Международные отношения и внешняя политика государств

Свойственное государствам и народам стремление к бла­госостоянию побуждает их распространять свое влияние и за пределами своей территории − в международных отно­шениях, так и во внешней политике.

Международные отношения (МО) — авторство в изобрете­нии термина принадлежит И. Бентаму — особый род обще­ственных отношений, складывающихся как результат взаи­модействия разных народов по реализации их интересов и целей за пределами государственных границ. Международ­ные политические отношения — это отношения между стра­нами и народами по поводу их положения в системе мировых связей, мировом сообществе.

В отечественной и российской политологии международ­ные отношения определяются как совокупность идеологи­ческих, политических, экономических, социальных, дипло­матических, правовых, военных, гуманитарных, иных свя­зей и взаимоотношений, складывающихся между странами и народами при реализации их интересов и целей на мировой арене.

Виды международных отношений делятся по сферам об­щественной жизни на идеологические, политические, эконо­мические, социальные, научно-технические, культурные, военно-стратегические и др.; на основе взаимодействующих участников на межгосударственные, межпартийные, от­ношения между различными международными организа­циями, отдельными социальными группами, производствен­ными коллективами и др.

На основе геополитического критерия выделяют такие виды международных отношений, как глобальные (общепланетарные), региональные (европейские, азиатские и т.п.), субрегиональные (например, взаимоотношения стран Кариб­ского бассейна) и двухсторонние.

С точки зрения напряженности международные отноше­ния бывают стабильными и нестабильными, равноправными и неравноправными, основанными на содружестве или кон­фликте, доверии или вражде. В зависимости от взаимодей­ствий государств друг с другом выделяют три вида междуна­родных отношений — отношения, основанные на балансе сил, с одной стороны, и на балансе интересов с другой, и переходные отношения, характерные для бывших стран третьего мира.

Основные принципы МО зафиксированы в Уставе ООН и других общепризнанных международных документах (дек­ларациях, конвенциях, пактах): принцип суверенного ра­венства государств; принцип невмешательств во внутренние дела друг друга; принцип неприменения силы и угрозы си­лой; принцип мирного разрешения международных споров и конфликтов; принцип нерушимости границ и территориаль­ной целостности государств; принцип равноправия и самооп­ределения народов; принцип всеобщего уважения прав чело­века.

Структуру международных отношений можно предста­вить в виде трех составляющих: субъекты международных отношений, объекты международных отношений, норматив­но-правовая база, на основе которой строятся отношения между субъектами.

Главными субъектами международных отношений на государственном уровне являются:

• национальные (суверенные) государства и союзы, коа­лиции, межгосударственные объединения, системы госу­дарств (например, Евросоюз, СНГ, Союз Беларуси и России и др.);

• международные правительственные и межправитель­ственные организации (их более 250): универсальные (ООН), межрегиональные и региональные (Совет Европы, ОБСЕ, ЕврАзЭС и др.), специализированные (Евроатом, Всемир­ная торговая организация, Международный валютный фонд и др.);

• военно-политические союзы и блоки (НАТО и др.).

Участниками международных отношений на негосудар­ственном уровне выступают:

• международные неправительственные организации (их более 22,5 тыс.), в том числе имеющие статус и функции ми­ровых, многонациональных институтов (Всемирная федера­ция профсоюзов, Всемирная федерация демократической мо­лодежи, Мировой Совет женщин, Международный Красный Крест, Международная федерация но правам человека и др.), и международные неправительственные организации со ста­тусом и функциями национальных, внутренних институтов (Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО, Общество бело­русов мира «Бацькаўшчына», Белорусское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами, Союз поляков Беларуси. Организация освобождения Палестины и др.);

• международные производственные, финансовые, про­фессиональные и иные ассоциации, общества, движения и объединения (ТНК, организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), движение «АнтиНАТО», Ассоциация Европейских университетов, ФИФА, Международная ассоциация полити­ческой науки, Международный фестиваль искусств «Сла­вянский базар в Витебске», города-побратимы и др.);

• конкретные личности и индивиды (исторические, по­литические деятели, занимавшие или занимающие руково­дящие должности в политической системе общества; лично­сти, которые своей деятельностью и выдвинутыми ими идея­ми оказали заметное влияние на развитие международных отношений, например лауреаты Нобелевской премии мира, религиозные деятели), рядовые граждане.

Объектами международных отношений являются миро­вое сообщество в целом, его проблемы и пути их решения я также цели и интересы, которые складываются между участ­никами во всех видах международных отношений. Именно интересы в глобализирующемся мире объединяют или разъе­диняют народы и государства, заставляют их сотрудничать или конфликтовать.

Международные отношения своими чертами и особенно­стями отличаются от других общественных взаимосвязей.

Несмотря на то, что международные отношения распро­страняются на все сферы жизни, они выступают прежде все­го как отношения политические.

В системе международных отношений отсутствует единое ядро власти и управления, не существует единого легитим­ного центра принуждения. Международная политическая жизнь полицентрична, децентрализована. Решения подав­ляющей массы международных институтов имеют характер рекомендаций и юридически не обязательны для их членов.

Следует отметить и такую особенность международных отношений, как их стихийность и возрастание на современ­ном этапе роли их негосударственных участников.

Поведение государств на мировой арене зависит от фор­мируемой ими международной системы. Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом. В политической науке широ­ко известны биполярная, мультиполярная, равновесная, им­перская международные системы. В биполярной системе МО господствуют два наиболее мощных государства (например, США и СССР). Это система МО с двумя центрами силы. Если же сопоставимой с ними мощи достигают другие державы, то система трансформируется в мультиполярную. В равно­весной системе, или системе баланса сил, несколько круп­ных государств сохраняют примерно одинаковое влияние на ход событий, взаимно обуздывая чрезмерные претензии друг друга. Наконец, в системе МО имперского тина господствует единственная сверхдержава, далеко опережающая все ос­тальные государства своей совокупной мощью (размерами территории, уровнем вооружений, экономическим потенци­алом, запасом природных ресурсов и т.п.).

В начале XX в. мир был дополярным (равновесная систе­ма), до Второй мировой войны — четырехполярным (муль­типолярная система), после Второй мировой войны в тече­ние 45 лет (до 1989 г.) биполярным (двухполюсным). С 1990-х гг. мир явно стал монополярным, сложилась меж­дународная система имперского тина. США превратились в самую могущественную державу на планете.

Система международных отношений находится в посто­янном сложном и противоречивом развитии. Основные тен­денции и закономерности современных международных от­ношений:

1) рост взаимозависимости государств и народов, станов­ление единого целостного мира. Это проявляется в интернационализации, интеграции, глобализации национальных эко­номических, социальных, политических, культурных, ин­формационных и иных процессов, превращении междуна­родных отношений в подлинно всемирные отношения;

2) рост интеграционных процессов в мире осуществляет­ся при одновременном пробуждении и развитии националь­ного самосознания народов. Построение гуманного миропо­рядка разворачивается в направлении обеспечения каждому народу права свободного выбора пути своего развития;

3) усложнение международных отношений. Увеличение количества и многообразие негосударственных участников международных взаимодействий выводят МО из-под контро­ля государств, они становятся менее стабильными, предска­зуемыми и управляемыми;

4) выдвижение в центр международных отношений гло­бальных проблем, повышение роли субъектов МО в их реше­нии;

5) наличие объективных возможностей и предпосылок для регулирования МО на основе общепризнанных принци­пов и норм международного права. Современные междуна­родные отношения развиваются в направлении их демокра­тизации и гуманизации;

6) трансформационный, переходный характер современ­ных международных отношений, становление новых между­народного порядка, мироустройства, системы международ­ных отношений.

Большинство стран мира исходят из убеждения, что ми­ропорядок XXI в. должен основываться на механизмах кол­лективного решения ключевых проблем, реальном равноп­равии всех субъектов МО, взаимном уважении и сотрудни­честве. В создании нового миропорядка ставка делается на многополюсный вариант развития МО. Тенденция преодоле­ния деструктивной однополярности мира набирает силу. Монополярный мир неизбежно будет сбалансирован.

Внешняя политика государства во многом определяет ха­рактер международных отношений. Она регулирует отноше­ния данного государства с другими государствами и народа­ми, обеспечивает реализацию их потребностей и интересов на международной арене. Таким образом, внешняя полити­ка — это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего народа выражать и за­щищать его национальные интересы на международной аре­не, избирать адекватные средства и методы их реализации.

Что же такое национальные интересы? Данный термин в научный оборот ввел американский политолог Ганс Моргентау (1904-1982). Он относил его не к «нации-этносу», а к «нации-государству». Обеспечение национального интереса составляет цель внешней политики любого государства, вхо­дит в его основную функцию.

Национальный интерес есть выражение ключевых пот­ребностей народа в выживании и разностороннем развитии, реализация которых позволяет ему занять достойное место в мировом сообществе. Все цивилизованные страны своими национальными приоритетами считают обеспечение безо­пасности, суверенитета, территориальной целостности, соз­дание благоприятных внешних условий для развития, повы­шение материального и духовного уровня жизни населения, защиту определенных политических, экономических и иных позиций в мировом сообществе.

Следовательно, национальный интерес есть адекватность внешней политики государства потребностям общества, поэ­тому внешняя политика - это сфера столкновений, кон­фликтов и примирений национальных интересов различных государств. Внешнеполитическая деятельность может выра­жать, не выражать или неадекватно выражать националь­ные интересы.

Внешняя политика выполняет общие для всех государств функции: охранительную, представительно-информацион­ную, идеологическую, координации усилий государств по решению глобальных проблем, торгово-организаторскую.

Охранительная функция внешней политики направлена на обеспечение безопасности, территориальной целостности, суверенитета страны, защиту прав и интересов государства и его граждан в международных делах.

Представительно-информационная (переговорная) функ­ция заключается в деятельности представительных органови институтов государства за рубежом но формированию меж­дународного общественного мнения, оказанию влияния на политические круги тех или иных стран, изучению внешне­политических процессов, накоплению и обработке достоверной информации о состоянии международных дел, ее анали­зу, доведению данной информации до своего правительства с выдачей конкретных рекомендаций.

Идеологическая функция внешней политики состоит в пропаганде на международной арене философских, полити­ческих, экономических, социальных и других националь­ных ценностей и преимуществ общественной системы и об­раза жизни конкретного государства.

Одной из специфических функций внешней политики яв­ляется координация усилий государств по решению многих сложных проблем, имеющих общечеловеческий, глобаль­ный характер.

Торгово-организаторская функция внешней политики на­правлена на повышение международной конкурентоспособ­ности отечественного производства, расширение экспорта товаров, поиск выгодных займов и инвестиций, торговых сделок, контрактов, создание других благоприятных внеш­неполитических условий для эффективного функционирова­ния национальной экономики.

Внешнеполитическая деятельность по достижению по­ставленных целей реализуется с помощью целого комплекса средств и методов: информационно-пропагандистских, по­литико-дипломатических, экономических, военных.

Средства массовой информации играют важную роль в усилении международных позиций государства, помогают укреплять его безопасность, способствуют обеспечению дове­рия со стороны союзников и возможных партнеров, получе­нию материальной и моральной поддержки с их стороны в критические моменты. Они формируют у международной об­щественности чувства симпатии и дружелюбия по отноше­нию к одним государствам, а в случае необходимости — гнев, осуждение (и т.п.) по отношению к другим.

Пропагандистские средства внешней политики исполь­зуются также с целью завуалировать истинные интересы и намерения государства на международной арене. Примеров тому история знает множество.

Важнейшим политическим средством внешней полити­ки является дипломатия — официальная деятельность долж­ностных лиц и институтов государства (служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств) по осуществлению внешней политики за рубежом. Это искус­ство разрешения международных проблем мирными сред­ствами.

Экономические средства внешней политики подразумева­ют использование экономического потенциала данной страны для достижения внешнеполитических целей. Государства, об­ладающие сильной экономикой, финансовой мощью, имеют и прочные международные позиции. Эффективными экономи­ческими средствами внешней политики являются эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле, предо­ставление лицензий, инвестиций, кредитов, займов, другой экономической помощи или отказ от ее предоставления.

Военными средствами внешней политики принято счи­тать военную мощь государства, которая включает в себя на­личие армии с учетом ее численности, качества вооружения, боеготовности, морального состояния, наличия военных баз, ядерного оружия. От уровня обороноспособности зависит по­ложение любой страны на международной арене.

Официальными субъектами внешней политики являют­ся государства в лице их представительных учреждений (парламентов), исполнительно-распорядительных органов (пра­вительств), а также должностных лиц: глав государств, пар­ламентов, правительств. Все они избираются непосредствен­но народом (прямым или непрямым голосованием) и таким образом получают право на определение, формирование и проведение внешней политики от его имени. Выборность субъектов позволяет большинству граждан влиять на качест­во внешней политики, ее направленность,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: