Поводами для возбуждения уголовного дела по факту ДТП
являются: непосредственное обнаружение сотрудником ГИБДД
признаков преступления; заявления потерпевших и их близких,
очевидцев, водителей транспортных средств, причастных к про-
исшествию; сообщения сотрудников медицинских учреждений и
транспортных организаций.
В большинстве случаев уголовные дела о ДТП возбуждают
следователи органов внутренних дел по материалам, поступив-
шим из ГИБДД. В ходе расследования подлежат установлению
следующие обстоятельства:
1. Каков характер ДТП — было это преступление, несчастный
случай или действие непреодолимой силы?
2. Где и когда произошло ДТП, какова его обстановка: тип и
состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзор-
ность, видимость, метеорологические условия и др.
3. Кто виноват в случившемся?
4. Есть ли причинно-следственная связь между нарушениями
правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и на-
ступившими последствиями?
5. Каков механизм ДТП?
|
|
6. Какие именно последствия наступили в результате ДТП
(смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного мате-
риального ущерба)?
7. Какие правила дорожного движения нарушены действиями
виновного?
8. Кто конкретно виноват в совершении преступных нарушений
правил безопасности движения и эксплуатации транспорта?
Следователь должен установить и такие специфические об-
стоятельства, как квалификация и стаж водителя, состояние его
здоровья, наличие алкогольного опьянения, не привлекался ли он
в прошлом к административной или уголовной ответственности
за нарушения правил дорожного движения.
Содержание исходных следственных ситуаций зависит от
очевидности или неочевидности ДТП, наступивших вредных по-
следствий, своевременности его обнаружения, характера следов
преступления и предпринятых попыток их сокрытия, особенно-
стей личности виновного и др.
Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности
движения и эксплуатации транспорта
Анализ следственной практики позволяет назвать такие ис-
ходные следственные ситуации:
1) водитель, автомобиль и потерпевший находятся на месте
происшествия;
2) водитель скрылся, оставив на месте происшествия автомо-
биль и потерпевшего;
3) водитель скрылся, оставив на месте происшествия потер-
певшего;
4) водитель скрылся с места происшествия и увез потерпев-
шего.
В первом случае обстановка на месте происшествия практи-
чески не изменена, виновный водитель известен. Следственные
версии в такой достаточно типичной ситуации следующие:
а) происшествие стало результатом нарушения правил до-
|
|
рожного движения водителем;
б) причина происшествия — грубое нарушение правил дорож-
ного движения пешеходом (внезапный выход на проезжую часть
дороги и др.);
в) происшествие — результат выпуска в эксплуатацию заве-
домо технически неисправного автомобиля лицом, ответствен-
ным за безопасную работу транспорта (например, с дефектом
тормозной системы);
г) происшествие возникло в результате непреодолимой при-
родной силы (оползень, наводнение и т.д.) либо случайного сте-
чения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участ-
ников ДТП.
Во втором и третьем случаях обстановка на месте происше-
ствия остается в первоначальном виде, но водитель на автома-
шине или, бросив ее, скрывается с места ДТП (эта ситуация ха-
рактерна для серьезных вредных последствий или совершения
ДТП в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения).
Наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны
быть выдвинуты и версии о том, какое конкретное транспортное
средство участвовало в ДТП и кто им управлял. В такой ситуации
должна быть решена задача установления обстоятельств проис-
шествия, в первую очередь определение параметров транспорт-
ного средства по повреждениям и следам на теле и одежде по-
терпевшего.
Если обстановка на месте происшествия сознательно изме-
нена его участниками (четвертый случай), тогда названные вер-
сии необходимо дополнить следующей: изменение обстановки,
§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению
в зависимости от исходных следственных ситуаций
характеризующей произошедшее ДТП, произведено в ходе вос-
становления безопасного движения транспорта, произведено
уничтожение материальных следов, указывающих на виновность
кого-либо из участников происшествия.
Наиболее типична первая ситуация, когда потерпевшим при-
чиняются легкие или средней тяжести телесные повреждения.
Алгоритм действий по ее разрешению включает безотлагатель-
ный осмотр места происшествия и автомобиля, допросы всех
очевидцев, освидетельствование водителя, назначение судебно-
медицинской экспертизы потерпевшего и других экспертных ис-
следований.
Вторая следственная ситуация отличается наиболее серь-
езными вредными последствиями: причинением потерпевшему
тяжких телесных повреждений или смерти. Эта ситуация обычно
складывается после угона автомобиля либо совершения ДТП
нетрезвым водителем. В этом случае следователю необходимо
произвести осмотр места происшествия, установить и допросить
очевидцев и других осведомленных лиц, назначить судебно-
медицинскую экспертизу пострадавшего и дать поручение орга-
нам дознания (ГИБДД, уголовному розыску) о производстве опе-
ративно-розыскных мероприятий.
Для третьей следственной ситуации характерно причине-
ние потерпевшему телесных повреждений средней тяжести. Для
ее разрешения производится осмотр места происшествия и
транспортного средства, устанавливаются и допрашиваются оче-
вицы, в том числе потерпевший, назначается судебно-медицинс-
кая экспертиза, дается поручение органам дознания о розыске
скрывшегося водителя. Как и при второй ситуации, здесь возмо-
жен угон транспортного средства, а также нетрезвое состояние
водителя.
При четвертой следственной ситуации алгоритм действий
следователя состоит в осмотре места происшествия, допросах
осведомленных лиц и даче поручений органам дознания произ-
вести оперативно-розыскные мероприятия. При обнаружении
трупа потерпевшего назначается судебно-медицинская эксперти-
за, а при обнаружении автомобиля — криминалистические экс-
пертизы.
При третьей и четвертой ситуациях исключительно важное зна-
|
|
чение имеет розыск скрывшегося водителя и автомобиля, кото-
рым он управлял. Прежде всего о случившемся должны быть не-
медленно информированы отдел ГИБДД и соседние территори-
Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности
движения и эксплуатации транспорта
альные органы милиции. В результате будут перекрыты возмож-
ные пути движения, произведен опрос свидетелей по направлению
предполагаемого уезда скрывшегося транспортного средства, ор-
ганизовано преследование по «горячим следам».
Производится обследование автопредприятий и автосерви-
сов, гаражей, автостоянок, дворов и других мест для обнаруже-
ния искомого транспортного средства. Розыск автомобиля и во-
дителя обычно отправляется от следов и других исходных дан-
ных, выявленных на месте ДТП, — марки и типа автомобиля, его
цвета, номера и других примет, характера перевозимого груза,
повреждений на окружающих предметах или теле потерпевшего,
следов протектора и т.д. Очень важны показания очевидцев о
внешности водителя. Для розыска следует использовать возмож-
ности местной прессы, радио, телевидения, привлекать предста-
вителей общественности.
В результате предпринятых мер исходная следственная си-
туация становится более простой, если водитель и транспортное
средство установлены; либо остается прежней, если этого сде-
лать не удалось. Алгоритм действий следователя в первом слу-
чае включает допросы водителя, потерпевшего и других осве-
домленных лиц, проведение следственных экспериментов, на-
значение автотехнической, судебно-медицинской и судебно-
химической экспертиз.
При втором варианте развития событий следователю необхо-
димо всячески стимулировать оперативно-розыскные мероприятия
по поиску и обнаружению водителя и его автомобиля, осуществ-
ляемые работниками ГИБДД и других служб милиции.