарии активизирует­ся промусульманское движение. Тюркоязычные болгары-мусульмане, или помаки, не порывавшие связи с болгарской православной общи­ной, после балканского похода российских войск и освобождения Болгарии от турецкого ига были выселены в южные районы Восточ­ной Румелии. Ныне помаки проживают преимущественно на юге в сельской местности и в Кырджали — болгарском Сараеве.

Хотя на политической карте давно нет Османской империи, Балка­ны осознаются в турецком обществе как часть потерянной родины, что обусловливает интерес к балканским мусульманам — помакам и боснякам. В Турции популярна идея возвращения на Балканы с по­мощью расширения экономической экспансии. Турецкие товары доминируют на большинстве местных рынках, где раньше в основ­ном была представлена продукция из стран — членов СЭВ. Симво­лично, что на Международной выставке-ярмарке в Пловдиве быв­ший советский павильон заняли турецкие фирмы.

После провозглашения независимости Черногории оказалась разделенной территория, заселенная преимущественно боснийцами- мусульманами, территория исторической области Санджак (центр Нови Пазар). В прошлом Санджак являлся коридором, соединяв­шим Османскую империю с Боснией и Герцоговиной. Он располо­жен в пограничных территориях Сербии и Черногории, граничит с Косово и Боснией и Герцеговиной. Санджак был отделен от Бос­нии в 1878 г., а в 1912 г. оккупирован Сербией и Черногорией, по­терял автономию в 1918 г. В 1945 г. он разделен между Сербией и Черногорией. Площадь региона 8,7 тыс. км2, население 530 тыс. человек, из них 53% босняки-мусульмане, остальные сербы, черно­горцы и албанцы. Местное Мусульманское собрание с 1991 г. вы­ступает за автономию Санджака.

После распада Югославии было провозглашено новое незави­симое государство Македония, где переплетаются интересы албан­цев, болгар, сербов и греков. Македония не только новое государ­ство, но и одноименная историческая область в Греции, поэтому Афины выступают против использования этого названия государст­вом Македония. Не случайно во многих официальных международных документах пишут «Бывшая Югославская республика Македония».

Древняя Македония Александра Македонского была сверхдер­жавой античного мира. В дальнейшем Македония со смешанным греко-фракийским населением была завоевана Римской империей. Во время Великого переселения народов здесь появились славяне, а затем тюркская орда болгар во главе с ханом Аспарухом. Болгары создали здесь государство и смешались с местным славянским на­селением и, восприняв их язык, сохранили только свое имя. Маке­донские земли в результате длительных войн были поделены между Византией и Болгарией. После христианизации Македония стала центром славянского просвещения и культуры (Кирилл и Мефо- дий, Климент Охридский и др.). Под властью турок только часть славянского населения приняла ислам и стала называться помака- ми. Славянское население, говорящее на западноболгарском диа­лекте, стало со временем называться македонцами. Поэтому впо­следствии болгарские националисты стали считать македонцев за­падными болгарами. В Македонии проживало много турок, а также болгары, сербы и греки. Языком межнационального общения был греческий язык, на котором велось богослужение в православных храмах. В 1870 г. македонская церковь вышла из-под юрисдикции Константинопольского (греческого) патриархата.

В Юго-Восточной Европе вскрылись старые политические, этни­ческие и экономические швы. После утраты советского геополитиче­ского влияния на Балканах сюда перебросились этнонациональные и этноконфессиональные конфликты с Ближнего Востока. После рас­пада Советского Союза через Бессарабию прошли государственные границы Украины и Молдовы. Игнорирование исторических социо­культурных рубежей в Молдавии сторонниками объединения с этни­чески близкой Румынией привели к расколу страны и провозглаше­нию непризнанной Приднестровской республики. Становление мол­давской государственности осложняется внутренними этнонацио- нальными рубежами славянского, тюркского и романского народов, где молдаване тяготеют к румынам, тюрки-гагаузы — к светской Турции, а русские и украинцы— к восточнославянскому миру.

Приднестровская республика рассматривается местной властью как геополитический форпост России на Балканах. Молдова инте­ресует некоторых западных политиков как возможный плацдарм НАТО в Юго-Восточной Европе. Гагаузская проблема, обостренная социально-экономическими, социокультурными и экологическими факторами, проявилась в борьбе за автономию. В 1989 г. на поли­тической карте Молдовы появилась самопровозглашенная Гагауз­ская республика. В декабре 1994 г. Гагаузия-Ерли получила особый статус автономии от парламента Молдовы и право на самоопреде­ление в случае, если произойдет объединение Кишинева с Румыни­ей. В перспективе в Юго-Восточной Европе вероятно создание му­сульманских мини-государств — форпостов для выхода к гагаузам Молдовы и крымским татарам. Этому способствует дезинтеграция южных и восточных славян и отсутствие их согласованной стратегии.

В геополитическом пространстве Юго-Восточной Европы ос­лабли позиции России, сохранившей лишь геоэкономическое при­сутствие (международный газопровод), и возрастает стремление Румынии при благоприятных обстоятельствах претендовать на роль региональной державы. Во-первых, в этом заинтересована Цент­ральная и Западная Европа, рассматривающая Румынию в качестве важного звена коммуникационного моста в Черноморье. Во-вторых, впервые освободившись за последнее столетие от угрозы отторже­ния причерноморской Добруджи, через которую проходил стратеги­ческий сухопутный коридор Российской империи, а затем Совет­ского Союза на Стамбул, Румыния будет стремиться усилить свое присутствие на опасном геополитическом направлении. Поэтому создание Великой Румынии на основе воссоединения с Молдавией все­гда будет находить сторонников среди политической элиты страны.

Геоэкономическая трансформация. Программа ООН, рассчиты­вающая индексы человеческого развития, опубликовала в 2008 г. следующие рейтинги бывших югославских республик:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: