глобализирующегося мира

Республика Беларусь - одно из немногих государств, про­водящих действительно независимую внешнюю политику. Она признана 183 странами мира, со 157 из них установлены дипломатические отношения. Беларусь является участни­ком более 70 международных организаций: Восточное парт­нерство, ООН и ее специализированные учреждения, Организация но безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Евроатлантического партнерства, Центрально-европейская инициатива, Движение неприсоединения, СНГ, Евроазийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), организа­ция Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Единое экономическое пространство и др. В 1993 г. подала заявку на прием в Совет Европы. Договорно-правовая база Беларуси с зарубежными странами и международными организация­ми включает в себя более 2700 международных соглашений. Приоритетными задачами внешней политики республики являются защита суверенитета, независимости, территори­альной целостности государства, обеспечение роста благосо­стояния народа. В этих целях реализуются Концепция на­циональной безопасности и Военная доктрина Республики Беларусь, Концепция строительства и развития Вооружен­ных Сил до 2020 г. и др. Осуществляется военное сотруд­ничество с Российской Федерацией (организована совмест­ная охрана внешних границ Союзного государства, создана Единая региональная система противовоздушной обороны и др.). Беларусь проводит миролюбивую политику, никому не угрожает, не участвует в вооруженных конфликтах, явля­ется безъядерным государством.

Республика Беларусь проводит многовекторную и сбалан­сированную внешнюю политику. Основные приоритеты госу­дарства во внешней политике определяются национальными интересами страны. Приоритетными направлениями внеш­ней политики белорусского государства являются: развитие взаимовыгодных отношений с Российской Федерацией; раз­витие стабильных отношений с Советом Европы и Европей­ским союзом; поддержка и развитие дружеских отношений с соседними странами; укрепление сотрудничества со страна­ми СНГ; установление равноправных отношений с США; развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами Азии, арабского мира, Африки, Латинской Америки; содействие укреплению консолидирующей роли ООН; развитие неконфронтационногосотрудничества с НАТО; развитие многосто­роннего сотрудничества по вопросам международной безо­пасности и разоружения; обеспечение международной под­держки в преодолении последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС; сотрудничество в области искоренения бед­ности, борьбы с международным терроризмом, нелегальной миграцией, торговлей людьми, наркобизнесом; активное участие в продвижении основных инициатив Движения неп­рисоединения.

Внешняя политика Республики Беларусь прагматична, экономизирована, направлена на содействие развитию оте­чественной экономики, ее интеграции в систему мирохозяй­ственных связей, вхождение страны в ВТО, снижение ее уяз­вимости от кризисных явлений. Стоит задача диверсифици­ровать внешние экономические связи, расширить географию экспорта, более широко привлекать внешние инвестиции в экономику страны, концентрировать усилия на наращива­ние экспортного потенциала. Более 940 видов товаров (70 % всего производимого в республике) предназначено на эк­спорт.

Главным внешнеполитическим и торговым партнером Рес­публики Беларусь является Российская Федерация, сотрудни­чество с которой имеет стратегическое значение. В 1999 г. между Россией и Беларусью подписан Договор о создании Союзного государства, в рамках которого оба государства сохраняют свой суверенитет и являются полноправными субъектами международных отношений. Государства завер­шают работу по созданию единого экономического простран­ства, обеспечению свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равных условий и гарантий для деятельности хозяйственных субъектов, равных прав граж­дан двух стран. По итогам 2008 г. объем товарооборота Бела­руси и России составил 35 млрд. дол. США. На долю России приходится 47,2 % всего объема внешней торговли Респуб­лики Беларусь, 100 % — импортируемых топливно-энергети­ческих ресурсов; 80 % производимой промышленной продук­ции полностью зависит от получаемых из России сырья, мате­риалов, комплектующих, запчастей.

Сформированы и действуют Высший Государственный Совет, Совет Министров, Постоянный Комитет Союзного го­сударства, образованы Пограничный и Таможенный комите­ты. Наработана значительная нормативно-правовая база, включающая межгосударственные и межправительственный договоры и позволяющая взаимодействовать практически по всем направлениям сотрудничества, в том числе в области внешней и оборонной политики. Реализуются совместные белорусско-российские программы за счет средств союзного бюджета. Стоит задача принятия Конституционного Акта (Конституции) Союзного государства.

Во взаимоотношениях с Советом Европы и Евросоюзом Беларусь направляет усилия на создание общеевропейской системы безопасности, обеспечение своего активного учас­тия в общеевропейских делах со статусом равноправного участника. Республика участвует в европейской программе «Восточное партнерство», готова исполнять роль связующе­го звена между Востоком и Западом. Выстраивает свои отно­шения с Европой на принципах равноправия, взаимоуваже­ния и обоюдной выгоды.

Евросоюз является вторым после России внешнеэкономи­ческим партнером Беларуси, на долю которого в 2008 г. при­ходилось 43,2 % товарооборота, что составляет 23 млрд. дол. США. Основными торговыми партнерами республики среди стран ЕС являются Нидерланды, Германия, Польша, Вели­кобритания, Латвия, Италия, Литва. Торговля с государст­вами Европы (сальдо для Беларуси сложилось положитель­ное) служит одним из источников поступления в страну твердой валюты, высоких технологий и кредитно-инвестиционных ресурсов.

Внешнеполитический курс в отношениях с соседними го­сударствами базируется на безусловном взаимном призна­нии нерушимости границ, формировании «пояса добрососед­ства», направлен на обеспечение политической, военной, экономической, экологической, культурной и информаци­онной безопасности, сотрудничества и стабильности во взаи­моотношениях Беларуси с государствами Центральной и Восточной Европы, странами Балтии и Украиной.

Важнейшим направлением многовекторной политики яв­ляется сотрудничество белорусского государства со страна­ми СНГ. Республика Беларусь выступает за превращение Содружества в региональную организацию с высоким уров­нем экономической и политической интеграции, а также за повышение эффективности деятельности его органов, их ре­организацию с целью оперативного принятия решений и соз­дания действенного механизма контроля за исполнением принимаемых решений. Много усилий приложила при при­нятии Стратегии экономического развития Содружества до 2020 г.

Сотрудничество со странами СНГ в рамках ЕврАзЭС (Бе­ларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Уз­бекистан) заключается в создании единого экономического пространства, Таможенного союза, Антикризисного фонда, Центра высоких технологий. Предстоит сформировать еди­ные транспортные, энергетические и информационные си­стемы, повысить уровень жизни народов посредством эффек­тивного использования экономических потенциалов госу­дарств-участников, координации внешней политики, сов­местной охраны внешних границ.

Основной задачей сотрудничества со странами СНГ в рам­ках ОДКБ (в состав военно-политической организации вхо­дят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан) является создание развитой системы коллек­тивной безопасности, коллективных сил оперативного реа­гирования, согласование и координация внешнеполитиче­ских позиций и действий на международной арене, оказание помощи, включая военную, государству-участнику в случае совершения против него акта агрессии.

Республика Беларусь готова к нормализации политиче­ских отношений с США на равноправной основе, переводу двухсторонних отношений в русло взаимного уважения, конструктивного диалога и взаимовыгодного сотрудниче­ства.

Важным для республики в политическом и экономичес­ком плане является сотрудничество с государствами Азии, Африки и Латинской Америки. У этих государств сходные с Беларусью политические позиции и подходы к основопола­гающим принципам современного мироустройства. Они яв­ляются для республики перспективными рынками сбыта, потенциальными инвесторами; на их долю приходятся ос­новные запасы полезных ископаемых и энергоносителей; здесь проживает абсолютное большинство населения пла­неты.

Беларусь сумела прочно закрепиться на рынках боль­шинства стран Азии. Наиболее динамично весь комплекс двухсторонних связей развивается с Китаем, Вьетнамом, Индией, Японией, Республикой Корея. Многие восточноазиатские страны поддерживают получение Беларусью статуса страны-партнера в Шанхайской организации сотрудничества.

Определенные успехи достигнуты в заполнении своей ни­ши на рынках труда, капитала и услуг стран Африки и Ближнего Востока. Значительным потенциалом для расши­рения сотрудничества обладают Египет, Иран, Сирия, ЮАР, с которыми у республики сложился наиболее высокий уро­вень отношений.

Республика выходит на качественно новый уровень тор­гово-экономических связей с Турцией и странами Персидско­го залива: ОАЭ, Палестиной, Кувейтом, Ливией, Катаром.

Латиноамериканский вектор во внешней политике Рес­публики Беларусь важен с точки зрения интеграции в миро­вые торгово-хозяйственные связи, сбыта продукции, источ­ника сырья и материалов. В 2008 г. белорусский экспорт в Латинскую Америку увеличился втрое. Важными рынками сбыта белорусской продукции являются Куба, Мексика, Ве­несуэла, Колумбия, Чили. Планомерно развиваются эконо­мические связи с Гондурасом, Эквадором, Никарагуа, Пана­мой, Сальвадором, Перу. Основная цель Беларуси в латино­американском регионе — дополнение торгово-экономичес­ких связей со странами региона расширением многоуровне­вых политических контактов.

Являясь государством — учредителем ООН, Беларусь выступает за ее реформирование и прилагает усилия по по­вышению роли, авторитета, независимости и эффективности ее деятельности.

Беларусь придает должное значение развитию неконфронтационного, стабильного сотрудничества, установлению по­литического диалога с НАТО исходя из общепризнанных принципов международного права. Позиция государства в связи с расширением НАТО состоит в том, что оно не имеет серьезных геополитических оснований, не должно происхо­дить в ущерб безопасности других, особенно сопредельных стран. Три из пяти граничащих с Беларусью государств в настоящее время являются членами НАТО.

Сегодня Республика Беларусь - полноправный и актив­ный член мирового сообщества, сторонник построения ново­го стабильного и благополучного мирового порядка на прин­ципах многополярности, реального равноправия и взаимно­го уважения всех государств.

Тест

1. Выделите основные функции внешней политики:

а) охранительная; г) торгово-организаторская;

б) информационная; д) установление мирового господства

в) идеологическая;.

2. Соотнесите средства и методы внешней политики с их содержанием:

1) политические а) экономическая и финансовая помощь государства;

2)информационные б) визиты и переговоры, совещания и встречи, заключение международ­ных договоров;

3)экономические в) наличие боеготовой и боеспособной армии;

4) военные г) формирование международного престижа государства.

3. К официальным субъектам международных отношений
не относятся:

а) правительственные организации;

б) неправительственные организации;

в) конкретные личности и индивиды;

г) террористические организации.

4. Соотнесите понятие и его характеристику:

1) международные отношения а) деятельность и взаимодействие

официальных субъектов по выражению

и защите национальных интересов

государства на международной арене;

2) внешняя политика б) официальная деятельность институтов

государства по осуществлению внешней

политики мирными средствами;

3) национальные интересы в) совокупность комплексных связей и

отношений между странами и народами

при реализации их интересов и целей;

4) дипломатия г) адекватность внешней политики госу-

дарства потребностям общества.

5. Термин «геополитика» ввел в научный оборот:

а) Ф. Ратцель; в) А. Мэхэн;

б) Р. Челлен; г) X. Маккиндер.

6. Предметом геополитики является исследование следую­щих закономерностей:

а) влияния геополитических факторов на внешнюю по­литику и международные отношения государств;

б) воздействия внешней политики и международных от­
ношений на геополитические факторы.

7. В наибольшей степени практическое значение геополити­ки выражает функция:

а) познавательная; в) идеологическая;

б) прогностическая; г) управленческая.

8. Основными направлениями внешней политики Республи­ки Беларусь являются:

а) развитие взаимовыгодных отношений с Россией;

б) развитие стабильных отношений с Советом Европы и
Евросоюзом;

в) укрепление сотрудничества со странами СНГ;

г) замораживание отношений с США;

д) развитие сотрудничества со странами Азии, Африки,
Латинской Америки.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте понятие международных отноше­ний, их структуру, виды, принципы.

2. Назовите субъекты международных отношений.

3. Каковы основные тенденции в развитии международ­ных отношений?

4. Дайте характеристику внешней политике: целям, фун­кциям, средствам, субъектам.

5. Что такое геополитика: понятие, предмет исследова­ния, функции?

6. Приведите основные геополитические факторы.

7. Назовите создателей геополитики и их основные воз­зрения.

8. Охарактеризуйте геополитическое положение Республики Беларусь.

9. Дать характеристику внешней политики Республики Беларусь

Литература

1. Благополучие родной земли — дело всех и каждого. Посла­ние Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорус­скому народу и Национальному собранию // Сов. Белорус­сия. — 2009. - 24 аир.

2. Вопросы международных отношений и внешней политики Республики Беларусь: материалы VI круглого стола «Белорус­ско-российские отношения в современном международном кон­тексте» и цикла семинаров «Актуальные вопросы международ­ных отношений и внешней политики Республики Беларусь». Минск, 2004.

3. Глубокий, С.13. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие / СВ. Глубокий, А.Ф. Зубрицкий, А.В. Герце. — Минск, 2006.

4. Есин, P.O. Европа регионов: от идеи к воплощению (основ­ные аспекты) / P.O. Есин; науч. ред. СВ. Решетников. — Минск, 2006.

5. Ломов, СА. Геополитические аспекты национальной безо­пасности Республики Беларусь в условиях глобализации / С.А. Ломов. - Минск, 2007.

6. Сирота, Н.М. Геополитика: краткий курс / Н.М. Сиро­та. — СПб., 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: