Характер дальнейших следственных действий зависит от си-
туации, складывающейся после проведения первоначального
этапа расследования. Все зависит от объема собранных доказа-
тельств вины нарушителя и его отношения к ним. На этом этапе
следователь допрашивает новых свидетелей, назначает различ-
ные экспертизы, а при необходимости проводит следственные
эксперименты и предъявления для опознания.
Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности
движения и эксплуатации транспорта
По завершнении первоначального этапа следователь обычно
конкретизирует версии о причинах произошедшего. Типичны та-
кие версии:
1) вина водителя в нарушении правил дорожного движения:
нахождение за рулем в нетрезвом состоянии, неправильный об-
гон, превышение допустимой скорости и т.д.;
2) неисправность дороги, отсутствие разметки, дорожной сиг-
нализации;
3) техническая неисправность автомобиля (например, отказ
тормозов, рулевого управления, других агрегатов);
|
|
4) грубая неосторожность потерпевшего;
5) случайное стечение обстоятельств;
6) инсценировка ДТП для сокрытия другого преступления.
Поскольку важно установить фактические обстоятельства ДТП,
иногда возникает необходимость в проведении следственного
эксперимента. Он должен проводиться в условиях, максимально
приближенных к реальным, по возможности на месте происшест-
вия. При этом недопустимо опытным путем проверять обстоятель-
ства, связанные с экстренным торможением, маневрированием,
чтобы определить техническую возможность предотвращения на-
езда. Наиболее типичными задачами следственного эксперимента
является проверка: угла обзора видимости с места водителя про-
езжей части, дорожных знаков либо других средств, предупреж-
дающих о приближении к опасному участку дороги; скорости дви-
жения автомобиля, возможности его самопроизвольного движения
под уклон при включенных тормозах; наличия у водителя профес-
сиональных навыков вождения и др.
При необходимости на данном этапе могут быть проведены
предъявление для опознания водителя и его автомобиля; очные
ставки, иные следственные действия. Составив мотивированное
постановление о привлечении водителя в качестве обвиняемого,
следователь производит его допрос. Затем может возникнуть
необходимость повторных или дополнительных экспертиз для
решения вопросов, выдвигаемых обвиняемым или его защитни-
ком.
Следственный эксперимент по рассматриваемой категории
дел обычно проводится трех видов:
1) выясняется возможность совершения определенных дейст-
вий;
2) устанавливается возможность восприятия какого-либо яв-
|
|
ления;
§ 4. Последующий этап расследования 705
3) определяется механизм ДТП. В первом случае посредст-
вом экспериментов определяют скорость движения автомобиля,
состояние его тормозов и других агрегатов, влияющих на безо-
пасность движения, наличие или отсутствие у водителя профес-
сиональных навыков. Во втором случае следственный экспери-
мент позволяет выяснить возможность увидеть появившееся
препятствие (человека, автомашину и т.д.) в конкретной дорож-
ной обстановке, услышать звуки сигнала, шум двигателя транс-
портного средства и т.д. В третьем случае следственный экспе-
римент предполагает воспроизведение обстановки расследуемо-
го ДТП и выяснение по следам на автомобиле, дорожном покры-
тии и других объектах механизма столкновения, опрокидывания
или наезда.
Условия проведения следственного эксперимента должны
быть максимально приближены к действительным обстоятельст-
вам случившегося ДТП. Конечно, нельзя проводить такие экспе-
рименты, которые могут привести к травмам его участников, при-
чинению материального ущерба (повреждение автомобиля,
шлагбаума, светофора, дорожного покрытия и др.).
На последующем этапе расследования допрашивают всех
свидетелей, могущих охарактеризовать участников ДТП: меди-
цинских работников, оказавших помощь потерпевшему, его и во-
дителя коллег по работе, сотрудников милиции и др. В ходе до-
просов выясняются подробности и обстоятельства расследуемо-
го происшествия, личности его участников.
Допрашивая лиц, знающих участников ДТП, например их род-
ственников и близких, важно выяснить, не страдал ли потерпев-
ший (подозреваемый) какими-либо психическими или физически-
ми недостатками, каким было его состояние здоровья перед про-
исшествием, не злоупотреблял ли он алкоголем, куда направлял-
ся, как был одет, что имел при себе и т.д.
Медицинских работников обычно допрашивают, если потерпев-
ший умер при его транспортировке или в лечебном учреждении.
Они могут рассказать, не говорил ли потерпевший чего-либо о ДТП.
У сослуживцев водителя-профессионала обычно выясняют его де-
ловые и личные качества, уровень профессиональной подготовки,
отношение к работе, качество последнего ремонта автомобиля,
порядок выпуска машин на линию и др. Работники милиции, первы-
ми прибывшие на место ДТП, могут быть допрошены о первона-
чальной обстановке на этом месте. С их помощью реконструируют
обстановку на месте для выяснения всех обстоятельств произо-
шедшего.
Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности
движения и эксплуатации транспорта
При необходимости на данном этапе могут быть проведены
предъявление для опознания водителя и его автомобиля; очные
ставки, иные следственные действия. После того, как следова-
тель мотивированным постановлением привлекает водителя в
качестве обвиняемого, производится его допрос. Затем может
понадобиться проведение повторных или дополнительных экс-
пертиз для решения вопросов, выдвигаемых обвиняемым или его
защитником.
На последующем этапе расследования, как правило, прово-
дятся автотехническая, трасологическая, судебно-химическая
экспертизы.
Автотехническая экспертиза назначается, чтобы опреде-
лить техническое состояние машины, исправность ее отдельных
агрегатов, механизмов и узлов, установить механизм ДТП, опреде-
лить техническую возможность предотвращения происшествия,
дать техническую оценку действий водителя во время аварии, ус-
тановить причинную связь между техническими неисправностями
машины и происшествием, решить другие вопросы.
Своебразие автотехнической экспертизы состоит в том, что в
|
|
ней в качестве исходных данных выступают не только матери-
альные объекты, но и фактические обстоятельства, зафиксиро-
ванные в протоколах осмотра места происшествия и автомобиля,
на фотоснимках, видеозаписи, схемах (планах), в протоколах
допросов очевидцев, потерпевших и др. Поэтому любая небреж-
ность и неточность, допущенные следователем, могут негативно
повлиять на выводы эксперта. Кроме автотехнической по делам
данной категории назначаются различные виды криминалистиче-
ской экспертизы. Возможны и комплексные исследования объек-
тов ДТП.
На разрешение эксперта обычно выносят следующие вопро-
сы:
1) какие повреждения имеются на автомашине;
2) когда они образовались — до или после происшествия;
3) с какой скоростью ехал автомобиль перед аварией;
4) мог ли водитель при данной скорости движения, наличном
состоянии проезжей части и при заданном расстоянии до препят-
ствия остановить автомобиль путем торможения;
5) какое значение в данных условиях имела для развития ДТП
неисправность тормозов или рулевого управления и др.
Вместе с постановлением о назначении экспертизы эксперту-
автотехнику должны быть направлены: протокол осмотра места
§ 4. Последующий этап расследования 707
ДТП и его схема, протокол осмотра транспортного средства, про-
токол следственного эксперимента (если он проводился), другие
материалы: справка метеослужбы о состоянии погоды в период
расследуемого ДТП, справка о профиле дороги и состоянии до-
рожного покрытия в зоне происшествия, сведения о продолжи-
тельности работы фаз светофоров и т.д.
При производстве экспертизы нередко используются автома-
тизированные системы «Автоэкс-2» и «Автоэкс-3». Системы
включают компьютер, оснащенный программой для выполнения
исследований и печатания заключений, а также графопострои-
тель, вычерчивающий подробную схему развития ДТП. Они по-
зволяют получать результаты автотехнической экспертизы очень
быстро и независимо от числа вопросов, а также количества ва-
|
|
риантов численных значений исходных данных.
Криминалистическая экспертиза материалов, веществ и
изделий назначается в тех случаях, когда необходимо опреде-
лить, не однородны ли частицы лакокрасочного покрытия, сма-
зочных материалов, жидких и сыпучих грузов, изъятые с места
происшествия, тела и одежды потерпевшего и транспортного
средства.
Трасологическая экспертиза чаще всего назначается, чтобы
идентифицировать транспортное средство по следам протектора
шин, частям и деталям, отделившимся при происшествии; опре-
делить последовательность возникновения следов, направле-
ность приложения силы при их образовании; уточнить взаимное
расположение автомобилей в момент столкновения; определить
направление их движения; идентифицировать человека по сле-
дам рук, оставленным на рычагах управления и других поверхно-
стях транспортного средства; отождествить целое по частям (по
осколкам фарного или лобового стекла, частицам лакокрасочного
покрытия).
В сложных случаях возникает необходимость в проведении
комплексной автотехнической, криминалистической и судебно-
медицинской экспертизы, разрешающей такие вопросы: являют-
ся ли повреждения, обнаруженные на трупе, транспортной трав-
мой и какими частями автомобиля они могли быть причинены;
какой была поза потерпевшего в момент наезда транспортного
средства; с какой скоростью ехал автомобиль в момент причине-
ния потерпевшему повреждений; каков механизм образования
травм, обнаруженных на трупе; не нанесены ли они конкретными
частями автомобиля; каков тип (вид, марка) автомобиля, совер-
шившего наезд, и др.
Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности
движения и эксплуатации транспорта
Литература:
Герасимов В.Н. Методика расследования автотранспортных
преступлений. М., 1988.
Еленюк Г.А., Ищенко П.П., Ярослав Ю.Ю. Использование спе-
циальных познаний при расследовании дорожно-транспортных
происшествий. Караганда, 1987.
Следственный осмотр при расследовании транспортных про-
исшествий. Саратов, 1993.
Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных
происшествий с учетом ситуационных факторов. Свердловск,
1987.