ЕЛЕНА ЯНУШКО
Игры с аутичным ребенком
Установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия
Практическое пособие для психологов, педагогови родителей изданиеосуществлено в рамках проекта Центра лечебнойпедагогики Реализация прав детей с нарушениями развития на образование и достойную жизнь в России, финансируемого Диаконичоской службой Евангелической церкви Германии
Теревинф
Москва 2004
ББК 88.37
Я65
Я65 Янушко Е.А.
Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.— (Особый ребенок).
ISBN 5-901599-21-7
Рисунки автора
Книга посвящена раннему детскому аутизму, В нейописаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичнымребенком, выявить унего подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу поих преодолению, в целом помогают ребенкустать более активным в его познании мира. Намечены пути развития сюжотно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия.
|
|
Практические советы, обращенные к близким аутичного ребенка, объясняют как оптимально организовать его режим дня и быт, создать необходимые условия для игр и занятий. Рекомендации педагогам и психологам, которые работают с аутичными детьми, предлагают варианты действий в сложных ситуациях. Также намечены пути достижения взаимопонимания и взаимодействия между специалистами и семьей аутичного ребенка. Наконец, в книге представлена информация об организациях, оказывающих помощь аутичным детям, и ресурсы Интернет, посвященные этой проблеме.
В отличие от существующих изданий по этой теме, книга является не теоретическим изложением, а прикладным пособием. Материал намеренно изложен кратко и в популярной форме, снабжен множеством примеров из опыта работы. «Игры с аутичным ребенком» может стать настольной книгой как для специалистов, так и для близких аутичного ребенка.
© Янушко Е.А., 2004
© Теревинф, оформление, 2004
оглавление
от автора _ 5
СИНДРОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА
Введение в проблему _ 7
Миф об аутизме, или этические аспекты проблемы _ 8
Люди с аутизмом, государство и общество,
или социальные аспекты проблемы _ 9
Научные исследования по проблеме,
подготовка специалистов _ 9
Вопросы диагностики, коррекции и образования _ 10
Координация работы специалистов и семьи _ 11
Общие требования _ 11
Пожелания родителям_ 12
Пожелания педагогам и психологам _ 12
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА
Организация пространственной среды _ 14
|
|
Жизненное пространство аутичного ребенка _ 14
Детская комната _ 14
Пространство квартиры _ 16
Ближайшее социальноеокружение _ 16
Дальние прогулки_ 18
Организация времени _ 20
Режим дня ребенка_ 20
Формированиевременных представлений _ 21
Бытовые ритуалы _ 23
Создание информационных и других фильтров _ 26