Потребность обмена регистрационными данными между госу-
дарствами СНГ привела к подписанию 24 апреля 1992 г. в
г. Алма-Ате «Соглашения о взаимодействии МВД Союза Незави-
симых Государств в сфере борьбы с преступностью». На этом
основании, а также в соответствии с межгосударственным «Со-
глашением между министерствами внутренних дел в сфере об-
мена информацией» от 3 августа 1992 г., подписанным в Чолпон-
Ате (Кыргызстан), был создан межгосударственный информаци-
онный банк. Учету в нем подлежат такие объекты:
1. Осужденные граждане, которые в соответствии с норматив-
ными актами сторон подлежат межгосударственному учету; особо
опасные рецидивисты; уголовные авторитеты, организаторы пре-
ступных групп; преступники-гастролеры; привлекающиеся к от-
ветственности за совершение половых преступлений с особой
жестокостью, за хищение культурных, исторических ценностей,
антиквариата, а также за изготовление, транспортировку, сбыт и
хищение наркотиков в крупных размерах; судимые за тяжкие пре-
|
|
ступления, имеющие характерные отличительные признаки;
скрывающиеся от следствия и суда; пропавшие без вести; неопо-
знанные трупы; неизвестные больные и дети; субъекты, укло-
няющиеся от отбывания наказания, уплаты алиментов или разы-
скиваемые по искам предприятий, организаций и граждан; задер-
жанные за бродяжничество.
2. Предметы преступного посягательства, утраченные, изъя-
тые и бесхозные вещи, нарезное огнестрельное оружие; автомо-
били и бронетехника; антиквариат; радио-, видео-, фото- и ком-
пьютерная техника, имеющая индивидуальные номера; номер-
ные ценные государственные бумаги и документы.
3. Нераскрытые преступления: убийства и причинение тяжкого
вреда здоровью со смертельным исходом; разбои, совершенные
Глава 16. Криминалистическая регистрация 324
с применением огнестрельного оружия; мошенничества в крупных
размерах, фальшивомонетничество, подделка денег и ценных
бумаг; хищения огнестрельного оружия, крупных партий взрывча-
тых веществ, боеприпасов, наркотиков, отравляющих веществ,
радиоактивных материалов и редкоземельных металлов; кражи
автотранспорта и бронетехники, а также из металлических хра-
нилищ, из квартир, совершенные характерным способом, куль-
турных исторических ценностей; деяния, связанные с финансо-
выми, биржевыми и валютными аферами, вымогательством, а
также с похищением людей.
Соглашение предусматривает: обмен оперативно-розыскной,
справочной, криминалистической и иной информацией, касаю-
щейся любых преступлений, как совершенных, так и подготавли-
ваемых на территории стран СНГ организованной группой; сооб-
|
|
щение сведений о структуре, персональном составе, сфере дея-
тельности, организации управления, структурных и внешних свя-
зях криминальных группировок, имеющих международный харак-
тер; информирование о контактах между преступными группами,
действующими на территории СНГ; формы и методы противо-
правной деятельности организованных групп, включая и отмыва-
ние средств, полученных преступным путем.
Вступив в сентябре 1990 г. в Интерпол, Россия получила дос-
туп к учетам этой Международной организации уголовной поли-
ции, функции которой, в основном, заключаются в организации
взаимодействия полиции государств-членов для борьбы с пре-
ступлениями, имеющими международный характер. Правоохра-
нительные органы Российской Федерации осуществляют регу-
лярную связь с государствами-членами этой организации.
Учеты Интерпола касаются, как правило, конвенционных пре-
ступлений, то есть тех, общественная опасность которых конста-
тирована соответствующими международными конвенциями, —
терроризма, фальшивомонетничества, незаконного оборота нар-
котиков, хищений культурных ценностей и др. На учет ставится
информация, затрагивающая интересы двух и более государств:
о лицах, совершивших опасные преступления за рубежом; о пося-
гательствах, связанных с международными преступными органи-
зациями; о лицах, скрывшихся за границей после совершения
преступления, и т.д.
Все обращения в Интерпол осуществляются через Нацио-
нальные центральные бюро (НЦБ) государств — членов органи-
зации. Правовым основанием деятельности российского НЦБ
Интерпола является положение о нем, утвержденное постанов-
§ 5. Криминалистические информационные массивы
международных организаций
лением Правительства РФ от 14 октября 1990 г., в котором пре-
дусмотрены функции этого Бюро, в том числе формирование
банков данных о лицах, организациях, событиях, предметах и
документах, связанных с преступлениями, имеющими междуна-
родный характер.
Применительно к учетам Интерпола возможно пользование:
алфавитной картотекой «международных преступников» и лиц,
подозреваемых в совершении преступлений (через НЦБ посту-
пают сведения об их подозрительном поведении, связях, пере-
мещениях); дактилоскопической картотекой; картотекой данных о
внешности преступников; картотекой документов; картотекой пре-
ступлений, состоящей из нескольких разделов, каждый из кото-
рых соответствует виду деликта либо его видовой группе (в све-
дениях о преступлениях обязательно фиксируется способ их со-
вершения); фототекой наиболее опасных преступников; картоте-
кой лиц, пропавших без вести, и неопознанных трупов; картотекой
похищенных автомобилей, произведений искусства, культурных
ценностей и антиквариата, дорогостоящих ювелирных изделий;
справочной картотекой нарезного огнестрельного оружия.
Правоохранительные органы России с помощью Интерпола
могут получить также ряд дополнительных сведений о собствен-
ности, находящейся на территории государств — членов органи-
зации, в частности данные о банковских расчетах, налогах, не-
движимости, транспортных средствах, деятельности фирм —
банк данных «Фирмы». В настоящее время в Интерполе функ-
ционирует и другая автоматическая система поиска необходимой
информации, массив которой пополняется ежедневно, — «Кон-
фискация наркотиков».
На встрече в Брюсселе министров внутренних дел и юстиции
государств — членов ЕЭС в 1992 г. создана региональная поли-
цейская организация, получившая название «Европол». С 1994 г.
центр Европола находится в Страсбурге (Франция). Государства,
входящие в ЕЭС, организовали единую систему учета криминаль-
|
|
ных сведений. Ими создан центральный банк электронной инфор-
мации, аккумулирующий данные о лицах, совершивших преступле-
ния или представляющих оперативный интерес, об угнанных авто-
машинах, о похищенных деньгах, об утраченном и выявленном
огнестрельном оружии и др. Полиция каждого государства — члена
ЕЭС, имея компьютерную связь с центральным банком криминали-
стически значимой информации, может постоянно получать необ-
ходимые сведения.
Глава 16. Криминалистическая регистрация 326
Литература:
Александров И.В., Ищенко Е.П., Ищенко П.П. и др. Кримина-
листическая регистрация: Учебное пособие. Красноярск, 1991.
Аленин А.П. Криминалистические учеты: Учебно-практическое
пособие. Омск, 1997.
Илларионов В.П., Путова И.В. Правовые и организационно-
методические аспекты международного розыска преступников.
М., 1999.
Ищенко Е.П., Девиков Е.И. Уголовная регистрация. Омск,
1986.
Использование следователем учетов, картотек и иных банков
данных: Справочное пособие. М., 1994.
Федеральные учеты ГИЦ в борьбе с преступностью. М., 1994.