Первоначальный этап расследования

Деятельность по расследованию ДТП не может быть целена-

правленной и эффективной, если она не будет спланирована и

организована. На основании первоначально полученных факти-

ческих данных составляется план расследования, в котором с

учетом выдвинутых версий отражается последовательная систе-

ма следственных действий и оперативно-розыскных мер, направ-

ленных на розыск скрывшегося с места ДТП водителя и транс-

портного средства.

В плане первоначального этапа расследования нужно преду-

смотреть соответствующие следственные осмотры; установление

личности виновного; выявление очевидцев и иных свидетелей, их

допросы, допросы водителей транспортных средств, участвовав-

§ 3. Первоначальный этап расследования 697

ших в ДТП; их судебно-медицинское освидетельствование; на-

значение и проведение необходимых экспертиз.

К числу неотложных следственных действий и оперативно-

розыскных мер относятся: осмотр места происшествия, осмотр

транспортного средства на месте ДТП или в месте его обнаруже-

ния, осмотр трупа, осмотр документов, изъятых у водителя, ме-

дицинское освидетельствование водителя и потерпевшего (для

определения состояния алкогольного или наркотического опья-

нения), изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы оче-

видцев и иных свидетелей, водителя. Назначается судебно-

медицинская экспертиза трупа, последний предъявляется для

опознания (если личность погибшего не известна). При необхо-

димости могут быть назначены другие экспертизы (автотех-

ническая, судебно-химическая и др.), проведены следственный

эксперимент, проверка показаний с выходом на место, розыск и

задержание скрывшегося водителя, установление транспортного

средства, участвовавшего в ДТП, и др.

Осмотр места происшествия почти всегда предшествует дру-

гим следственным действиям и является одним из основных спо-

собов собирания доказательств по делам данной категории. В

любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия

должен быть произведен как можно быстрее, ибо ДТП чаще слу-

чаются на дорогах с интенсивным движением, нередко при не-

благоприятных метеорологических условиях (дождь, снег, туман,

гололед и т.д.), вследствие чего следовая обстановка быстро

изменяется. Нужно учитывать также, что несвоевременным при-

бытием следователя на место происшествия может воспользо-

ваться виновный водитель транспорта для уничтожения следов

происшествия, повреждения узлов автомобиля, чтобы потом зая-

вить о его внезапном выходе из строя.

Осмотр места ДТП. Когда поступает сообщение о дорожно-

транспортном происшествии, связанном с причинением смерти

потерпевшему либо тяжких телесных повреждений и значитель-

ного материального ущерба, на место происшествия направляет-

ся следственно-оперативная группа в составе следователя и ин-

спектора ГИБДД, оперативного работника уголовного розыска,

судебного медика, специалиста-криминалиста и специалиста-

автотехника. При ДТП со смертельным исходом, а также проис-

шествиях с участием иностранцев осмотр всегда проводит сле-

дователь.

Следует учитывать определенную специфику осмотра места

происшествия по делам данной категории. Практически всегда

Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности

движения и эксплуатации транспорта

необходимо как можно быстрее освободить проезжую часть до-

роги для обеспечения нормального движения транспорта. Поэто-

му на трассе целесообразно отметить места нахождения трупа,

транспортного средства и других объектов, значимых для дела,

произвести нужные измерения, а затем осмотр. Кроме традици-

онной фиксации обстановки места происшествия (фотографиро-

вания) целесообразно использовать видеозапись.

Важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, явля-

ются дорожные условия. Поэтому необходимо определить каче-

ство дорожного покрытия (асфальт, бетон, гравий и др.), его экс-

плуатационное состояние (сухое, с наледью и др.), особенности

(спуск, крутой поворот, подъем и т.п.). Границы осмотра иногда

составляют несколько метров, а нередко они имеют протяжен-

ность в несколько сотен метров. На проезжей части дороги могут

быть обнаружены следы торможения, капли масла, тосола, по-

зволяющие определить скорость и направление движения транс-

порта, капли крови, мозгового вещества, осколки фар, лобового и

ветрового стекла, частицы лакокрасочного покрытия и т.п.

Определенные особенности имеет осмотр дороги. Важны ее

конфигурация (прямая трасса, развилка, перекресток, поворот),

наличие уклона (горизонтальная дорога, спуск, подъем), тип покры-

тия (грунт, асфальт, бетон), его состояние на проезжей части (су-

хое, мокрое, заснеженное и т.д.), наличие обочин, тротуаров, газо-

нов, дорожных знаков, пешеходных переходов, остановок общест-

венного транспорта и т.д. Далее изучается расположение транс-

портных средств, следов, других вещественных доказательств по

отношению к проезжей части, элементам дороги (обочине, разде-

лительной полосе) и постоянным ориентирам (перекрестку, углу

дома, дорожному знаку и т.п.).

Границы осматриваемого участка дороги рекомендуется уве-

личивать как в сторону движения автомобиля, так и в противопо-

ложную. Нужно точно зафиксировать ширину проезжей части,

обочин, тротуаров, следы пятен крови, мозгового вещества, бен-

зина, масла, отделившиеся детали транспортного средства и

части перевозимого груза, осколки фар и стекол, отслоившуюся

краску. Подлежат фиксации длина и особенности тормозного

пути, последствия заноса, положение транспортных средств от-

носительно элементов проезжей части и ее границы.

Поскольку определение скорости движения автомобиля не-

редко имеет для расследования решающее значение, нужно

очень ответственно отнестись к выяснению длины и характера

§ 3. Первоначальный этап расследования 699

тормозного пути. Эти параметры с учетом свойств дорожного

покрытия, рельефа дороги, веса автомобиля, степени изношен-

ности протектора, состояния тормозов, а иногда и силы ветра

важны для установления скорости движения в момент, предше-

ствующий торможению. Для определения скорости используются:

специальные таблицы и формулы, предложенные специалиста-

ми-автотехниками, а также производство следственного экспери-

мента.

Определенную специфику имеет осмотр трупа потерпевшего.

Если позволяет обстановка, труп лучше осматривать на месте

его обнаружения. Однако нередко это рациональнее сделать в

морге. В ходе осмотра должно быть зафиксировано расположе-

ние трупа относительно транспортного средства и его следов,

окружающих предметов и элементов дороги, описаны поза и

трупные явления. Далее фиксируется наличие на теле погибше-

го, его одежде и обуви повреждений, отпечатков рисунка протек-

тора, решетки радиатора, бампера и других частей автомобиля,

пятен машинной смазки, частиц краски, стекла, дорожной пыли,

грязи, детально описывается их форма, размеры, локализация.

Осмотр транспортного средства, участвовавшего в ДТП,

имеет не меньшее значение, чем осмотр места происшествия,

особенно для выяснения механизма преступления и установле-

ния виновного лица. Транспортное средство после аварии обыч-

но сохраняет на себе множество следов, достаточно очевидных.

Обязательно фиксируется его положение на месте происшествия

по отношению к постоянным ориентирам (угол дома и т.д.); дру-

гим транспортным средствам. Делается это посредством фото-

графирования, вычерчивания плана, схемы, и, конечно, прото-

кольного описания.

Вначале фиксируется тип, марка и номерной знак автомоби-

ля; повреждения, возникшие в результате ДТП; осуществляется

поиск следов и вещественных доказательств (кровь, волосы, моз-

говое вещество, обрывки ткани одежды потерпевшего). Автомо-

биль обычно начинают осматривать с его передней части, осмотр

производят «снизу вверх». Тщательно обследуются бампер, фа-

ры, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, решетка

радиатора, капот, передние крылья, с тем чтобы обнаружить на

них повреждения от удара, волокна одежды, следы крови, волосы

потерпевшего и т.п. Затем в этих же целях необходимо осмотреть

ходовую часть и днище кузова автомобиля.

При осмотре нижней части внимание обращается на ходовую

часть, выступающие детали мостов, рессоры, картер двигателя,

Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности

движения и эксплуатации транспорта

где можно обнаружить лоскуты одежды, волосы, кровь и т.д. Сле-

ды рук нужно искать на колонке рулевого управления, рукоятке

переключения передач, на приборной панели (что особенно важ-

но в том случае, когда водитель скрылся, оставив машину, или

заявляет, что не он управлял автомобилем). Запаховые следы

изымаются с сидений и других предметов, которых касались во-

дитель и пассажиры.

Осматривая автомобиль, нужно проверить состояние тормоз-

ной системы, рулевого управления, других агрегатов и узлов, в

частности осветительных приборов, стеклоочистителей, исправ-

ность дверей, состояние шин и давление в камерах. Значительно

изношенный протектор подлежит обязательному фотографиро-

ванию. При осмотре салона фиксируется положение рычага пе-

реключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и

тумблера освещения (в темное время суток). При осмотре авто-

транспортных средств используются приборы для технического

контроля автомобиля, обнаружения, фиксации и изъятия следов.

Труднодоступные места осматриваются с эндоскопом, снабжен-

ным оптическими и осветительными системами.

При обнаружении автомобиля, вероятно участвовавшего в

ДТП, не на месте происшествия рекомендуется особо отметить в

протоколе следы недавнего ремонта (выпрямленные вмятины,

свежая покраска и т.д.).

Допрос свидетелей. Свидетельские показания являются

ценным источником сведений об обстоятельствах ДТП. Свидете-

лями-очевидцами по делам данной категории могут быть водите-

ли других автомашин, пассажиры городского транспорта, пеше-

ходы, работники ГИБДД и т.д. При их допросах следует учиты-

вать, что быстротечность и драматизм события, его неожидан-

ность и кратковременность восприятия могут привести к неточ-

ным, отрывочным и противоречивым показаниям очевидцев об

обстоятельствах происшествия. Поэтому важно выявить всех

свидетелей, сопоставление показаний которых поможет макси-

мально полно выяснить обстановку и роль каждого участника

ДТП.

В ходе допроса свидетеля-очевидца следователь должен вы-

яснить, где он находился в момент происшествия, чем занимал-

ся, что именно привлекло его внимание, каково было поведение

пострадавшего пешехода перед наездом на него, откуда и куда

он начал пересекать улицу, на каком участке проезжей части

произошел наезд, какой частью автомобиля был нанесен удар.

§ 3. Первоначальный этап расследования 701

Следует выяснить характер действий водителя до происшествия,

с какой примерно скоростью ехала его автомашина, тормозил ли

он и т.д. Для более точного воссоздания происшествия каждого

свидетеля-очевидца целесообразно допросить прямо на месте

аварии либо предложить ему составить схему места происшест-

вия, обозначив в ней свое местонахождение в момент ДТП, а

также других объектов дорожной обстановки. В случаях, когда

водитель сам или на автомобиле скрылся с места происшествия,

нужно выяснить признаки его внешности и приметы автомашины,

которые запомнились свидетелю.

При допросе водителя выясняется, как развивался процесс

ДТП, какими были его и потерпевшего действия в кульминацион-

ный момент, с какой скоростью он ехал на автомобиле, какие

попытки предпринимал для предотвращения опасных последст-

вий (тормозил, маневрировал и др.), оказал ли помощь потер-

певшему, почему уехал с места ДТП, пытался ли скрыть следы

произошедшего и т.д.

Очевидцы ДТП обычно дают объективные показания. Однако

быстротечность и неожиданность события ухудшают качество

восприятия. Субъективные характеристики очевидца также могут

отрицательно повлиять на качество восприятия, запоминания и

воспроизведения на допросе сведений о ДТП. Очевидцев выявля-

ют с помощью допрошенных свидетелей и силами работников

ГИБДД. При допросе рекомендуется предъявлять очевидцу схему

места происшествия.

Допрос подозреваемого. Перед допросом подозреваемого

следует ознакомиться с его документами: удостоверением на

право вождения автомобиля, техническим паспортом и путевым

листом, находящимися у водителя-профессионала, выяснить его

квалификацию, маршрут движения, не привлекался ли он ранее к

административной или уголовной ответственности за нарушения

правил дорожного движения.

Допрашивая подозреваемого водителя, нужно выяснить его

состояние перед поездкой: принимал ли он алкоголь и в каком

количестве; был ли исправен автомобиль, в чем выражались

неисправности; на каком часу работы произошло ДТП; какими

были скорость движения автомобиля, видимость, состояние пого-

ды и проезжей части. Выясняется наличие или отсутствие других

транспортных средств, их расположение друг относительно друга и

автомобиля подозреваемого; был ли с ним пассажир и кто именно.

Детально выясняется, когда водитель заметил препятствие, какие

меры принял, чтобы предотвратить столкновение или наезд, раз-

Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности

движения и эксплуатации транспорта

глядел ли этот момент, и если да, то какой частью автомашины

был сбит потерпевший или произошло столкновение; кто в это

время был поблизости и все видел.

Если водитель с места происшествия скрылся и был установ-

лен позже, то следует также выяснить, почему он не оказал по-

мощи потерпевшему, пытался ли уничтожить следы происшест-

вия, каким образом и с чьей помощью.

Поскольку ДТП совершаются неумышленно, водители обычно

дают правдивые показания, однако стремятся преуменьшить не-

правильный характер своих действий. Поэтому часты ссылки на

непредвиденные обстоятельства, например грубую неосторож-

ность пешехода, слабую освещенность проезжей части, плохое

дорожное покрытие, внезапную неисправность машины, резкую

смену погоды и др. Поэтому допрос должен быть, с одной сторо-

ны, активным и целенаправленным, а с другой — предельно так-

тичным.

Допрос потерпевшего обычно производится после его дос-

тавки в медицинское учреждение, с разрешения врача. У потер-

певшего-пешехода выясняют, не страдает ли он каким-либо фи-

зическим недостатком (например, хромотой, близорукостью, глу-

хотой), помешавшим ему быстро сориентироваться в возникшей

обстановке (по этому вопросу рекомендуется проконсультиро-

ваться с лечащим врачом, допросить родственников и знакомых

потерпевшего). Затем важно уточнить, где он был в момент про-

исшествия и что делал (шел, стоял, бросался из стороны в сто-

рону), видел ли приближающийся автомобиль, каковы его харак-

теристики, какой сигнал светофора горел в тот момент. При до-

просе потерпевших-пассажиров дополнительно выясняется, ка-

кой была скорость движения, как вел себя водитель — не отвле-

кался ли от своих обязанностей, не жаловался ли на недомога-

ние, усталость, поломки автомашины, как действовал после слу-

чившегося.

Если потерпевший получил повреждения, не опасные для

жизни, его лучше допросить прямо на месте происшествия.

Если водитель скрылся с места происшествия, то у потерпев-

шего нужно выяснить вид, марку и другие внешние признаки ав-

томобиля, приметы виновного водителя (пол, возраст и пр.). При

оценке показаний потерпевших следует иметь в виду, что они

могут добросовестно заблуждаться, преувеличивать скорость

приближения автомобиля и т.д. Как и подозреваемый, потерпев-

ший, будучи лицом, заинтересованным в исходе дела, может

§ 4. Последующий этап расследования 703

дать необъективные показания. Кроме того, страх, стресс, физи-

ческие страдания влияют на его восприятие произошедшего, по-

этому показания потерпевшего необходимо тщательно прове-

рить.

Освидетельствование водителя и потерпевшего произво-

дится для установления алкогольного или наркотического опья-

нения. Констатируются факт и давность употребления спиртного

или наркотиков, степень опьянения, наличие остаточных явлений,

свидетельствующих о перенесенном опьянении. Обычно произ-

водится также биохимическое исследование проб крови и мочи

испытуемого для качественного и количественного определения в

его организме алкоголя и наркотиков.

Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех

случаях, когда ДТП привело к гибели людей или причинению им

телесных повреждений. Помимо общих вопросов о причине

наступления смерти, времени, характере, локализации и степени

тяжести телесных повреждений, состоянии здоровья потер-

певшего перед происшествием, судебный медик решает вопрос о

наличии на теле и одежде потерпевшего специфических следов

автотранспортной травмы. Они возникают вследствие удара

конкретных частей тела об автомобиль и дорожное покрытие;

сдавливания тела между колесами и дорогой или двумя

автомобилями; трения при волочении тела по дорожному по-

крытию и т.д. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказа-

тельств исследует объекты биологического происхождения, ча-

ще всего кровь, волосы, частицы костей, тканей и органов чело-

веческого тела, обнаруженные при осмотре места ДТП. Перед

экспертом ставятся такие вопросы: не происходит ли обнаружен-

ная кровь от человека, если да, то совпадает ли она по группе и

типу с группой и типом крови потерпевшего; принадлежат ли во-

лосы, обнаруженные при осмотре автомобиля, человеку и сходны

ли они с волосами потерпевшего и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: