Преступлений

Обеспечение транспортной безопасности остается для Рос-

сийской Федерации весьма актуальной проблемой.

К преступлениям против безопасности движения и эксплуата-

ции транспорта, включающего все многообразие транспортных

средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный,

гужевой, другой механический, электротранспорт, трактора и

иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорож-

ного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК

РФ); оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст.

265 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств

и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст.

266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или

путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечи-

вающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти со-

ставы объединены общими признаками тяжести преступных по-

следствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда

здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1

ст. 264, ст. 265, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 268 УК РФ);

смерть человека (ч. 2 ст. 264, ст. 265, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2

ст. 268 УК РФ); смерть двоих и более людей (ч. 3 ст. 264, ст. 265,

ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК РФ).

Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо-

и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и

эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уро-

вень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство

водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факто-

ров приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах.

Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных

происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и

становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспорт-

ные средства, что причиняет существенный ущерб государству.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП)это на-

рушение нормальной работы транспорта при его передвиже-

нии по дорогам, повлекшее различные вредные последствия. В

зависимости от последствий различают преступные нарушения

Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности

движения и эксплуатации транспорта

правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и адми-

нистративные правонарушения на транспорте.

В число наиболее распространенных видов ДТП входят:

1) наезд транспортного средства на пешехода, велосипеди-

ста, животное;

2) столкновение транспортных средств между собой;

3) опрокидывание транспортных средств;

4) наезд транспортного средства на препятствие. Случается и

такая разновидность ДТП, как выпадение пассажиров из транс-

портного средства.

По причинам возникновения ДТП можно подразделить на

происшествия:

1) возникшие по вине водителей, управляющих транспортом в

состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при силь-

ном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, пе-

ревозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости

при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на

дороге, при необходимости уклониться от столкновения или на-

езда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрест-

ков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде

из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ос-

леплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, до-

рожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки кон-

кретной дорожной обстановки и др.;

2) возникшие по причине неправильных действий пешеходов:

неожиданное появление на дороге из-за препятствия (например,

стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у

тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транс-

портного средства, движущегося в попутном или встречном на-

правлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережи-

давший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.);

выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещен-

ной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по

обочине проезжей части и т.д.;

3) происшедшие в результате нарушений, допускаемых лица-

ми, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию

транспортных средств (нарушение правил технического обслужи-

вания и выпуск на линию неисправного транспорта), а также вслед-

ствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного

полотна, плохой организации регулирования уличного движения.

§ 1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений 691

Практика показывает, что в подавляющем большинстве слу-

чаев ДТП происходят в результате нарушения правил дорожного

движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипеди-

стами, мотоциклистами, а также по причине грубых нарушений

правил технической эксплуатации работниками транспортных

хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией

дорожного движения.

Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и

обстоятельств ДТП, установить их истинную причину бывает нелег-

ко. Объясняется это тем, что зачастую они — результат одновре-

менного действия нескольких причин (нарушений, допущенных

водителем, пешеходом и пассажиром; лицами, ответственными за

техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и

водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и оценивать воз-

можную связь данных причин.

Выяснить криминалистически значимые обстоятельства дорож-

но-транспортного происшествия помогает знание его механизма.

Механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми

элементами рассматриваемых преступлений. Несомненно, что на

механизм совершения данного преступления влияет большое ко-

личество элементов системы «водитель — автомобиль — дорога

— окружающая среда». Механизм — это система временных, ди-

намических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и фак-

торов, формирующих следы на взаимодействующих объектах на

всех стадиях развития ДТП. Знание этого механизма позволяет

определить криминалистически значимые признаки, которые в

дальнейшем будут способствовать установлению объективной

истины по делу.

В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и

финальная.

Начальная фаза развивается в условиях движения транс-

портных средств и пешеходов, сложившихся перед возникнове-

нием опасной ситуации. Она становится такой, когда участники

дорожного движения должны немедленно принимать все меры

для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последст-

вий. Промедление переводит ситуацию из опасной в аварийную.

Тогда участники движения уже не в состоянии предотвратить

ДТП.

Кульминационная фаза состоит из событий, вызывающих

наиболее тяжелые последствия (повреждения транспортных

средств, увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водите-

лей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных

Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности

движения и эксплуатации транспорта

средств и пешеходов, данная фаза очень кратковременна и разви-

вается на небольшом участке дороги. Когда в происшествии участ-

вуют десятки автомобилей, данная фаза удлиняется до нескольких

минут, а зона развития ДТП бывает значительной.

Необходимо учитывать, что обстановка ДТП во многом опре-

деляется воздействием окружающей среды, особенностями до-

роги, техническим состоянием транспортных средств, личност-

ными свойствами участников. При этом между ними имеются

обратные связи, поэтому механизм происшествия формируется

под воздействием всех названных факторов.

Финальная фаза ДТП обычно совпадает с прекращением

движения транспортного средства.

В результате контактного взаимодействия автомобиля и пе-

шехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покры-

тии остаются различные следы. По ним, своевременно обнару-

женным и зафиксированным, можно установить механизм и при-

чины произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны

быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников

происшествия, а как следствие — кратковременность его воспри-

ятия. В результате объем воспринятой информации бывает

весьма незначителен.

На характер и качество восприятия обстановки и обстоя-

тельств ДТП влияют также неблагоприятные факторы объектив-

ного и субъективного свойства: плохие метеорологические усло-

вия, недостаточная освещенность, трагическая развязка проис-

шедшего, вызывающая состояние стресса, и т.д. Эти обстоятель-

ства диктуют необходимость выявления всех очевидцев проис-

шествия и проведения их детального допроса.

Субъекты, виновные в дорожно-транспортных происшествиях

(водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое со-

стояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как

правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянно-

сти или небрежности. Правда, известны случаи умышленного

совершения ДТП, в том числе с целью сокрытия следов ранее

совершенного преступления.

ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на

следствии пытаются переложить виновность в произошедшем на

водителя. Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие воз-

никновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно

усложняет выяснение обстоятельств происшествия.

§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению

в зависимости от исходных следственных ситуаций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: