Обеспечение транспортной безопасности остается для Рос-
сийской Федерации весьма актуальной проблемой.
К преступлениям против безопасности движения и эксплуата-
ции транспорта, включающего все многообразие транспортных
средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный,
гужевой, другой механический, электротранспорт, трактора и
иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорож-
ного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК
РФ); оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст.
265 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств
и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст.
266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или
путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечи-
вающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти со-
ставы объединены общими признаками тяжести преступных по-
следствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда
здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1
|
|
ст. 264, ст. 265, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 268 УК РФ);
смерть человека (ч. 2 ст. 264, ст. 265, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2
ст. 268 УК РФ); смерть двоих и более людей (ч. 3 ст. 264, ст. 265,
ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК РФ).
Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо-
и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и
эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уро-
вень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство
водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факто-
ров приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах.
Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных
происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и
становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспорт-
ные средства, что причиняет существенный ущерб государству.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — это на-
рушение нормальной работы транспорта при его передвиже-
нии по дорогам, повлекшее различные вредные последствия. В
зависимости от последствий различают преступные нарушения
Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности
движения и эксплуатации транспорта
правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и адми-
нистративные правонарушения на транспорте.
В число наиболее распространенных видов ДТП входят:
1) наезд транспортного средства на пешехода, велосипеди-
ста, животное;
2) столкновение транспортных средств между собой;
3) опрокидывание транспортных средств;
4) наезд транспортного средства на препятствие. Случается и
такая разновидность ДТП, как выпадение пассажиров из транс-
|
|
портного средства.
По причинам возникновения ДТП можно подразделить на
происшествия:
1) возникшие по вине водителей, управляющих транспортом в
состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при силь-
ном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, пе-
ревозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости
при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на
дороге, при необходимости уклониться от столкновения или на-
езда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрест-
ков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде
из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ос-
леплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, до-
рожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки кон-
кретной дорожной обстановки и др.;
2) возникшие по причине неправильных действий пешеходов:
неожиданное появление на дороге из-за препятствия (например,
стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у
тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транс-
портного средства, движущегося в попутном или встречном на-
правлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережи-
давший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.);
выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещен-
ной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по
обочине проезжей части и т.д.;
3) происшедшие в результате нарушений, допускаемых лица-
ми, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию
транспортных средств (нарушение правил технического обслужи-
вания и выпуск на линию неисправного транспорта), а также вслед-
ствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного
полотна, плохой организации регулирования уличного движения.
§ 1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений 691
Практика показывает, что в подавляющем большинстве слу-
чаев ДТП происходят в результате нарушения правил дорожного
движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипеди-
стами, мотоциклистами, а также по причине грубых нарушений
правил технической эксплуатации работниками транспортных
хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией
дорожного движения.
Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и
обстоятельств ДТП, установить их истинную причину бывает нелег-
ко. Объясняется это тем, что зачастую они — результат одновре-
менного действия нескольких причин (нарушений, допущенных
водителем, пешеходом и пассажиром; лицами, ответственными за
техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и
водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и оценивать воз-
можную связь данных причин.
Выяснить криминалистически значимые обстоятельства дорож-
но-транспортного происшествия помогает знание его механизма.
Механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми
элементами рассматриваемых преступлений. Несомненно, что на
механизм совершения данного преступления влияет большое ко-
личество элементов системы «водитель — автомобиль — дорога
— окружающая среда». Механизм — это система временных, ди-
намических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и фак-
торов, формирующих следы на взаимодействующих объектах на
всех стадиях развития ДТП. Знание этого механизма позволяет
определить криминалистически значимые признаки, которые в
дальнейшем будут способствовать установлению объективной
истины по делу.
В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и
финальная.
Начальная фаза развивается в условиях движения транс-
портных средств и пешеходов, сложившихся перед возникнове-
|
|
нием опасной ситуации. Она становится такой, когда участники
дорожного движения должны немедленно принимать все меры
для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последст-
вий. Промедление переводит ситуацию из опасной в аварийную.
Тогда участники движения уже не в состоянии предотвратить
ДТП.
Кульминационная фаза состоит из событий, вызывающих
наиболее тяжелые последствия (повреждения транспортных
средств, увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водите-
лей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных
Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности
движения и эксплуатации транспорта
средств и пешеходов, данная фаза очень кратковременна и разви-
вается на небольшом участке дороги. Когда в происшествии участ-
вуют десятки автомобилей, данная фаза удлиняется до нескольких
минут, а зона развития ДТП бывает значительной.
Необходимо учитывать, что обстановка ДТП во многом опре-
деляется воздействием окружающей среды, особенностями до-
роги, техническим состоянием транспортных средств, личност-
ными свойствами участников. При этом между ними имеются
обратные связи, поэтому механизм происшествия формируется
под воздействием всех названных факторов.
Финальная фаза ДТП обычно совпадает с прекращением
движения транспортного средства.
В результате контактного взаимодействия автомобиля и пе-
шехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покры-
тии остаются различные следы. По ним, своевременно обнару-
женным и зафиксированным, можно установить механизм и при-
чины произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны
быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников
происшествия, а как следствие — кратковременность его воспри-
ятия. В результате объем воспринятой информации бывает
весьма незначителен.
На характер и качество восприятия обстановки и обстоя-
тельств ДТП влияют также неблагоприятные факторы объектив-
ного и субъективного свойства: плохие метеорологические усло-
|
|
вия, недостаточная освещенность, трагическая развязка проис-
шедшего, вызывающая состояние стресса, и т.д. Эти обстоятель-
ства диктуют необходимость выявления всех очевидцев проис-
шествия и проведения их детального допроса.
Субъекты, виновные в дорожно-транспортных происшествиях
(водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое со-
стояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как
правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянно-
сти или небрежности. Правда, известны случаи умышленного
совершения ДТП, в том числе с целью сокрытия следов ранее
совершенного преступления.
ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на
следствии пытаются переложить виновность в произошедшем на
водителя. Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие воз-
никновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно
усложняет выяснение обстоятельств происшествия.
§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению
в зависимости от исходных следственных ситуаций