Деятельность по расследованию ДТП не может быть целена-
правленной и эффективной, если она не будет спланирована и
организована. На основании первоначально полученных факти-
ческих данных составляется план расследования, в котором с
учетом выдвинутых версий отражается последовательная систе-
ма следственных действий и оперативно-розыскных мер, направ-
ленных на розыск скрывшегося с места ДТП водителя и транс-
портного средства.
В плане первоначального этапа расследования нужно преду-
смотреть соответствующие следственные осмотры; установление
личности виновного; выявление очевидцев и иных свидетелей, их
допросы, допросы водителей транспортных средств, участвовав-
§ 3. Первоначальный этап расследования 697
ших в ДТП; их судебно-медицинское освидетельствование; на-
значение и проведение необходимых экспертиз.
К числу неотложных следственных действий и оперативно-
розыскных мер относятся: осмотр места происшествия, осмотр
транспортного средства на месте ДТП или в месте его обнаруже-
|
|
ния, осмотр трупа, осмотр документов, изъятых у водителя, ме-
дицинское освидетельствование водителя и потерпевшего (для
определения состояния алкогольного или наркотического опья-
нения), изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы оче-
видцев и иных свидетелей, водителя. Назначается судебно-
медицинская экспертиза трупа, последний предъявляется для
опознания (если личность погибшего не известна). При необхо-
димости могут быть назначены другие экспертизы (автотех-
ническая, судебно-химическая и др.), проведены следственный
эксперимент, проверка показаний с выходом на место, розыск и
задержание скрывшегося водителя, установление транспортного
средства, участвовавшего в ДТП, и др.
Осмотр места происшествия почти всегда предшествует дру-
гим следственным действиям и является одним из основных спо-
собов собирания доказательств по делам данной категории. В
любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия
должен быть произведен как можно быстрее, ибо ДТП чаще слу-
чаются на дорогах с интенсивным движением, нередко при не-
благоприятных метеорологических условиях (дождь, снег, туман,
гололед и т.д.), вследствие чего следовая обстановка быстро
изменяется. Нужно учитывать также, что несвоевременным при-
бытием следователя на место происшествия может воспользо-
ваться виновный водитель транспорта для уничтожения следов
происшествия, повреждения узлов автомобиля, чтобы потом зая-
вить о его внезапном выходе из строя.
Осмотр места ДТП. Когда поступает сообщение о дорожно-
транспортном происшествии, связанном с причинением смерти
|
|
потерпевшему либо тяжких телесных повреждений и значитель-
ного материального ущерба, на место происшествия направляет-
ся следственно-оперативная группа в составе следователя и ин-
спектора ГИБДД, оперативного работника уголовного розыска,
судебного медика, специалиста-криминалиста и специалиста-
автотехника. При ДТП со смертельным исходом, а также проис-
шествиях с участием иностранцев осмотр всегда проводит сле-
дователь.
Следует учитывать определенную специфику осмотра места
происшествия по делам данной категории. Практически всегда
Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности
движения и эксплуатации транспорта
необходимо как можно быстрее освободить проезжую часть до-
роги для обеспечения нормального движения транспорта. Поэто-
му на трассе целесообразно отметить места нахождения трупа,
транспортного средства и других объектов, значимых для дела,
произвести нужные измерения, а затем осмотр. Кроме традици-
онной фиксации обстановки места происшествия (фотографиро-
вания) целесообразно использовать видеозапись.
Важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, явля-
ются дорожные условия. Поэтому необходимо определить каче-
ство дорожного покрытия (асфальт, бетон, гравий и др.), его экс-
плуатационное состояние (сухое, с наледью и др.), особенности
(спуск, крутой поворот, подъем и т.п.). Границы осмотра иногда
составляют несколько метров, а нередко они имеют протяжен-
ность в несколько сотен метров. На проезжей части дороги могут
быть обнаружены следы торможения, капли масла, тосола, по-
зволяющие определить скорость и направление движения транс-
порта, капли крови, мозгового вещества, осколки фар, лобового и
ветрового стекла, частицы лакокрасочного покрытия и т.п.
Определенные особенности имеет осмотр дороги. Важны ее
конфигурация (прямая трасса, развилка, перекресток, поворот),
наличие уклона (горизонтальная дорога, спуск, подъем), тип покры-
тия (грунт, асфальт, бетон), его состояние на проезжей части (су-
хое, мокрое, заснеженное и т.д.), наличие обочин, тротуаров, газо-
нов, дорожных знаков, пешеходных переходов, остановок общест-
венного транспорта и т.д. Далее изучается расположение транс-
портных средств, следов, других вещественных доказательств по
отношению к проезжей части, элементам дороги (обочине, разде-
лительной полосе) и постоянным ориентирам (перекрестку, углу
дома, дорожному знаку и т.п.).
Границы осматриваемого участка дороги рекомендуется уве-
личивать как в сторону движения автомобиля, так и в противопо-
ложную. Нужно точно зафиксировать ширину проезжей части,
обочин, тротуаров, следы пятен крови, мозгового вещества, бен-
зина, масла, отделившиеся детали транспортного средства и
части перевозимого груза, осколки фар и стекол, отслоившуюся
краску. Подлежат фиксации длина и особенности тормозного
пути, последствия заноса, положение транспортных средств от-
носительно элементов проезжей части и ее границы.
Поскольку определение скорости движения автомобиля не-
редко имеет для расследования решающее значение, нужно
очень ответственно отнестись к выяснению длины и характера
§ 3. Первоначальный этап расследования 699
тормозного пути. Эти параметры с учетом свойств дорожного
покрытия, рельефа дороги, веса автомобиля, степени изношен-
ности протектора, состояния тормозов, а иногда и силы ветра
важны для установления скорости движения в момент, предше-
ствующий торможению. Для определения скорости используются:
специальные таблицы и формулы, предложенные специалиста-
ми-автотехниками, а также производство следственного экспери-
|
|
мента.
Определенную специфику имеет осмотр трупа потерпевшего.
Если позволяет обстановка, труп лучше осматривать на месте
его обнаружения. Однако нередко это рациональнее сделать в
морге. В ходе осмотра должно быть зафиксировано расположе-
ние трупа относительно транспортного средства и его следов,
окружающих предметов и элементов дороги, описаны поза и
трупные явления. Далее фиксируется наличие на теле погибше-
го, его одежде и обуви повреждений, отпечатков рисунка протек-
тора, решетки радиатора, бампера и других частей автомобиля,
пятен машинной смазки, частиц краски, стекла, дорожной пыли,
грязи, детально описывается их форма, размеры, локализация.
Осмотр транспортного средства, участвовавшего в ДТП,
имеет не меньшее значение, чем осмотр места происшествия,
особенно для выяснения механизма преступления и установле-
ния виновного лица. Транспортное средство после аварии обыч-
но сохраняет на себе множество следов, достаточно очевидных.
Обязательно фиксируется его положение на месте происшествия
по отношению к постоянным ориентирам (угол дома и т.д.); дру-
гим транспортным средствам. Делается это посредством фото-
графирования, вычерчивания плана, схемы, и, конечно, прото-
кольного описания.
Вначале фиксируется тип, марка и номерной знак автомоби-
ля; повреждения, возникшие в результате ДТП; осуществляется
поиск следов и вещественных доказательств (кровь, волосы, моз-
говое вещество, обрывки ткани одежды потерпевшего). Автомо-
биль обычно начинают осматривать с его передней части, осмотр
производят «снизу вверх». Тщательно обследуются бампер, фа-
ры, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, решетка
радиатора, капот, передние крылья, с тем чтобы обнаружить на
них повреждения от удара, волокна одежды, следы крови, волосы
потерпевшего и т.п. Затем в этих же целях необходимо осмотреть
ходовую часть и днище кузова автомобиля.
При осмотре нижней части внимание обращается на ходовую
часть, выступающие детали мостов, рессоры, картер двигателя,
|
|
Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности
движения и эксплуатации транспорта
где можно обнаружить лоскуты одежды, волосы, кровь и т.д. Сле-
ды рук нужно искать на колонке рулевого управления, рукоятке
переключения передач, на приборной панели (что особенно важ-
но в том случае, когда водитель скрылся, оставив машину, или
заявляет, что не он управлял автомобилем). Запаховые следы
изымаются с сидений и других предметов, которых касались во-
дитель и пассажиры.
Осматривая автомобиль, нужно проверить состояние тормоз-
ной системы, рулевого управления, других агрегатов и узлов, в
частности осветительных приборов, стеклоочистителей, исправ-
ность дверей, состояние шин и давление в камерах. Значительно
изношенный протектор подлежит обязательному фотографиро-
ванию. При осмотре салона фиксируется положение рычага пе-
реключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и
тумблера освещения (в темное время суток). При осмотре авто-
транспортных средств используются приборы для технического
контроля автомобиля, обнаружения, фиксации и изъятия следов.
Труднодоступные места осматриваются с эндоскопом, снабжен-
ным оптическими и осветительными системами.
При обнаружении автомобиля, вероятно участвовавшего в
ДТП, не на месте происшествия рекомендуется особо отметить в
протоколе следы недавнего ремонта (выпрямленные вмятины,
свежая покраска и т.д.).
Допрос свидетелей. Свидетельские показания являются
ценным источником сведений об обстоятельствах ДТП. Свидете-
лями-очевидцами по делам данной категории могут быть водите-
ли других автомашин, пассажиры городского транспорта, пеше-
ходы, работники ГИБДД и т.д. При их допросах следует учиты-
вать, что быстротечность и драматизм события, его неожидан-
ность и кратковременность восприятия могут привести к неточ-
ным, отрывочным и противоречивым показаниям очевидцев об
обстоятельствах происшествия. Поэтому важно выявить всех
свидетелей, сопоставление показаний которых поможет макси-
мально полно выяснить обстановку и роль каждого участника
ДТП.
В ходе допроса свидетеля-очевидца следователь должен вы-
яснить, где он находился в момент происшествия, чем занимал-
ся, что именно привлекло его внимание, каково было поведение
пострадавшего пешехода перед наездом на него, откуда и куда
он начал пересекать улицу, на каком участке проезжей части
произошел наезд, какой частью автомобиля был нанесен удар.
§ 3. Первоначальный этап расследования 701
Следует выяснить характер действий водителя до происшествия,
с какой примерно скоростью ехала его автомашина, тормозил ли
он и т.д. Для более точного воссоздания происшествия каждого
свидетеля-очевидца целесообразно допросить прямо на месте
аварии либо предложить ему составить схему места происшест-
вия, обозначив в ней свое местонахождение в момент ДТП, а
также других объектов дорожной обстановки. В случаях, когда
водитель сам или на автомобиле скрылся с места происшествия,
нужно выяснить признаки его внешности и приметы автомашины,
которые запомнились свидетелю.
При допросе водителя выясняется, как развивался процесс
ДТП, какими были его и потерпевшего действия в кульминацион-
ный момент, с какой скоростью он ехал на автомобиле, какие
попытки предпринимал для предотвращения опасных последст-
вий (тормозил, маневрировал и др.), оказал ли помощь потер-
певшему, почему уехал с места ДТП, пытался ли скрыть следы
произошедшего и т.д.
Очевидцы ДТП обычно дают объективные показания. Однако
быстротечность и неожиданность события ухудшают качество
восприятия. Субъективные характеристики очевидца также могут
отрицательно повлиять на качество восприятия, запоминания и
воспроизведения на допросе сведений о ДТП. Очевидцев выявля-
ют с помощью допрошенных свидетелей и силами работников
ГИБДД. При допросе рекомендуется предъявлять очевидцу схему
места происшествия.
Допрос подозреваемого. Перед допросом подозреваемого
следует ознакомиться с его документами: удостоверением на
право вождения автомобиля, техническим паспортом и путевым
листом, находящимися у водителя-профессионала, выяснить его
квалификацию, маршрут движения, не привлекался ли он ранее к
административной или уголовной ответственности за нарушения
правил дорожного движения.
Допрашивая подозреваемого водителя, нужно выяснить его
состояние перед поездкой: принимал ли он алкоголь и в каком
количестве; был ли исправен автомобиль, в чем выражались
неисправности; на каком часу работы произошло ДТП; какими
были скорость движения автомобиля, видимость, состояние пого-
ды и проезжей части. Выясняется наличие или отсутствие других
транспортных средств, их расположение друг относительно друга и
автомобиля подозреваемого; был ли с ним пассажир и кто именно.
Детально выясняется, когда водитель заметил препятствие, какие
меры принял, чтобы предотвратить столкновение или наезд, раз-
Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности
движения и эксплуатации транспорта
глядел ли этот момент, и если да, то какой частью автомашины
был сбит потерпевший или произошло столкновение; кто в это
время был поблизости и все видел.
Если водитель с места происшествия скрылся и был установ-
лен позже, то следует также выяснить, почему он не оказал по-
мощи потерпевшему, пытался ли уничтожить следы происшест-
вия, каким образом и с чьей помощью.
Поскольку ДТП совершаются неумышленно, водители обычно
дают правдивые показания, однако стремятся преуменьшить не-
правильный характер своих действий. Поэтому часты ссылки на
непредвиденные обстоятельства, например грубую неосторож-
ность пешехода, слабую освещенность проезжей части, плохое
дорожное покрытие, внезапную неисправность машины, резкую
смену погоды и др. Поэтому допрос должен быть, с одной сторо-
ны, активным и целенаправленным, а с другой — предельно так-
тичным.
Допрос потерпевшего обычно производится после его дос-
тавки в медицинское учреждение, с разрешения врача. У потер-
певшего-пешехода выясняют, не страдает ли он каким-либо фи-
зическим недостатком (например, хромотой, близорукостью, глу-
хотой), помешавшим ему быстро сориентироваться в возникшей
обстановке (по этому вопросу рекомендуется проконсультиро-
ваться с лечащим врачом, допросить родственников и знакомых
потерпевшего). Затем важно уточнить, где он был в момент про-
исшествия и что делал (шел, стоял, бросался из стороны в сто-
рону), видел ли приближающийся автомобиль, каковы его харак-
теристики, какой сигнал светофора горел в тот момент. При до-
просе потерпевших-пассажиров дополнительно выясняется, ка-
кой была скорость движения, как вел себя водитель — не отвле-
кался ли от своих обязанностей, не жаловался ли на недомога-
ние, усталость, поломки автомашины, как действовал после слу-
чившегося.
Если потерпевший получил повреждения, не опасные для
жизни, его лучше допросить прямо на месте происшествия.
Если водитель скрылся с места происшествия, то у потерпев-
шего нужно выяснить вид, марку и другие внешние признаки ав-
томобиля, приметы виновного водителя (пол, возраст и пр.). При
оценке показаний потерпевших следует иметь в виду, что они
могут добросовестно заблуждаться, преувеличивать скорость
приближения автомобиля и т.д. Как и подозреваемый, потерпев-
ший, будучи лицом, заинтересованным в исходе дела, может
§ 4. Последующий этап расследования 703
дать необъективные показания. Кроме того, страх, стресс, физи-
ческие страдания влияют на его восприятие произошедшего, по-
этому показания потерпевшего необходимо тщательно прове-
рить.
Освидетельствование водителя и потерпевшего произво-
дится для установления алкогольного или наркотического опья-
нения. Констатируются факт и давность употребления спиртного
или наркотиков, степень опьянения, наличие остаточных явлений,
свидетельствующих о перенесенном опьянении. Обычно произ-
водится также биохимическое исследование проб крови и мочи
испытуемого для качественного и количественного определения в
его организме алкоголя и наркотиков.
Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех
случаях, когда ДТП привело к гибели людей или причинению им
телесных повреждений. Помимо общих вопросов о причине
наступления смерти, времени, характере, локализации и степени
тяжести телесных повреждений, состоянии здоровья потер-
певшего перед происшествием, судебный медик решает вопрос о
наличии на теле и одежде потерпевшего специфических следов
автотранспортной травмы. Они возникают вследствие удара
конкретных частей тела об автомобиль и дорожное покрытие;
сдавливания тела между колесами и дорогой или двумя
автомобилями; трения при волочении тела по дорожному по-
крытию и т.д. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказа-
тельств исследует объекты биологического происхождения, ча-
ще всего кровь, волосы, частицы костей, тканей и органов чело-
веческого тела, обнаруженные при осмотре места ДТП. Перед
экспертом ставятся такие вопросы: не происходит ли обнаружен-
ная кровь от человека, если да, то совпадает ли она по группе и
типу с группой и типом крови потерпевшего; принадлежат ли во-
лосы, обнаруженные при осмотре автомобиля, человеку и сходны
ли они с волосами потерпевшего и др.